Материал на проверке

Урок по обществознанию для 10 класса гуманитарного профиля "Происхождение человека. Становление общества"

1
0
Материал опубликован 30 September 2015

Пояснительная записка к презентации

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/l1443624173.ppt (Урок по обществознанию для 10-го кл., презентация)

 

 

Урок по обществознанию для 10-го класса гуманитарного профиля по теме "Происхождение человека. Становление общества"

 

 

Тип урока: урок – усвоение новых знаний с помощью презентации

Вид урока: стандартный.

Место урока в учебном плане: первая тема 2-го раздела.

Задачи:

Рассмотреть современные теории происхождения человека;

Сравнить эти теории с официальной теорией Ч.Дарвина;

Изучить процесс становления общества;

Определить человечество как результат биологической и социокультурной революции;

Определить понятие культура и роль культуры в процессе становления человечества.

 

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиаслайды со схемами, новыми понятиями и иллюстративным материалом, классная доска, учебники, тетради, письменные принадлежности.

Описание мультимедиаслайдов: мультимедиаслайды содержат новые понятия; схемы, разработанные учителем для данного урока; на слайды помещен иллюстративный материал по теме урока, извлеченный из научных журналов “Вокруг света” и “Гео”, а так же теоретический материал в форме гипертекста.

Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа с учебником.

 

Ход урока

1-й этап урока.

 

На интерактивной доске помещается слайд с изображением звеньев эволюции с недостающими звеньями, отражающий современные подходы к изучению эволюции человека.

 

Вступление учителя:

 

Вопрос о возникновении человечества всегда был очень острым во многих науках. Несмотря на изучение его во многих науках в течение не одного столетия, здесь больше вопросов, чем ответов. Какие возникают проблемы: (записать в тетрадь)

Какие лишние ветви, линии отходят от общего предка человека;

Какие стадии развития Homo sapiens выделяются на сегодняшний день; устанавливаются недостающие звенья;

Исследуются биологические и генетические причины и механизмы трансформации (изменения) предков человека и формирование отличительных свойств современного человека;

Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.

 

Далее работаем с терминологией. Понятия должны быть помещены на доске. Понятия обязательно необходимо записать в тетради.

 

Антропогенез – процесс выделения человека из мира животных, как сложный и комплексный процесс на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.

 

Социогенез – процесс становления общества.

 

Антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.

 

После понятий переходим к работе со схемами современных теорий происхождения человека. Схемы размещены на трех слайдах на интерактивной доске и дополнены иллюстрациями, изображающими данные стадии развития человека. Работа со слайдами идет поочередно.

 

1.Рамапитек -----------------– Австралопитек ----------– Homo habilis

 

(14-20 млн.лет назад) ( 5-8 млн. лет назад) ( 2 млн. лет назад)

 

2.Homo erectus ---------------------– Homo sapiens

 

( 1-1,3 млн. лет назад) ( 150-200 тыс. лет назад)

 

3. Вспоминаем из курса Всеобщей истории.

 

 

После работы со схемами вопрос ко всему классу:

 

Чем можно объяснить такую разницу в современных теориях происхождения человека?

Давайте вспомним официальную теорию происхождения человека.

 

(Обучающиеся восстанавливают официальную теорию и сравнивают ее с современными взглядами)

 

Почему официальная теория сейчас активно оспаривается? Это все стороны одного и того же процесса – процесса осмысления происхождения человечества.

 

! (вывод) То, что известно современной науке – это результат осмысления отдельных фактов, как и отдельных теорий, т.к. изучаемые процессы происходили задолго до появления науки.

 

2-й этап урока.

 

Далее дети читают учебник, соответствующие страницы. Затем вопрос:

 

– Что по мнению современных ученых влияло на трансформацию гоминидов?

 

Важнейший вопрос: что было раньше – человек или общество? Решаем проблему с опорой на уже имеющиеся знания. Восстанавливаем картину, одновременно работая со схемой на интерактивной доске, т.е. идет фронтальная работа с классом с опорой на слайды (схемы обязательно учащиеся перерисовывают в рабочие тетради).

 

 

 

3-й этап урока.

 

Отрабатываем понятие “Человечество”. Находим это понятие в учебнике. Зачитывается вслух. После этого рассматриваем две теории.

 

1-я теория: единая судьба народов, населяющих земной шар, следовательно, выработка впоследствии единой межпланетной культуры.

 

2-я теория: собирательное понятие, т.к. культур много.

 

Дети находят в учебнике и читают вслух обе теории. Их необходимо записать в тетрадь. Затем работаем с понятием “Культура”. Учащиеся снова находят определение в учебнике и затем, после прочтения вслух, записывают в тетрадь: (предварительно можно поработать над примерами)

 

Культура – это лучшее, созданное человечеством в различных сферах в результате преобразования окружающего мира его практической и духовной деятельности. далее учитель объясняет, что вне культуры человечество не существует. Вопрос к классу:

 

– Почему?

 

Выслушав ответы и примеры, учитель задает новый вопрос:

 

– Что является одним из важнейших средств культуры?

 

Данные вопросы базируются на том, что курс “Обществознания” дети изучали с 8-го класса и данный материал в общих чертах им знаком. Далее учащимися делается вывод и записывается в тетради:

 

! Культура – это совокупность всех видов и результатов преобразующей деятельности человека, направленная как на внешнюю среду, так и на него самого.

 

В качестве обобщения: детям задается вопрос: “Что мы сегодня узнали нового?”

 

Затем выставляются оценки за работу на уроке, после чего дается задание на дом:

 

Прочитать соответствующий материал в учебнике, выучить записи в тетради, еще раз обратить внимание на новые понятия.

Предварительный просмотр презентации

Тема урока: «Происхождение человека и становление общества»

Задачи: - рассмотреть современные теории происхождения человека; - сравнить эти теории с официальной теорией Ч.Дарвина; - изучить процесс становления общества; - определить человечество как результат биологической и социокультурной революции; - определить понятие «культура» и роль культуры в процессе становления человечества.

План: 1. Наука о происхождении человека. 2. Факторы, повлиявшие на эволюцию человека. 3. Формирование и развитие человеческого общества. 4. Взгляды на сущность человечества. 5. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества

Проблемный вопрос ! «Чем объясняется отсутствие единой теории происхождения человека?»

ВСПОМНИТЕ: Как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс? Какие альтернативные теории происхождения человека вам известны?

1. Уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья. 1. Уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья. 2. Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека 3. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.

Наука о происхождении человека Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф.Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Чарльз Дарвин (12.02. 1809 – 19.04.1882) Фридрих Энгельс (28.11. 1820- 05.08.1895)

Антропогенез – процесс выделения человека из мира животных, как сложный и комплексный процесс на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Социогенез – процесс становления общества. Антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.

Движущие силы антропогенеза

Царство: Животные Тип: Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Приматы Семейство: Гоминиды (Люди) Роды: 1.Австралопитек 2. Человек Научная классификация человека

Происхождение человека

Рамапитек (14-20 млн.лет назад) Австралопитек (5-8 млн.лет назад) Homo habilis (2 млн. лет назад)  

Homo erectus Homo sapiens (1-1,3 млн. лет назад) (150-200 тыс. лет назад)

Дриопитеки Жили в тропических лесах Африки на деревьях Питались растительной пищей

Рамапитеки Похожи на дриопитеков, но жили и на деревьях, и на земле

АВСТРАЛОПИТЕКИ ЖИЛИ 5-8 МЛН. ЛЕТ НАЗАД ОБЪЁМ МОЗГА- 500-600 см3 ПРИЗНАКИ: ПРЯМОХОЖДЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ ОРУДИЙ ТРУДА

АВСТРАЛОПИТЕКИ Жили в степях и саваннах Редкая шерсть Ходили на двух конечностях

Австралопитеки Использовали камни и палки для защиты и нападения Питание смешанное Использовали частично обработанные орудия или найденные в природе.

питекантропы ЖИЛИ 2млн.-600 тыс.лет назад ОБЪЁМ МОЗГА- 900-1100 см3 ПРИЗНАКИ: Рост-до 170 см. Зачатки речи Примитивные каменные орудия

Синантропы-древнейшие люди ЖИЛИ 500 тыс. лет назад ОБЪЁМ МОЗГА- до 1200 см3 ПРИЗНАКИ: ОДЕЖДА ИЗ ШКУР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ ПРАВОРУКОСТЬ

Человек разумный (неандерталец) ЖИЛИ 150 тыс. лет назад ОБЪЁМ МОЗГА- До 1400см3 ПРИЗНАКИ: Рост до 158 см. Сложные формы деятельности Добывание огня Речь типа лепета

Человек разумный (неандерталец) Жили в пещерах Шили одежду Добывали огонь

Человек разумный (неандерталец) Коллективная охота Заботились о стариках и калеках Хоронили умерших

Человек разумный (кроманьонец) Современный облик Сложные орудия труда Жилища из шкур и каменных плит

Человек разумный (кроманьонец) Появилась религия и искусство

Человек разумный (кроманьонец) Из рисунков возникла письменность Началось одомашнивание животных

Дриопитек Рамапитек Австралопитек Человек умелый Человек прямоходящий Человек разумный (неандерталец и кроманьонец) Человекообразные обезьяны (шимпанзе, орангутанг, горилла)

Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным. Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным.

Причины развития человека

Изменения Причины Недостаток еды и места 1. Переход к полуназемному образу жизни 2. Выход в степи и саванны Сухой климат, леса сменились степями и саваннами 3. Хождение на двух конечностях Открытое пространство (опасно)

Изменения Причины Освободились передние конечности 4. Использование палок и камней 5. Редкая шерсть Мало сочной растительной пищи 6. Смешанное питание Открытое пространство (жарко)

Изменения Причины Мясная пища, необходимость охотиться 7. Изготовление орудий труда 8. Появление речи Расселение в холодные районы 9. Одежда, добывание огня Коллективная охота, координация действий

Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе. Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

Становление общества В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.

«ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?» Согревались в холодные дни Сражались за самку Сходны с поведением высших социальных животных Воспитывали потомство Непостоянный коллектив Охотились сообща Усложнение трудовой деятельности Влияние обычаев Система табу Влияние тотемов Основаны на коллективном родстве Предполагали совместное владение имуществом Коллективный труд Не знали имущественного расслоения Человеческое стадо Первоначальное общество

Человек Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку. Существо биологическое Существо социальное

Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений. Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество.

Домашнее задание: Домашнее задание: § 7, одно из заданий на размышление на стр. 78-79 Прочитать соответствующий материал в учебнике, выучить записи в тетради, еще раз обратить внимание на новые понятия.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.