Урок по теме «Сервировка стола к обеду» (7 класс)
ГБОУ РД «Республиканский центр социально-трудовой адаптации и профориентации имени У. М. Муртузалиевой».
Открытый урок по ОСЖ на тему:
«Сервировка стола к обеду»
7класс
Провела: Гаджибагомедова М.Н.
Махачкала, 2024г
Тема: «Сервировка стола к обеду».
Класс: 7класс
Цель урока: Познакомить с понятием «Сервировка стола», с правилами сервировки, предметами сервировки, историей их появления. Научить приемам складывания салфеток, сервировки стола.
2. Развивать эстетический вкус при складывании салфеток, сервировки стола, внимательность, аккуратность.
3. Воспитывать самостоятельность
Задачи:
Образовательные:
познакомить школьников с основными правилами сервировки стола к обеду;
показать различные варианты оформления и украшения стола.
Развивающие:
развивать творческую активность школьников.
развивать навыки общения, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию;
Воспитательные:
создавать условия для воспитания чувства прекрасного.
Учебно-методический комплекс: мультимедийная установка, фото сервировки стола, карточки c картинками, салфетки.
Тип урока:
комбинированный урок
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический
Учебно-методический комплекс:
- фото сервировки стола
- салфетки
- посуда и приборы.
Ход урока: Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, дорогие, здравствуйте, уважаемые гости! В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение: Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом, и конечно же новые знания. 2. Актуализация ЗУН- Кто скажет, какой раздел мы с вами изучаем?
- Ребята, кто из вас сможет отгадать ребус? Ребус (слайд)-Да, правильно это слово обед.
- Ребята, мы с вами эту четверть изучали блюда, которые едят за обедом. Так, давайте вспомним, какие блюда готовят на обед? (суп, макароны, кисель)
- Да, ребята, обед состоит из трех блюд и закуски.
(Слайд) (дети выбирают картинки с блюдами обеда – суп, второе, салат, компот, яичница, молочный суп, фрукты).
- Кто сможет, расположить эти блюда в правильной последовательности, как надо подавать их? (слайд) (салат, первое, второе, третье блюдо, десерт)
- Правильно, именно так и надо подавать эти блюда на обед.
- Почему на обед подается так много блюд? (получить силу, энергию)
Великий русский ученый Иван Павлов говорил, что нормальная еда – это еда с аппетитом, еда с удовольствием. Это достигается разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение, и красивой сервировкой
3. Сообщение темы и цели.
Что такое сервировка? Как правильно сервировать стол для обеда сегодня мы узнаем на уроке.
Тема урока: «Сервировка стола к обеду» (слайд)
- Ребята, запишите число и тему урока в тетради.
- Слово «сервировка» пришло к нам из Франции и обозначает «обслуживать». Сервировать стол - это значит, подготовить его для приема пищи.
Работа в тетради (записать определение).
Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приёма пищи.
Сервировка создаёт приятную обстановку, определённый порядок на столе.
Красиво убранный вызывает приятное чувство и повышает аппетит. (Слайды)
4. Объяснение нового материала.
- Ребята, скажите, надо ли сервировать стол каждый день?
Сервировать стол надо повседневно, а не только для гостей и в праздничные дни. Это поможет выработать привычку кушать опрятно, правильно пользоваться столовыми приборами, что является необходимым для каждого культурного человека, приучает к аккуратности, вырабатывает семейные традиции.
Основная цель сервировки – удобство, опрятность и приятный вид стола.
- Скажите, зависит ли сервировка стола от блюд, подаваемых на стол?
Сервировка стола зависит:
- от времени приема пищи, это может быть завтрак, обед или ужин, строго сочетаться с едой и напитками, которые подаются.
- от места и от повода, это может быть какой-то праздник, день рождения, свадьба. Сервировка стола должна быть эстетичной, т.е. вся посуда, приборы должны быть одинаковые. Все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.
- Какие предметы мы используем для сервировки стола? (посуда, приборы, салфетки)
- Правильно, а с чего начинают сервировку стола? (скатерть)
Скатерть – это «платье» для стола. Цвет скатерти зависит от того, по какому поводу сервируют стол. Чем торжественнее событие, тем светлее и наряднее должна быть скатерть. Скатерть должна соответствовать величине и форме стола, если стол круглый, то и скатерть лучше подбирать круглую.
- Предлагаю посмотреть правильную последовательность сервировки стола. (Слайды по сервировке)
Накрывают стол скатертью
Расставляют тарелки
Раскладывают столовые приборы
Расставляют стеклянную посуду
Складывают и расставляют салфетки.
Ставят цветы, расставляют наборы для специй.
- Вот такой последовательности сервировки стола необходимо придерживаться, а основана она больше на удобстве, чем на определенных правилах.
Итак, ребята, давайте повторим, как надо правильно сервировать стол.
- А теперь давайте попытаемся расположить картинки с предметами сервировки в правильной последовательности.
2. тарелки,
3. столовые приборы – ножи и вилки,
5. салфетки,
1. скатерть,
4. бокалы,
6. приборы со специями, вазы с цветами
Физкультминутка (для глаз)
5.Практическая работа. Сервировка стола.
А сейчас мы с вами попробуем накрыть стол вот с такой красивой посудой. Будем следовать правилам сервировки.
Правила сервировки.
Стелем скатерть. Она должна опускаться с каждой стороны стола на 20-30 см.
Вначале ставиться тарелка для второго блюда, которая защищает стол от горячего.
На неё ставится глубокая тарелка, из которой едят первое.
- В какой руке принято держать нож, вилку, ложку?
Слева от подставной тарелки – вилка, зубцами вверх.
Справа от подставной тарелки – нож, лезвием к тарелке, и ложка – выпуклой стороной вниз.
Левее подставной тарелки и вилок, ставится тарелка для закуски и хлеба.
Перед ножом и ложкой ближе к центру стола – справа бокалы или стаканы для воды или напитков.
Бумажные салфетки можно положить рядом со столовыми приборами, а тканевую салфетку размещают на верхней тарелке. Во время еды эту салфетку, сложенную вдвое, кладут на колени, она защищает одежду.
В центре стола расставляют приборы со специями и при необходимости вазу с цветами.
Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.
– Спасибо! Вы хорошо справились с заданием.
Правила складывания салфеток. (видеослайды)
- Давайте попробуем сложить салфетки как показано на видео
- Как называется такой способ складывания салфеток? Молодцы справились с заданием.
- Ребята, как вы думаете, существуют ли правила поведения за столом?
- Как нужно вести себя за столом, чтобы настроение у всех было хорошее?
- Посмотрите на эти картинки и скажите какие правила поведения здесь нарушены? (слайды)
Правила поведения за столом.
Сидеть прямо, не раскачиваясь на стуле.
Не класть локти на стол.
Жевать с закрытым ртом, не чавкать.
Не дуть на горячую пищу.
Разговаривай, когда во рту нет пищи.
Если блюдо не нравится, вежливо откажись, не объясняя причин.
Закончив еду, столовые приборы положи в тарелку.
Использованную салфетку сворачивают и кладут на тарелку, а тканевую – на край стола.
Вставая со стола, поблагодари за вкусный обед.
6. Подведение итогов
Мы всю четверть говорили с вами о том, какие блюда можно подавать на обед, как их готовить. А сегодня мы еще раз поняли, что можно обедать, не только вкусно, но и красиво. Тогда будет и хороший аппетит, и хорошее настроение.
- Итак, чему мы сегодня научились? Сегодня мы узнали и научились сервировать стол, изучили основные правила сервировки, вспомнили способы складывания салфеток.
А чтобы проверить наши новые знания, попытаемся ответить на вопросы.
- Что такое «Сервировка стола»?
- Что относится к столовым приборам?
- C чего начинается сервировка стола?
- Какие требования предъявляются к скатерти?
- Где на столе должны находиться приборы для специй?
- Где должна лежать салфетка после еды?
7. Выставление оценок.
Ирина Владимировна Казарцева