Урок окружающего мира «Семейный бюджет»
Урок окружающего мира 3 класс.
Тема урока: «Семейный бюджет»
Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета, сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете, закрепить понятия «бюджет, расходы, доходы», выявить основные источники формирования семейного бюджета, овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет, воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету,
ценить труд всех членов семьи, развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в команде и в коллективе.
Планируемые результаты: познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умения ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи;
коммуникативные УУД:
формирование умения договариваться, находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
регулятивные УУД: самостоятельное формулирование учебной проблемы; поиск и выделение необходимой информации;
личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность |
УУД |
|
учителя |
учащихся |
||
I. Мотивация учебной деятельности.
|
Давайте наш сегодняшний урок начнём с хорошего настроения и пожелания друг другу добра. В парах, стоя лицом друг к другу: Я желаю тебе добра! (рука на своей груди) Ты желаешь мне добра! (рука на груди соседа) Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся) Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа) Я тебе помогу! (рука на своей груди) Я очень рада, что у вас прекрасное настроение и надеюсь вам будет интересно работать на уроке, урок пройдет с большой пользой для вас. |
Приветствуют учителя, выполняют все движения, желают друг другу добра. |
Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД
|
II. Актуализация знаний.
|
(Слайд 1) 1.Под мелодию «Что? Где? Когда? Выносится чёрный ящик. В этом ящике находится то, что Буратино зарыл на чудесном поле. Что находится в чёрном ящике? (золотые монетки) А монетки эти не простые с секретом. А секрет в том, что на обратной стороне записаны вопросы и вам предстоит ответить на них. 2. Проверка домашнего задания. Достаю монетки и раскладываю на столе. (Вопросы на монетках). 1. Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов). 2. Из чего складываются доходы? (Налогов граждан и организаций). 3. На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия). 4. В каком учреждении получают деньги за работу из бюджета? (В магазине; в школе; в больнице) 5. Кто получает зарплату из бюджета? (Офицер, официант, продавец, учитель, врач). Молодцы, ребята. Справились с заданием. |
Дети прослушают загадку. Вспоминают сказку и отвечают на вопрос.
Дети выбирают монетку, отвечают на вопрос правильно и забирают монетку с собой. |
Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД
|
III. Открытие нового. Постановка проблемы |
1. Ребята, а вот одна монетка осталась в ящике (достаю монетку с вопросом) Может ли быть другой бюджет кроме государственного? 2. (Слайд 2) Давайте разгадаем ребус: «7 Я» Словарная работа: - Что обозначает это слово? (Семья – ячейка общества) - Образуйте прилагательное от этого слова. (семейный) - Попробуйте сформировать тему урока. (Семейный бюджет). 3. Работа по учебнику с. 69 (1 абзац) Знакомство с семейным бюджетом по учебнику. Доходы семьи – это зарплата, стипендия, пособие, пенсия. Расходы – это то что тратит семья на нужды. Какие самые важные нужды у семьи? Что важно приобрести в первую очередь |
(Ответы детей: бюджет завода, бюджет района, …) Ответ детей семья.
Ответы детей, формулирование темы урока.
Чтение материала учебника. Беседа по вопросам.
|
Познавательные УУД
Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД
Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Личностные УУД.
|
IV. Первичное закрепление |
4. Работа в команде. Дети распределяются в команды – семьи. У вас получилось 3 семьи по 5 человек. Придумайте фамилию для вашей семьи. Выберите атрибуты для своей семьи (раздаточный материал): папа мама, брат, сестра, дедушка, бабушка. Папа-инженер, папа-писатель, папа-доктор. Мама-декр отпуск, мама-учитель, мама-продавец. Ребёнок-малыш, ребёнок-студент, ребёнок-школьник. Бабушка-пенсионерка. Дедушка-пенсионер. Каждый член вашей семьи должен выбрать свой источник доходов и расходов. (раздаточный материал: зарплата, гонорар, пособие, детское пособие, стипендия, пенсия). Физминутка (проводит дежурный по классу ученик) 5.Заполняем кластер «Гроздь» (раздаточный материал) Мы с вами сделали вывод, что каждая семейный бюджет, это расходы и доходы. 6. Доходы и расходы Подсчитайте доходы вашей семьи в рублях. (раздаточный материал) Подсчитаем расходы вашей семьи, для этого нужно вам выбрать самое важное, что нужно приобрести и без чего можно обойтись. Сложите все рубли. Сколько у вас получилось? Сравните доходы и расходы вашей семьи. Обсудите в семье. (Ответы детей). Обсудите в команде, какими должны быть доходы и расходы в семье? (Доходы не должны превышать расходы). 6. Слайд 3. Вывод: Доходы не должны превышать расходы - Что произойдёт, если… Доходы < Расходы (Дефицит бюджета). Доходы > Расходы (Накопления). Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).
– Какая формула будет наилучшей? (Доходы больше расходов) – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? – Что в этом случае делать? (Если экономия – отложим сбережения, Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.) Конечно это всё условные цифры, но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? - Что означает слово экономия? (Бережливость) Слайд 4
7. Смысл пословицы: «Копейка рубль бережёт». Какие ещё знаете пословицы о бережливости и экономии? 8. А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Лотерея, премия.) – А непредвиденные расходы? (Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.) 9. К нам в школу пришли телеграммы «Прошу помочь!». Послушайте. 1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор. – Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Вывод: Итак, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы. |
Распределение по командам. Выбор атрибутов. Работа с раздаточным материалом.
Выполняют действия.
Выполняют движения.
Составление кластера «Гроздь». Подсчёт расходов и доходов.
Делают выводы
Обсуждение информации, вывод по слайду.
Словарная работа.
Обсуждение информации, вывод по слайду. Фронтально.
Объяснение пословицы. Примеры пословиц. Обсуждение в команде.
Обсуждение в команде.
Обсуждение в команде. Вывод делает глава команды – семьи. |
Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД, Личностные УУД
Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД
Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД
|
Самостоятельная работа |
Синквейн Бюджет (Работа в команде) Бюджет |
|
Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД |
Рефлексия |
Смайлики. (раздаточный материал). Спасибо за урок. |
|
|
Список использованной литературы:
1. Н.Ю Васильева. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир – 3класс. М.: «ВАКО», 2014
2. А.А. Плешаков Окружающий мир учебник, 2 часть с. 69 – 71.
3. А.А. Плешаков Рабочая тетрадь 2.
4. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru
5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir
6. https://открытыйурок.рф/статьи/643107/
7. https://урок.рф/library/plan__konspekt_po_okruzhayushemu_miru_