Технологическая карта урока по географии «Земля — планета Солнечной системы» (5 класс)
Земля – планета Солнечной системы. Технологическая карта урока по географии в 5 классе с учетом требований ФГОС.
Стекленёва С.Ю.
Учитель географии высшей категории
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока и номер урока в теме: Земля-планета Солнечной системы. (урок № 7 в разделе «Планета Земля.»)
Базовый учебник: «География.5-6 классы», авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М. Просвещение, 2014 г.
Цель урока: выяснить, как устроена Солнечная система, формировать знания о Земле как планете Солнечной системы.
Задачи: Обучающая: раскрыть содержание понятий «Солнечная система» и «планеты земной группы», «планеты-гиганты».
Развивающая: выявить черты сходства и различия Земли и других планет Солнечной системы.
Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.
7. Планируемые результаты:
Личностные: понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы, корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
Метапредметные: планировать учебную деятельность при изучении темы, аргументировать свою точку зрения, владеть устной и письменной речью, строить монологическое высказывание. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Владеть элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы, знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу, знать форму и размеры Земли, называть и показывать на карте материки, части света и океаны.
8. Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
9. Тип урока: открытие новых знаний.
10. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
11. Образовательные технологии: технология диалога, объяснительно-иллюстративная, здоровьесберегающие технологии, технология исследовательской деятельности, игровая технология.
12. Техническое оборудование: атласы, учебник, физическая карта полушарий, электронные ресурсы, космические снимки.
Структура и ход урока.
№ | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаы |
1 | Организационно - мотивационный этап урока Организационный этап. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. «Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Я желаю вам, ребята, Все работы выполнять И, желательно на пять». | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Активно включаться в общение. Положительно относятся к учению. | Осознают познавательную деятельность. | Использовать устную речь для аргументированного ответа |
2 | Определение темы и задач урока | Организует деятельность по изучению названий разделов параграфа и формулировку на их основе задачи. | Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока | Формирование навыков коммуникативной компетентности. Готовность к самообразованию. Поиск и выделение необходимой информации. | Формулирование темы и цели урока. Формирование умений работы с текстом учебника и слайдами из презентации. | Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решении. Уметь работать с различными источниками информации, |
3 | Актуализация знаний | Создание проблемной ситуации – о Земле. Актуализировать объективный опыт. Выявление темы с учащимися через разгадывание загадок. Космические загадки. Чтобы глаз вооружить И со звёздами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный… (телескоп). До Луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая… (ракета). У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски астронавт, А по-русски… (космонавт). Демонстрация видеоролика «Планеты Солнечной системы». Проводит фронтальную беседу с классов: -Перечислите, на какие группы делятся планеты. -Назовите планеты, которые относятся к планетам земной группы. Почему их объединили в одну группу? Что такое Вселенная? Приведите примеры небесных тел? | Учащиеся рассуждают Участвуют в обсуждении | Формирование навыков коммуникативной компетентности. Готовность к самообразованию. Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. | Уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать Делать выводы, умозаключения. Получать информацию в результате смыслового прочтения текста. | |
4 | Изучение нового материала | 1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности(по группам) с использованием учебника. Используя текст учебника и атлас -Сравните размеры планет и сделайте вывод. -Объясните, какое значение для планет имеет Солнце? -Сформулируйте понятие «Солнечная система» (Подводит к выводу, что такое солнечная система) -Расскажите, что вам известно о планете Земля (Подводит к выводу, что Земля-единственная планета, на которой есть жизнь.) 2. Демонстрация Земли и Луны (космические снимки) -Объясните, какое значение имеет Луна для нашей планеты? 3. Составить «Синквэйн» по теме - Земля. | Работают с текстом учебника, запоминают названия планет (П), оценивают их размеры (Р), анализируют предстоящую деятельность. (П) Решают проблему, демонстрируя знания (К) Обобщают и формулирую понятия (Р) Узнают интересные факты о Земле. (П) Формулируют вывод.(Р,Л) Узнают новое о планетах. (П) Решают проблему, демонстрируя знания (К) | Готовность к самообразованию и саморазвитию Формирование умений давать аргументированный ответ Формирование навыков коммуникативной компетентности Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Формирование умений самостоятельной работы. | Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач. Уметь описывать уникальные особенности Земли как планеты. Знать форму и размеры Земли. | Работать в группах по решению общей задачи. Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности. Аргументирование своего ответа. |
5 | Физминутка | «Игра «Да-Нет». Если «да» - ученики хлопают в ладоши, а если «нет» - топают. 1. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле – ракета. 2. Юпитер-планета-гигант. 3. Земля- самая большая планета. 4. Нам известна лишь одна галактика. 5.Луна- естественный спутник Земли. 6.Венера-планета земной группы. | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К) | Формирование здорового образа жизни. | Технически правильно выполнять двигательные действия. | |
6 7 | Практикум Закрепление. | Предлагает выполнить задание используя карты в учебнике на стр.21: Выписать Старые части света и Новые части света. Предлагает показать на карте полушарий части света | Выполняют практикум , демонстрируя знания (П) Обмениваются полученной информацией (П) Показывают части света | Саморегуляция, самооценивание. | Построение речевого высказывания в устной форме. | Использование устной речи для аргументированного ответа. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. |
8 | Рефлексия | Подводит итог урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Способствует адекватной оценке правильности результатов действия.
| Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения Ребята оценивают свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они по цепочке говорят о значимых для них ценностях урока: Я узнал... Я понял, что могу... | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности. | ||
9 | Домашнее задание | Комментирует домашнее задание (усвоить содержание текста учебника §5). | Записывают домашнее задание | Мотивация на выполнение домашнего задания, саморегуляция. | Использовать умения и знания при выполнении задании. | Использовать разнообразные источники информации. |