Конспект урока географии на тему «География сегодня»
Предметная линия учебников « Полярная звезда» авторы А.И. Алексеев
Технологическая карта урока по теме «География сегодня».
Автор: Мартинкевич Татьяна Францевна, учитель географии.
Урок № 4
Предмет
• выяснить, как и с помощью, каких способов изучают Землю;
• показать связь географии с практической деятельностью человека;
• перечислить способы получения информацию о любой точки Земли.
Планируемый результат
Когнитивный компонент: знать, как сегодня собирают информацию о Земле.
Деятельностный компонент: владеть способами получения современной географической информации; изучить основные способы получения географической информации; уметь находить географическую информацию в газетах, журналах, Интернете.
Эмоционально-ценностный: показать ценность географической информации для человечества; раскрыть значимость современных технологий для географической науки.
Основные термины, понятия, номенклатура и персоналии
Навигационные системы. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС)
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Воспитывать усидчивость, настойчивость в приобретении знаний, развивать познавательный интерес.
Развивать навыки и умения работать с источниками географической информации, текстом учебника, находить и анализировать, развивать умение работать в группе, дополнительной литературой.
Освоение знаний по основным географическим понятиям темы: география сегодня
Универсальные учебные действия
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
- Осознавать свои эмоции;
- Осознавать мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- Осознание необходимости изучения источников географической информации.
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
- участвовать в совместной деятельности;
-понимать значение умения ориентирования в своей повседневной жизни и деятельности;
-выделять существенные признаки понятий;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
-проводить классификацию, указывая на основание классификации;
-решать учебные задачи;
-поиск и отбор информации в учебно – справочной литературе;
-поиск ответов на вопросы.
-слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть монологической речью;
-уметь работать в паре;
- создавать устные и письменные тексты;
-излагать свое мнение;
- использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Учебник, географические карты, атласы; книги, журналы, газеты, справочники, энциклопедии.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (классификация) и познавательных процессов (внимание, память).
Мотивация к учебной деятельности
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование темы урока и постановка цели
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Изучение нового материал
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания понятий, знаний, алгоритмов работы с ГИС.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний (мини-практикум)
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Проверка понимания содержания материала урока
Активизация полученных знаний
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Технологическая карта урока
Этап урока
Формы
промежуточного контроля
Организационныймомент
Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, проверка готовности к уроку.
Создать благоприятный психологический настрой на работу, вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.
Приветствуют учителя, воспринимают услышанную информацию, проверяют наличие учебных материалов для работы на уроке.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке
Визуальный контроль учителя, самоконтроль обучающихся
Актуализация знаний (слайд 2.)
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос.
- Каковы были представления о Земле у людей в древности? - Как люди представляли землю в Средние века?
- Когда и почему наступила эпоха Великих географических открытий?
- Какое значение имели путешествия X. Колумба и Ф. Магеллана?
- Каков вклад русских ученых и путешественников в освоение Земли?
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные учебно – познавательные:
Перечислять великие географические открытия: открытия Х.Колумба, Ф.Магеллана и их влияние на судьбы мира;
Метапредметные познавательные:
-выполнять классификацию;
-обосновывать основание для классификации.
Текущий контроль
Мотивация к учебной деятельности
(слайд 3.)
Предлагает определить тему урока, показывает презентацию с изображением источников географической информации.
Как вы думаете, что мы будем изучать?
Какова цель нашего урока?
Рассуждения учеников. Слушают учителя, смотрят презентацию.
Личностные: Осознавать мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке;
Предметные:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
Умение работать с разными источниками информации.
Метапредметные: Способность к сотрудничеству и коммуникации, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации
2
Формулирование темы урока и постановка цели
Обобщает и корректирует ответы учащихся.
Формулируют тему и цель урока.
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
Изучение нового материала
Беседа с элементами самостоятельной деятельности.
- Как вы думаете, какие вопросы мы будем разбирать?
- Как сегодня собирают информацию о Земле?
- Составьте схему «Источники географической информации».
- Как осуществляется исследование земной поверхности?
- Что такое навигационные системы?
Слово «навигация» в переводе с латинского языка означает «плыву на судне». Навигация — это наука о способах выбора пути и методах хождения судов, летательных и космических аппаратов.
- Какова задача навигационной системы? Нахождение оптимального маршрута (траектории), определение местонахождения, направления и значения скорости и других параметров движения объектов.
Выясняют, определяют.
Просматривают, рассуждают, исследуют.
На основе текста учебника и рассказа учителя учащиеся составляют схему.
Личностные регулятивные формирование ответственного отношения к учению.
Метапредметные коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество, осознанно пользоваться речью.
Предметные учебно – познавательные формирование умений пользоваться географическими знаниями в повседневной жизни.
Текущий контроль
Первичная проверка понимания
(слайд 4-7.)
- Прочитайте в учебнике (стр. 17) о самом важном источнике информации.
-Что является главным источником информации?
-Что позволило ученым создать при появлении мощных компьютеров?
- Когда были сделаны первые космические снимки?
(опережающее задание)
- Какие источники географической информации имеются в кабинете географии, дома?
- Учебник стр. 17. Чтение текста.
- Экспедиции, наблюдения, путешествия.
- ГИС
доклад
Метапредметные: познавательные: смысловое чтение, выделять признаки понятий.
Регулятивные: способности к самостоятельному приобретению новых знаний, умения организовать свою деятельность, сверять свои действия с целью, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля.
Предметные познавательные усвоение понятия «ГИС».
Текущий контроль
Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся Учитель просит учащихся встать. Упражнения Руки вверх, затем вперёд, приседает весь народ, встали дружно, повернулись и друг другу улыбнулись.
Выполняют упражнения для осанки и для глаз
Применение новых знаний
Мини – практикум.
(слайд 8.)
- Найдите в Интернете географическую информацию
1 группа - по вашему селу.
2 группа – по вашему району.
3 группа – по вашей области.
Учащиеся работают по группам
Личностные, метапредметные коммуникативные : умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, формировать речевую деятельность в соответствии для выражения своих чувств, мыслей, владение монологической речью, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, монологическая речь.
Предметные познавательные формирование умения выделять нужную информацию.
Текущий контроль
Проверка понимания содержания материала урока.
-Подведите итог своей работы на уроке.
- Как ученые собирают информацию о земле?
- Перечислите источники географической информации. Какова их роль для географии?
- Каково значение космических технологий для развития географической науки?
- Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: как наблюдения и исследования в космосе помогают решать земные проблемы?
Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты ответов.
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные
регулятивные:
-уметь оценивать правильность выполненной учебной задачи;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.
Предметные познавательные: находить географическую информацию в разных источниках.
Текущий контроль
Контроль полученных знаний
Экспресс-контроль
Подводит итоги урока, выставляет оценки учащимся.
Самостоятельно выполняют тест, оценивают усвоенное содержание.
Выбор эффективных способов решения, в зависимости от конкретных условий.
Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме.
Контроль и оценка результатов деятельности.
Контроль в форме теста
Текущий контроль
Рефлексия
Фиксирует результаты урока, успехи учащихся.
Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
О чём мы сегодня говорили на уроке?
Всё ли было понятно на уроке?
Поднимите руку, кто работал и изучал сегодня активно? А кто мог бы изучать ещё лучше, чем сегодня? Какую оценку вы поставили себе за урок?
Предлагает приём «нарисуй смайлик»
Осознают свою учебную деятельность, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Используют приём «Нарисуй смайлик»
Самоконтроль
Домашнее задание(слайд 9.)
Даёт рекомендации по выполнению домашнего задания
Параграф 4, задание 2, 4, 6 стр. 18
Записывают домашнее задание.
Презентацию и интеллект-карту можно скачать http://multiurok.ru/uroki-martinkevich/files/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-gieoghrafiia-sieghodnia-avtor-a-i-alieksieiev.html