Урок по музыке на тему «А.С. Пушкин и музыка» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 29 November 2023

Тема: «Пушкин и музыка»

Цель урока: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с творчеством А.С. Пушкина в музыке.

Задачи урока:

образовательные

формирование представлений о музыкальном творчестве в произведениях Пушкина;

углубление представлений о музыкальном творчестве.

развивающие

способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;

способствовать развитию умения делать выводы и строить умозаключения;

способствовать развитию вокально-хоровых навыков.

воспитательные

способствовать воспитанию уважения к народной музыке;

способствовать воспитанию любви к своей земле, своему народу.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;

повышение мотивации к учебно-творческому процессу.

Метапредметные результаты:

уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки;

уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;

уметь проявлять способность к саморегуляции.

Предметные результаты: 

знать и понимать роль народной музыки в жизни человека;

уметь определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в речевых высказываниях, рисунке, музыкально-творческой деятельности.

Оборудование: презентация, интерактивная доска.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Виктория Михайловна. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня и отличной работы на уроке.

Приветствуют учителя.

Повторение пройденного

- Вспомним, что вы проходили на прошлом уроке. Кто является святым земли Русской? А что вы о нем узнали? ( Илья Муромец является русским богатырём. О нем сложено много былин).

Илья Муромец.


Постановка учебной задачи

- Предлагаю начать новую тему урока с просмотра отрывка из мультфильма. А вы подумайте, что это за мультфильм? О чем он?

- Обратили ли вы внимание на то, какой характер музыки?

- Музыка придумана композитором Николаем Андреевич Римским - Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете.

- Как вы думаете, как называется эта сказка?

- Кто сочинил эту сказку?

- Скажите пожалуйста, о ком или о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Смотрят отрывок мультфильма.

Слушают.

Сказка о царе Салтане.

А.С. Пушкин.

Учебное действие

- Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить об А.С. Пушкине.

- Что вы можете рассказать о великом русском поэте? Какие произведения вы знаете?

- Сейчас предлагаю вам просмотреть видео биографию А.С. Пушкина.

- Что нового вы услышали?

- Все услышали что у него была няня. Как ее звали?

- Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называет её своей подругой, голубкой.

- Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни. Весь сказочный мир был известен Арине Родионовне. Народные былины, песни и сказки, которые знал Пушкин, он услышал впервые от своей няни.

- Многие композиторы очень любили произведения А. С. Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку.

- Сегодня я предлагаю вам посмотреть на природу глазами поэта, послушать музыку, которую слышал А.С. Пушкин, вспомнить мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи первого российского поэта.

- Сейчас внимательно, прослушайте муз. Фрагмент. (полет шмеля)

- Скажите, какое настроение выражает музыка?

- Кого вы представили?

- Из какой сказки Пушкина этот персонаж?

- Как вы думаете шмель в этой сказке добрый или злой?

- Этот шмель не простой, а волшебный. Кто был превращён в шмеля?

- Я прочитаю отрывок из сказки, а вы мне скажете, правильно ли вы назвали героя, который был превращён в шмеля?

- «И вновь купцы, рассказывают царю Салталу о чудесах, о тридцати трех богатырях и передают новое приглашение от князя Гвидона.

Сам царевич, превратившись с помощью лебедя в шмеля, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Злые сестры рассказывают еще об одном чуде: о царевне, затмевающей «днем свет божий» с месяцем под косой и горящей звездой во лбу».

- Сказка поэта перенесла нас в удивительные места.

- Одно из самых любимых его мест – село Михайловское.

- Здесь, в Михайловском, поэтом написаны многие замечательные произведения: главы романа «Евгений Онегин», поэмы «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» и многие стихотворения.

- Мы сейчас с вами послушаем фрагмент увертюры к поэме «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки, который является

основоположником, т.е. создателем первой русской оперы.

- Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки.

- Скажите, что такое опера?

- Кто-нибудь из вас был в театре?

- Кто знает, что такое увертюра?

- Когда будете слушать, то подумайте, какая музыка по характеру?

- Какой тут возникает образ? 

- Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи - тема Руслана).

- Вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется УВЕРТЮРА (вступление).

- Еще одно место, которое любил посещать А.С.Пушкин.

- Святогорские ярмарки славились своим многолюдьем и весельем. Они всегда приходились на тёплое летнее время.

- Многоголосый ярмарочный табор оживал с первыми лучами солнца. Поднимался ярмарочный флаг. Купцы раскладывали всевозможные товары.

- Цыгане выводили на показ лошадей. Шарманщики устраивались рядом с каруселями. На разные лады залихватски играли звонкоголосые русские гармоники, вызывая крестьян из окрестных сел и деревень на задорные пляски и песни.

- Пушкин приезжал специально, чтобы послушать, как поют там странники – певцы. Бывало, он смешивался с толпой странников и распевал с ними разные припевки, шутил и записывал то, что они поют, а иногда даже переодевался в одежду странника и ходил с нищими по ярмарке.

- Вот почему многие стихи самого поэта так похожи на подлинные народные песни. Одну из таких песен, которая очень напоминает народную, мы сейчас послушаем. Она написана для романа в стихах под названием «Евгений Онегин». Русский композитор П. И. Чайковский сочинил по роману поэта оперу, и стихи поэта зазвучали в прекрасной музыке.

- Песня, которая прозвучит сейчас, называется «Девицы – красавицы».

(«Песня девушек» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» по роману Пушкина)

Какой характер у прослушанной вами мелодии?

- Какие ощущения создаёт у вас эта музыка?

- Песня девушек звучит лукаво и в то же время простодушно; она пленительно  женственна в своей закруглённости и изяществе.

Так же П. И. Чайковский придумал для стихов Пушкина мелодию, очень напоминающую народную, запоминающуюся, мелодичную и светлую.

- Прежде чем, мы послушайте фрагмент Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».

- Давайте вспомним, что такое иллюстрация?

- Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами.

- Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть”

(услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

- Я предлагаю вам прочувствовать музыку и представить в голове образ.

- Что изображает композитор в музыке?

- Обратили ли вы внимание на то, какая музыка прозвучала вначале?

- Первый номер сюиты – «Тройка». Он начинается с мощных аккордов медных духовых инструментов, предвещая драматические события.

- “Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям.

- Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.

Сказка о рыбаке и рыбке.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.


Арина Родионовна Яковлева.










Радость, ликование.

Шмель.

Сказка о царе Салтане.

Добрый

Гвидон
















Опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом.

Увертюра - музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.























спокойствия, расслабленности







Иллюстрация -это изображение написанного словами.




представляет себе тройку запряжённых лошадей, летящую в ночь, в метель.

Действие контроля и самоконтроля

- А сейчас закрепим полученные знаний на уроке,

у вас на парте лежат карточки, выполните их в парах. (тест)

- Теперь проверим по эталону на слайде.

- Итак, мы перелистали страницы произведений Пушкина и вспомнили музыку, написанную русскими композиторами к этим произведениям, и познакомились с новыми музыкальными произведениями. Жаль, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более двухсот.

Сочинены оперы, балеты, оратории, произведения для разных инструментов.

- Когда вы будете читать книги Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть ещё и вторая жизнь.


Действие оценки и самооценки

Ребята, оцените свою работу на уроке. Поднимите большой палец вверх, если вы хорошо сегодня поработали. Спасибо за урок!

Оценивают работу на уроке.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации