12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вяткина Светлана Николаевна335
Учитель начальных классов. Стаж работы 34 года. Высшая квалификационная категория. В своей работе предпочтение отдаю работе с детьми в области исследований и развитие творческих способностей своих учащихся.
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик

Урок окружающего мира 3 класс.

Тема урока: «Семейный бюджет»

Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета, сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете, закрепить понятия «бюджет, расходы, доходы», выявить основные источники формирования семейного бюджета, овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет, воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету,

ценить труд всех членов семьи, развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в команде и в коллективе.

Планируемые результаты: познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умения ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи;

коммуникативные УУД:

формирование умения договариваться, находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

регулятивные УУД: самостоятельное формулирование учебной проблемы; поиск и выделение необходимой информации;

личностные УУД: умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

УУД

учителя

учащихся

I. Мотивация учебной деятельности.

 

Давайте наш сегодняшний урок начнём с хорошего настроения и пожелания друг другу добра.

В парах, стоя лицом друг к другу:

Я желаю тебе добра! (рука на своей груди)

Ты желаешь мне добра! (рука на груди соседа)

Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся)

Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа)

 Я тебе помогу! (рука на своей груди)

Я очень рада, что у вас прекрасное настроение и надеюсь вам будет интересно работать на уроке, урок пройдет с большой пользой для вас.

Приветствуют учителя, выполняют все движения, желают друг другу добра.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

 

II. Актуализация знаний.

 

(Слайд 1) 1.Под мелодию «Что? Где? Когда? Выносится чёрный ящик. В этом ящике находится то, что Буратино зарыл на чудесном поле. Что находится в чёрном ящике? (золотые монетки)

А монетки эти не простые с секретом. А секрет в том, что на обратной стороне записаны вопросы и вам предстоит ответить на них.

2. Проверка домашнего задания. Достаю монетки и раскладываю на столе.

(Вопросы на монетках).

1.  Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов).

2. Из чего складываются доходы? (Налогов граждан и организаций).

3. На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия).

4. В каком учреждении получают деньги за работу из бюджета? (В магазине; в школе; в больнице)

5. Кто получает зарплату из бюджета? (Офицер, официант, продавец, учитель, врач).

Молодцы, ребята. Справились с заданием.

Дети прослушают загадку. Вспоминают сказку и отвечают на вопрос.

 

 

 

Дети выбирают монетку, отвечают на вопрос правильно и забирают монетку с собой.

Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

III. Открытие нового. Постановка проблемы

1. Ребята, а вот одна монетка осталась в ящике (достаю монетку с вопросом) Может ли быть другой бюджет кроме государственного?

2. (Слайд 2) Давайте разгадаем ребус: «7 Я»

Словарная работа:

- Что обозначает это слово? (Семья – ячейка общества)

- Образуйте прилагательное от этого слова. (семейный)

- Попробуйте сформировать тему урока. (Семейный бюджет).

3. Работа по учебнику с. 69 (1 абзац)

Знакомство с семейным бюджетом по учебнику. Доходы семьи – это зарплата, стипендия, пособие, пенсия.

Расходы – это то что тратит семья на нужды. Какие самые важные нужды у семьи? Что важно приобрести в первую очередь

(Ответы детей: бюджет завода, бюджет района, …)

Ответ детей семья.

 

Ответы детей, формулирование темы урока.

 

 

 

Чтение материала учебника. Беседа по вопросам.

 

Познавательные УУД

 

 

Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД

 

 

 

 

Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Личностные УУД.

 

 

IV. Первичное закрепление

4. Работа в команде.

Дети распределяются в команды – семьи. У вас получилось 3 семьи по 5 человек. Придумайте фамилию для вашей семьи. Выберите атрибуты для своей семьи (раздаточный материал): папа мама, брат, сестра, дедушка, бабушка. Папа-инженер, папа-писатель, папа-доктор. Мама-декр отпуск, мама-учитель, мама-продавец. Ребёнок-малыш, ребёнок-студент, ребёнок-школьник. Бабушка-пенсионерка.

Дедушка-пенсионер.

Каждый член вашей семьи должен выбрать свой источник доходов и расходов. (раздаточный материал: зарплата, гонорар, пособие, детское пособие, стипендия, пенсия).

Физминутка (проводит дежурный по классу ученик)

5.Заполняем кластер «Гроздь» (раздаточный материал)

Мы с вами сделали вывод, что каждая семейный бюджет, это расходы и доходы.

6. Доходы и расходы

Подсчитайте доходы вашей семьи в рублях. (раздаточный материал)

Подсчитаем расходы вашей семьи, для этого нужно вам выбрать самое важное, что нужно приобрести и без чего можно обойтись.

Сложите все рубли. Сколько у вас получилось?

Сравните доходы и расходы вашей семьи. Обсудите в семье. (Ответы детей).

Обсудите в команде, какими должны быть доходы и расходы в семье?

(Доходы не должны превышать расходы).

6. Слайд 3. Вывод: Доходы не должны превышать расходы   

- Что произойдёт, если…

Доходы < Расходы (Дефицит бюджета).

Доходы > Расходы (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

t1705719807aa.png

 

 

 

 

 

 

Какая формула будет наилучшей? (Доходы больше расходов)

В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

Что в этом случае делать? (Если экономия – отложим сбережения,

Если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.)

Конечно это всё условные цифры, но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?

- Что означает слово экономия? (Бережливость)

Слайд 4

t1705719807ab.png

 

 

 

 

 

 

7. Смысл пословицы: «Копейка рубль бережёт». Какие ещё знаете пословицы о бережливости и экономии?

8. А могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

(Лотерея, премия.) 

А непредвиденные расходы? 

(Если кто-то заболел, испорченная вещь: обувь, техника, мебель, на подарок.)

9. К нам в школу пришли телеграммы «Прошу помочь!». Послушайте.

1. Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.
2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки.
3. Врачу ветеринару на открытие приюта для бездомных собак.
4. Спортсмену для поездки на соревнования.

Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, прокомментируйте свой выбор.

Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили.

Вывод: Итак, чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, чтобы расходы не превышали доходы.

Распределение по командам. Выбор атрибутов. Работа с раздаточным материалом.

 

Выполняют действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения.

 

Составление кластера «Гроздь». Подсчёт расходов и доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение информации, вывод по слайду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа.

 

 

 

Обсуждение информации, вывод по слайду. Фронтально.

 

 

 

 

Объяснение пословицы.

Примеры пословиц. Обсуждение в команде.

 

Обсуждение в команде.

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение в команде. Вывод делает глава команды – семьи.

Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД,

Личностные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

Синквейн Бюджет (Работа в команде)

Бюджет
Семейный, хороший
Копим, тратим, делимся
Хороший бюджет никому не помешает.

 

Познавательные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД

Рефлексия

Смайлики. (раздаточный материал).

Спасибо за урок.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Н.Ю Васильева. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир – 3класс. М.: «ВАКО», 2014

2. А.А. Плешаков Окружающий мир учебник, 2 часть с. 69 – 71.

3. А.А. Плешаков Рабочая тетрадь 2.

4. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru

5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir

6. https://открытыйурок.рф/статьи/643107/

7. https://урок.рф/library/plan__konspekt_po_okruzhayushemu_miru_

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.