Урок по окружающему миру в 3 классе «Разнообразие растений»
Технологическая карта урока
Класс 3 Число Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Разнообразие растений»
Цель урока: Познакомить учащихся с основной классификацией растений.
Формирование УУД:
Личностные действия: Формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Регулятивные действия: Сформировать представление о разнообразии растительного мира, познакомить с отличительными признаками основных групп растений, умение различать группы растений по их существенным признакам.
Познавательные действия: Формировать умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, составлять план работы, анализировать и классифицировать найденную информацию.
Коммуникативные действия: Формировать умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника, принимать и сохранять учебную задачу, работать с информацией в малых группах, строить понятные для партнёра высказывания, правильно задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: Учебник «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс, часть 1; Рабочая тетрадь «Школа России» А.А.Плешаков Окружающий мир, часть 1; фотографии различных видов растений.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Настраиваются на урок. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | - Отгадайте загадку: Дышит, растёт, А ходить не может. Прочитайте тему урока. Какие учебные задачи поставим перед собой? Ребята, используя свои знания и рисунок в учебнике на странице 71, я вам предлагаю в парах заполнить кластер. Как называется наука о растениях? На какие царства делят растения учёные? - Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Растения - зелёная одежда Земли". Они образуют луга, поля, леса. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной. - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений. Итак, тема нашего урока «Разнообразие растений». | Отгадывают загадку. - Растение. Читают. (Дети в парах заполняют кластер на предложенных карточках. После парной работы кластер заполняется с ребятами по их предположениям). Ответы обучающихся. - Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Ученые-ботаники делят царство растений на несколько групп: низшие растения - водоросли; высшие растения - мхи, папоротники, хвойные, цветковые. | Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку). Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | Знакомство с классификацией растений. -В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений. Растения на Земле встречаются повсюду. Наука о растениях называется ботаникой. Ученые ботаники делят царство растений на несколько групп. - Что такое группа растений? Группа растений - растения, объединённые наличием или отсутствием каких-либо общих признаков. - Как вы думаете, ребята, растения в этих группах имеют одинаковые признаки или нет? И наша задача узнать, каковы характерные признаки этих групп и заполнить таблицу. - Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит? Мы будем работать группами. 1-я группа: узнает, что такое водоросли? 2-я группа: Что такое мхи? 3-я группа: Что такое папоротники? 4-я группа: Что такое хвойные растения? 5-я группа: Что такое цветковые растения? - На столах у вас лежат фотографии, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую вам нужно заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос? План: 1. Прочитать текст. 2. Рассмотреть гербарий, фотографии. 3. Заполнить таблицу, отметив плюсом или –минусом части, которые имеют представители этой группы. - Вы должны прочитать текст, рассмотреть образцы гербария и приготовить выступление от группы. - Через некоторое время один ученик вашей группы расскажет особенности своей группы растений, а остальные могут добавить. Выступление групп. - Вы изучили признаки различных групп растений, и теперь можете проанализировать и обобщить новые знания. -Каждой группе было дано задание, подготовить информацию об одной из групп растений, которую мы сейчас послушаем. -1-я группа расскажет нам о водорослях? -Полученные данные о группах растений надо внести в таблицу. -Имеется ли корень у водорослей? (стебель, лист, цветок, плод, семена) и т. д.
Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы: - Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему? - Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений? (высшие растения). В группу входят мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения. - В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений? Рассмотрите рисунок. На нём показаны растения следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название, состоящие из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем растения просто: одуванчик, подорожник, клевер. Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны. | Ответы детей. -Нет Работа в группах. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном). Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. Проявлять активность в коллективной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | А в лесу растет черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте) В класс пора мне возвращаться, Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты) | Выполняют упражнения. | Личностные: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного материала | А сейчас давайте выполним задания в рабочей тетради № 3,4,5, с. 34-35. | Выполняют задания. | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. Познавательные: Классифицировать объекты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов | -Подведем итоги урока. Мне удалось сегодня … Меня удивило … Мне понравилось … Я порадовался (-лась) за … Я могу похвалить себя за … | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Прочитать в учебнике статью на стр. 69-73. Рабочая тетрадь с.34, № 1,2. | Записывают домашнее задание. Поучают консультацию по его выполнению. | Коммуникативные: Учить культурному общению, сотрудничать в различных видах деятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте зелёный смайлик, жёлтый - если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, красный – если высчитаете, что не поняли тему урока. | Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). | Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. |