Урок по музыке на тему «А.С. Пушкин и музыка» (4 класс)
Тема: «Пушкин и музыка»
Цель урока: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с творчеством А.С. Пушкина в музыке.
Задачи урока:
образовательные
формирование представлений о музыкальном творчестве в произведениях Пушкина;
углубление представлений о музыкальном творчестве.
развивающие
способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;
способствовать развитию умения делать выводы и строить умозаключения;
способствовать развитию вокально-хоровых навыков.
воспитательные
способствовать воспитанию уважения к народной музыке;
способствовать воспитанию любви к своей земле, своему народу.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные результаты:
уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки;
уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
уметь проявлять способность к саморегуляции.
Предметные результаты:
знать и понимать роль народной музыки в жизни человека;
уметь определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.
Оборудование: презентация, интерактивная доска.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте ребята, сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Виктория Михайловна. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня и отличной работы на уроке. | Приветствуют учителя. |
Повторение пройденного | - Вспомним, что вы проходили на прошлом уроке. Кто является святым земли Русской? А что вы о нем узнали? ( Илья Муромец является русским богатырём. О нем сложено много былин). | Илья Муромец. |
Постановка учебной задачи | - Предлагаю начать новую тему урока с просмотра отрывка из мультфильма. А вы подумайте, что это за мультфильм? О чем он? - Обратили ли вы внимание на то, какой характер музыки? - Музыка придумана композитором Николаем Андреевич Римским - Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. - Как вы думаете, как называется эта сказка? - Кто сочинил эту сказку? - Скажите пожалуйста, о ком или о чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Смотрят отрывок мультфильма. Слушают. Сказка о царе Салтане. А.С. Пушкин. |
Учебное действие | - Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить об А.С. Пушкине. - Что вы можете рассказать о великом русском поэте? Какие произведения вы знаете? - Сейчас предлагаю вам просмотреть видео биографию А.С. Пушкина. - Что нового вы услышали? - Все услышали что у него была няня. Как ее звали? - Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называет её своей подругой, голубкой. - Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни. Весь сказочный мир был известен Арине Родионовне. Народные былины, песни и сказки, которые знал Пушкин, он услышал впервые от своей няни. - Многие композиторы очень любили произведения А. С. Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку. - Сегодня я предлагаю вам посмотреть на природу глазами поэта, послушать музыку, которую слышал А.С. Пушкин, вспомнить мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи первого российского поэта. - Сейчас внимательно, прослушайте муз. Фрагмент. (полет шмеля) - Скажите, какое настроение выражает музыка? - Кого вы представили? - Из какой сказки Пушкина этот персонаж? - Как вы думаете шмель в этой сказке добрый или злой? - Этот шмель не простой, а волшебный. Кто был превращён в шмеля? - Я прочитаю отрывок из сказки, а вы мне скажете, правильно ли вы назвали героя, который был превращён в шмеля? - «И вновь купцы, рассказывают царю Салталу о чудесах, о тридцати трех богатырях и передают новое приглашение от князя Гвидона. Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в шмеля, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Злые сестры рассказывают еще об одном чуде: о царевне, затмевающей «днем свет божий» с месяцем под косой и горящей звездой во лбу». - Сказка поэта перенесла нас в удивительные места. - Одно из самых любимых его мест – село Михайловское. - Здесь, в Михайловском, поэтом написаны многие замечательные произведения: главы романа «Евгений Онегин», поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и многие стихотворения. - Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры к поэме «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является основоположником, т.е. создателем первой русской оперы. - Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. - Скажите, что такое опера? - Кто-нибудь из вас был в театре? - Кто знает, что такое увертюра? - Когда будете слушать, то подумайте, какая музыка по характеру? - Какой тут возникает образ? - Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи - тема Руслана). - Вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление). - Еще одно место, которое любил посещать А.С.Пушкин. - Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Они всегда приходились на тёплое летнее время. - Многоголосый ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца. Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары. - Цыгане выводили на показ лошадей. Шарманщики устраивались рядом с каруселями. На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские гармоники, вызывая крестьян из окрестных сел и деревень на задорные пляски и песни. - Пушкин приезжал специально, чтобы послушать, как поют там странники – певцы. Бывало, он смешивался с толпой странников и распевал с ними разные припевки, шутил и записывал то, что они поют, а иногда даже переодевался в одежду странника и ходил с нищими по ярмарке. - Вот почему многие стихи самого поэта так похожи на подлинные народные песни. Одну из таких песен, которая очень напоминает народную, мы сейчас послушаем. Она написана для романа в стихах под названием «Евгений Онегин». Русский композитор П. И. Чайковский сочинил по роману поэта оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрасной музыке. - Песня, которая прозвучит сейчас, называется «Девицы – красавицы». («Песня девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» по роману Пушкина) Какой характер у прослушанной вами мелодии? - Какие ощущения создаёт у вас эта музыка? - Песня девушек звучит лукаво и в то же время простодушно; она пленительно женственна в своей закруглённости и изяществе. Так же П. И. Чайковский придумал для стихов Пушкина мелодию, очень напоминающую народную, запоминающуюся, мелодичную и светлую. - Прежде чем, мы послушайте фрагмент Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель». - Давайте вспомним, что такое иллюстрация? - Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. - Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем. - Я предлагаю вам прочувствовать музыку и представить в голове образ. - Что изображает композитор в музыке? - Обратили ли вы внимание на то, какая музыка прозвучала вначале? - Первый номер сюиты – «Тройка». Он начинается с мощных аккордов медных духовых инструментов, предвещая драматические события. - “Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. - Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”. | Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Арина Родионовна Яковлева. Радость, ликование. Шмель. Сказка о царе Салтане. Добрый Гвидон Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. Увертюра - музыкальное вступление к оперному, театральному представлению. спокойствия, расслабленности Иллюстрация -это изображение написанного словами. представляет себе тройку запряжённых лошадей, летящую в ночь, в метель. |
Действие контроля и самоконтроля | - А сейчас закрепим полученные знаний на уроке, у вас на парте лежат карточки, выполните их в парах. (тест) - Теперь проверим по эталону на слайде. - Итак, мы перелистали страницы произведений Пушкина и вспомнили музыку, написанную русскими композиторами к этим произведениям, и познакомились с новыми музыкальными произведениями. Жаль, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более двухсот. Сочинены оперы, балеты, оратории, произведения для разных инструментов. - Когда вы будете читать книги Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть ещё и вторая жизнь. | |
Действие оценки и самооценки | Ребята, оцените свою работу на уроке. Поднимите большой палец вверх, если вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за урок! | Оценивают работу на уроке. |