Урок по математике в 3 классе «Приёмы устных вычислений вида 450 + 30, 620 - 200»
Ф.И.О. Горюнова Ольга Григорьевна
Математика. 3 класс.
УМК «Школа России» (учебник «Математика» М.И Моро 3 класс 2 часть стр.67)
Тема урока: «Приёмы устных вычислений вида 450 + 30, 620 - 200»
Планируемые результаты:
Личностные:
- обучающиеся научатся анализировать достигнутые результаты и недочеты;
- проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями её выполнения;
Познавательные УУД
- поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД
- обучающиеся определят цель работы на уроке;
- применят навык группового взаимодействия, учитывая позицию собеседника.
- сформулируют устные высказывания, аргументировать свою позицию, свой ответ;
Предметные:
- обучающиеся научатся выполнять устные вычисления вида 450 + 30, 620 - 200;
- использовать полученные знания в практической деятельности;
Цель: познакомятся с приемами устных вычислений вида 450 + 30, 620 - 200.
Задачи урока:
- совершенствовать умение обучающихся выполнять устные вычисления в пределах 1000;
- работать над развитием познавательных способностей обучающихся; над формированием математических понятий, навыков самостоятельности;
- воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к предмету.
Педагогические технологии: ИКТ.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход занятия:
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Улыбнитесь друг другу. Вижу настроение у вас хорошее.
Ребята поочередно касаются пальцев рук своего соседа.
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
- Садитесь пожалуйста!
- Ребята, а как вы думаете, от кого зависит успех нашего урока? (Успех нашего урока зависит от успеха каждого из нас.)
- Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступеньку в познании новых знаний.
- На уроке вы будете работать в группах.
Повторим правила работы в группе:
1. В ходе работы надо внимательно слушать друг друга.
2. Уважать мнения одноклассников.
3. Командиры групп следят за работой.
4. Помогать ребятам, если будет трудно.
- Вы сегодня будете самостоятельно оценивать свою работу в группах. Для этого мы воспользуемся «Лесенкой успеха».
Если при выполнении задания никто не ошибся, то ступеньку лестницы вы будете закрашивать в зеленый цвет.
Если несколько человек допустили ошибки – в желтый.
Не справились с заданием – в красный.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Не забывайте о правильной посадке при письме.
II. Актуализация знаний.
Игра «Математическое лото».
- И прежде чем вы будете открывать новое в известном я предлагаю вам поиграть в «Математическое лото».
(Каждой группе выдается карточка лото. Учитель читает задание, а учащиеся закрывают на карточке соответствующие ответы. По расположению закрытых ячеек учителю легко увидеть правильность вычислений каждого. Из оставшихся незакрытых букв можно сложить слово)
К 28 | Ч 270 | Л 300 |
А 310 | С 290 | У 48 |
М 9 | И 280 | Е 8 |
- Вычислите произведение 4 и 7.
- Увеличьте 8 в 6 раз.
- Найдите частное чисел 63 и 7.
- Уменьшите 24 в 3 раза.
- Запишите незакрытые числа каждый в своей тетради в порядке возрастания. Руководители групп контролируйте работу своих товарищей, помогайте им.
- Подставьте буквы и прочитайте получившееся слово. Какое слово у вас получилось? (Числа)
- Оцените работу своей группы на данном этапе урока. ( Дети показывают светофор соответствующего цвета).
- Закрасьте нижнюю ступеньку лестницы в нужный цвет.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.
Ч И С Л А
270 280 290 300 310
- Прочитайте числа. Что вы о них можете сказать? (Трехзначные числа, круглые числа (числа, которые оканчиваются нулями в математике называются круглыми числами). Числа состоят из трех разрядов: единицы, десятки, сотни; при отсутствии какого-либо разряда ставится 0 на месте пропущенного разряда)
- Продолжите ряд чисел.
- А что бы еще вы хотели узнать о трехзначных числах? (Научиться складывать и др.)
- Значит, какую цель мы перед собой поставим сегодня на уроке? (Научиться складывать и вычитать круглые трёхзначные числа)
- А также мы будем учиться применять полученные знания на практике.
IV. Работа по теме урока.
1. Сложение сотен.
- Сравните суммы. Чем они похожи? Чем различаются?
- Что обозначают в них одинаковые цифры?
3 + 4 3 + 4 = 7
30 + 40 3 дес. + 4 дес. = 7дес 30 + 40 = 70
300 + 400 3 сот. + 4 сот. = 7 сот. 300 + 400 = 700
330 + 40 33 дес. + 4 дес. = 37 дес. 300 + (30 + 40) = 370
330 + 70 33 дес. + 7 дес. = 40 дес. 300 + (30 + 70) = 400
- Найдите значение первой суммы.
- Подумайте, как с помощью этого результата найти значения остальных сумм. Запишите суммы и их значения.
- Какие единицы счета использовались в каждой строке?
- Сделайте вывод. ( Сотни складывают так же, как десятки и единицы)
- Нужны ли новые знания, новые способы вычислений для сложения круглых трёхзначных чисел? (Нет. Для сложения круглых трёхзначных чисел нужно опираться на имеющиеся у нас знания)
2. Вычитание сотен.
- Сравните разности. Чем они похожи? Чем различаются?
- Что обозначают в них одинаковые цифры?
7 - 4 7 – 4 = 3
70 - 40 7 дес. – 4 дес. = 3 дес. 70 – 40 = 30
700 - 400 7 сот. – 4 сот. = 3 сот. 700 – 400 = 300
370 - 200 37 дес. – 20 дес. = 17 дес. (300 – 200) + 70 = 170
- Найдите значение первой разности.
- Подумайте, как с помощью этого результата найти значения остальных разностей. Запиши разности и их значения.
- Какие единицы счета использовались в каждой строке?
- Сделайте вывод. ( Сотни вычитаются так же, как десятки и единицы)
- Нужны ли новые знания, новые способы вычислений для вычитания круглых трёхзначных чисел? (Нет. Для вычитания круглых трёхзначных чисел нужно опираться на имеющиеся у нас знания)
3. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Учебник стр. 67 № 1
- Проверим. Обменяйтесь тетрадями.
- Оцените работу своей группы на данном этапе урока. (Показывают светофор соответствующего цвета).
- Закрасьте следующую ступеньку лестницы в нужный цвет.
4. Практическое применение приобретенных знаний.
- А для чего необходимо уметь складывать и вычитать трехзначные числа?
- Где в повседневной жизни вам могут пригодиться новые знания?
- Где в жизни вы встречали круглые трехзначные числа? (На денежных купюрах)
- Люди каких профессий не могут обойтись без умения складывать трехзначные числа?
Игра «В магазине игрушек».
- Дети отправились в магазин игрушек. Им дали 1000 рублей. И чего только не было на полках магазина: и куклы, и машинки, и конструкторы. Дети задумались, что же купить? Давайте поможем ребятам.
На экране и на столах картинки: машина – 200 руб, кукла – 400 руб, кубики – 100 руб, мяч – 100 руб, конструктор «Лего» — 600 руб, коляска – 800 руб, детский компьютер – 900 руб, игра «Хоккей» — 500 руб, плюшевый медведь – 300 руб, железная дорога — 700, мозайка – 50 руб, попрыгунчик – 10 руб.
- Что можно купить, если у вас есть 1000 руб?
- Хватит ли 1000 руб. на покупку плюшевого медведя и конструктора? и т. д.
- Проверим, какие же покупки вы совершили на 1000 рублей.
- Оцените работу своей группы на данном этапе урока. (Показывают светофор соответствующего цвета).
- Закрасьте следующую ступеньку лестницы в нужный цвет.
V. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем
И по лестнице успеха
Вместе все пойдем.
Ступенька раз, ступенька два
Очень медленно сперва.
Мы можем весело шагать
По лестнице успеха.
На двух ногах скакать
И на одной конечно.
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам,
С друзьями пробежать бегом
И отдохнуть потом.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа в группах.
Дополните до 500 числа: 490, 450, 470, 440, 420, 480.
- Запишите числа 490, 450, 470, 440, 420, 480 в порядке убывания.
- Проверим, как вы справились с этим заданием.
- Оцените работу своей группы на данном этапе урока. (Показывают светофор соответствующего цвета).
- Закрасьте следующую ступеньку лестницы в нужный цвет.
2. Тест.
- А сейчас мы проведем небольшой тест, каждый из вас будет иметь возможность проверить, насколько вы были внимательны на уроке.
Тест (Да / Нет)
1. Сотня – счетная единица. (+)
2. В записи трехзначного числа используются три цифры. (+)
3. В числе 400 - 40 сотен. (-)
4. Сумма чисел 300 и 500 равна 800. (+)
5. Сумма чисел 600 и 300 больше, чем сумма чисел 700 и 200. (-)
6. 900 больше 300 на 600. (+)
- Сверьте свои результаты с доской.
- Дайте самооценку своей работе.
VII. Подведение итогов урока.
- Давайте подведем итог урока.
- Какую цель мы ставили перед собой на уроке? (Научиться складывать и вычитать круглые трёхзначные числа)
- Какое же открытие вы совершили на уроке? Что нового узнали?
- Как складываются и вычитаются круглые трёхзначные числа?
VIII. Рефлексия.
- Продолжите любую фразу, записанную на экране.
На уроке я узнал, что …
На уроке я понял, что …
- Давайте посмотрим на «Лестницу успеха» каждой группы, для этого руководители групп прикрепят их на доску. На ваших лесенках преобладает зеленый цвет. Значит, каждый из вас был на уроке успешным.
- Благодарю вас за активную работу, усидчивость и внимание.