12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Летушова Оксана Михайловна657
Работаю в школе с 1988 года,имею высшую квалификационную категорию, преподаю историю, обществознание. Должность: зам.директора по учебной работе (0,5 ставки).
Россия, Брянская обл., Погар
1

Урок по обществознанию для 10-го класса гуманитарного профиля по теме "Происхождение человека. Становление общества"

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/l1443624173.ppt (Урок по обществознанию для 10-го кл., презентация)

 

 

Урок по обществознанию для 10-го класса гуманитарного профиля по теме "Происхождение человека. Становление общества"

 

 

Тип урока: урок – усвоение новых знаний с помощью презентации

Вид урока: стандартный.

Место урока в учебном плане: первая тема 2-го раздела.

Задачи:

Рассмотреть современные теории происхождения человека;

Сравнить эти теории с официальной теорией Ч.Дарвина;

Изучить процесс становления общества;

Определить человечество как результат биологической и социокультурной революции;

Определить понятие культура и роль культуры в процессе становления человечества.

 

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиаслайды со схемами, новыми понятиями и иллюстративным материалом, классная доска, учебники, тетради, письменные принадлежности.

Описание мультимедиаслайдов: мультимедиаслайды содержат новые понятия; схемы, разработанные учителем для данного урока; на слайды помещен иллюстративный материал по теме урока, извлеченный из научных журналов “Вокруг света” и “Гео”, а так же теоретический материал в форме гипертекста.

Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа с учебником.

 

Ход урока

1-й этап урока.

 

На интерактивной доске помещается слайд с изображением звеньев эволюции с недостающими звеньями, отражающий современные подходы к изучению эволюции человека.

 

Вступление учителя:

 

Вопрос о возникновении человечества всегда был очень острым во многих науках. Несмотря на изучение его во многих науках в течение не одного столетия, здесь больше вопросов, чем ответов. Какие возникают проблемы: (записать в тетрадь)

Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;

Какие стадии развития Homo sapiens выделяются на сегодняшний день; устанавливаются недостающие звенья;

Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации (изменения) предков человека и формирование отличительных свойств современного человека;

Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.

 

Далее работаем с терминологией. Понятия должны быть помещены на доске. Понятия обязательно необходимо записать в тетради.

 

Антропогенез – процесс выделения человека из мира животных, как сложный и комплексный процесс на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.

 

Социогенез – процесс становления общества.

 

Антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.

 

После понятий переходим к работе со схемами современных теорий происхождения человека. Схемы размещены на трех слайдах на интерактивной доске и дополнены иллюстрациями, изображающими данные стадии развития человека. Работа со слайдами идет поочередно.

 

1.Рамапитек -----------------– Австралопитек ----------– Homo habilis

 

(14-20 млн.лет назад) ( 5-8 млн. лет назад) ( 2 млн. лет назад)

 

2.Homo erectus ---------------------– Homo sapiens

 

( 1-1,3 млн. лет назад) ( 150-200 тыс. лет назад)

 

3. Вспоминаем из курса Всеобщей истории.

 

 

После работы со схемами вопрос ко всему классу:

 

Чем можно объяснить такую разницу в современных теориях происхождения человека?

Давайте вспомним официальную теорию происхождения человека.

 

(Обучающиеся восстанавливают официальную теорию и сравнивают ее с современными взглядами)

 

Почему официальная теория сейчас активно оспаривается? Это все стороны одного и того же процесса – процесса осмысления происхождения человечества.

 

! (вывод) То, что известно современной науке – это результат осмысления отдельных фактов, как и отдельных теорий, т.к. изучаемые процессы происходили задолго до появления науки.

 

2-й этап урока.

 

Далее дети читают учебник, соответствующие страницы. Затем вопрос:

 

– Что по мнению современных ученых влияло на трансформацию гоминидов?

 

Важнейший вопрос: что было раньше – человек или общество? Решаем проблему с опорой на уже имеющиеся знания. Восстанавливаем картину, одновременно работая со схемой на интерактивной доске, т.е. идет фронтальная работа с классом с опорой на слайды (схемы обязательно учащиеся перерисовывают в рабочие тетради).

 

 

 

3-й этап урока.

 

Отрабатываем понятие “Человечество”. Находим это понятие в учебнике. Зачитывается вслух. После этого рассматриваем две теории.

 

1-я теория: единая судьба народов, населяющих земной шар, следовательно, выработка впоследствии единой межпланетной культуры.

 

2-я теория: собирательное понятие, т.к. культур много.

 

Дети находят в учебнике и читают вслух обе теории. Их необходимо записать в тетрадь. Затем работаем с понятием “Культура”. Учащиеся снова находят определение в учебнике и затем, после прочтения вслух, записывают в тетрадь: (предварительно можно поработать над примерами)

 

Культура – это лучшее, созданное человечеством в различных сферах в результате преобразования окружающего мира его практической и духовной деятельности. далее учитель объясняет, что вне культуры человечество не существует. Вопрос к классу:

 

– Почему?

 

Выслушав ответы и примеры, учитель задает новый вопрос:

 

– Что является одним из важнейших средств культуры?

 

Данные вопросы базируются на том, что курс “Обществознания” дети изучали с 8-го класса и данный материал в общих чертах им знаком. Далее учащимися делается вывод и записывается в тетради:

 

! Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленная как на внешнюю среду, так и на него самого.

 

В качестве обобщения: детям задается вопрос: “Что мы сегодня узнали нового?”

 

Затем выставляются оценки за работу на уроке, после чего дается задание на дом:

 

Прочитать соответствующий материал в учебнике, выучить записи в тетради, еще раз обратить внимание на новые понятия.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.