Урок по окружающему миру на тему «Планета солнечной системы — Земля» (3 класс)
Урок по окружающему миру в 3 «В» классе МБОУ СОШ №3
г. Южно-Сахалинска
УМК «Начальная школа 21 века» окружающий мир 3 класс, часть 1, Виноградова Н.Ф.
Дата проведения: 15.09.2016
Тема урока: «Планета солнечной системы - Земля»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: систематизировать знания детей о планетах Солнечной системы; Познакомить с новой планетой Земля.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить детей с особенностями и уникальностью планеты Земля;
Развивающие: развивать умение работать с текстами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся; развивать способности обобщать и систематизировать изученный материал, логически мыслить.
Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, воспитать положительного эмоционально-ценностного отношения к природе.
Планируемые результаты.
Предметные:
знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь различать объекты живой и неживой природы;
знать форму и размер Земли;
Метапредметные:
уметь ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя;
учиться связно отвечать по плану;
учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном;
уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» учебник для 3 класса; карточки и конверты с заданиями для работы в паре и индивидуальной работе; мультимедийная презентация к уроку; компьютер.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Орг.момент | Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. Чтение стихотворения: Ужасно интересно | | Личностные: Познавательный интерес |
2. Актуализация опорных знаний | - Ребята прежде чем мы перейдём к новой теме урока, я предлагаю вам сыграть в игру под название «Верно – Неверно» Обозначим каждое моё высказывание знаком (Слайд) Земля – это одна из планет солнечной системы Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый газовый шар. Масса Земли в 330 тыс. раз больше массы солнца Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами. Наблюдать за Солнцем можно глядя в бинокль. Поменяйтесь листочками проверьте. Ребята, разберём с вами неправильные высказывания, и попробуем исправить их. А теперь поиграем в игру «Угадай планету» - Внимательно слушайте своих одноклассников, они будут читать описание планеты, а вы должны догадаться что это за планета. не выкрикиваем, слушаем до конца. - Молодцы ребята, справились с заданием! | - да - да - нет - нет - нет - 3 утверждение не верно т.к. наоборот масса Солнца в 330 тыс. раз больше массы Земли; - 4 утверждение неверно, специалистов, которые изучают астрономию, называю астрономами. - 5 утверждение неверно, наблюдать за Солнцем можно через телескоп. Слушают и отгадывают планеты по описанию. | Коммуникативные: умение формулировать свои мысли в устной форме; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. |
3. Постановка темы и цели урока | - Сегодня мы с вами отправимся в большое космическое путешествие. Мы будем исследовать планеты, которые встретим на пути, узнаем много нового и для этого нам понадобится информационный лист. Он перед вами на столе. Будьте внимательны и к концу путешествия заполните все колонки. - Какой транспорт необходим для путешествия в космос? - Приготовились, начинаем отсчет: 3,2,1, пуск! (Слайд со звездным небом) - Внимание, мы приближаемся к неизведанной планете. (слайд планеты) - А кто скажет, что значит слово «планета»? - Откройте толковый словарик в конце учебника, посмотрим, что же такое планета. | - космический корабль - слово планета значит «блуждающий» Открывают словарь, читают | Регулятивные:умение определять цель деятельности на уроке Коммуникативные: умение слушать и понимать других Познавательные:учиться анализировать и сравнивать |
4. Изучение нового материала Физминутка | а) Работа в парах. - Давайте сделаем остановку и вышлем на планету исследовательскую экспедицию. Сейчас вам понадобятся информационные листы, которые лежат на ваших столах. Сейчас я вам раздам тексты, вы их внимательно изучите, и заполните колонки в своих листах. Раз - подняться, подтянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать, Шесть – на место сесть опять. - Прочитайте, какие колонки в своих листах вы заполнили. - Ребята, о какой планете идет речь? Кто уже догадался? - Какие колонки в информационном листе вы не заполнили? б) Работа с презентацией. - А сейчас мы заглянем в наш космический компьютер и узнаем еще кое-что интересное о планете Земля. - Ребята так в чем же уникальность планеты Земля? Заполним последний пункт в листе. - Зачитайте что у нас получилось? - Ну, что, мы поговорили сегодня об одной из планет Солнечной системы. А сколько их всего? - Сейчас мы проверим, сможете ли вы расположить все эти планеты в правильном порядке. У каждого на столе карточки с планетами У доски один человек. Молодцы ребята! - Ребята вы знаете какую форму имеет наша планета? Прочитаем на стр. 17 что думали об этом древние народы. | Работают в парах Читают заполненные колонки в своих информационных листках - о планете Земля - последнюю - На планете Земля есть жизнь Читают - 9 Работают в паре, приклеивают к листку планеты в правильной последовательности - форму шара Читают и рассказывают, что думали разные древние народы о форме Земли | Коммуникативные: умение работать в паре, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, контролировать действия партнера, уметь слушать собеседника. Познавательные: учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа; уметь работать с текстом, учиться делать выводы и умозаключения |
5. Закрепление изученного материала | – Что нового вы сегодня узнали о планете Земля? Расскажите, используя информационный лист. - прочитайте текст на стр. 16 и скажите какие новые слова вам встретились? - о чём говорится в тексте? | | Познавательные: Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её Коммуникативные: Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения |
6. Рефлексия | У детей на столах смайлики зеленого, красного, синего цвета Выберите, пожалуйста, цвет смайлика! Если у вас на уроке все получилось, вы давали четкие, ясные, полные ответы – зелёный; Если вы затруднялись, не всегда вы знали ответ на вопрос – красный; Если вы считаете, что вам надо еще потрудиться, не все было удачно – синий. Спасибо за работу! | | Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: Самооценка |
7. Домашнее задание | - Подготовь небольшой рассказ об одной из планет Солнечной системы | | |