Урок по русскому языку на тему «Изменение имён существительных по падежам» (3 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 3Б Учитель: Галимова Лилия Альферовна
Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам»
Тип урока: усвоения новых знаний.
УМК: «Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, 2 часть
Образовательная цель: формирование первоначального представления о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён существительных
Задачи:
обучающие: знакомить учащихся с понятием «падеж», с названиями падежей, способами определения падежей;
развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение отвечать на вопросы, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (умение действовать по алгоритму);активизировать мыслительную деятельность.
воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в парах со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку, волевые качества у учащихся, умение выступать перед классом, правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи, воспитывать у детей сознательное отношение к учебному труду.
Оборудование: компьютер, экран, опорные таблицы, карточки, учебник «Русский язык» авторы Канакина для 3 класса, тетрадь, клей
Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, технологии сотрудничества, использование здоровьесберегающих методик.
Планируемые результаты:
Предметные:-
- находить имена существительные;
- определять падеж имён существительных.
Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-проводить самооценку работы группы на основе критерия успешности;
-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-определять и формулировать тему и цель урока;
- умение принимать, планировать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
Познавательные универсальные учебные действия:
-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить диалог
Организация пространства:
-работа в группах
-индивидуальная
Оборудование и материалы: рабочие тетрадь, учебник по русскому языку 3 класс автор Канакина В.О. клей, раздаточный материал, номера на столы, мультимедиа.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Мотивация |
Вы сидите по группам. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Внимание. Улыбнитесь мне тоже. Начинаем наш урок. Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты Называютя……. (предметы) Ах какие все слова восхитетельные Называются они …. (существительные)
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 Актуализация |
Какую часть речи мы изучаем? Давайте еще раз обобщим знания об имени существительном. Для этого в группе заполните письмо, каждый отвечает на один вопрос. 3 минуты для выполнения задания. (Прием письмо по кругу) .
|
Выполняют работу: каждый ученик в группе отвечает на вопрос передавая письмо.
Совместная проверка (дети ставят у себя +/- напротив вопросов, далее идет подсчет баллов, количество баллов заносят в оценочный лист (5 баллов максимум) Слайд (2-6) |
Коммуникативные- оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные -ориентироваться в системе знаний; Регулятивные оценивать правильность выполнения своих и чужих действий; |
3.Активное целеполагание |
Итак, мы с вами закрепили понятие об имени существительном. Мы умеем находить его в предложении, определять число, род. А что дальше? Чего мы еще не знаем о нем? Это мы узнаем совсем скоро. Перед вами 4 предложения. (Слайд 7) Прочитайте их Найдите ошибки Откройте тетрадь, запишите дату. Каждая группа берет предложение, которое соответствует номеру стола -записать только одно предложение в тетрадь правильно -определить, какой частью речи является слово сосна. - поставьте вопрос к слову сосна Следить за посадкой детей Руки на месте Ноги на месте Локти у края Спинка прямая Взаимопроверка поменялись внутри группы тетрадями по часовой стрелке. (Слайд 8) - Это однокоренные слова или форма одного слова? (формы одного слова) Поставьте + тому, кто справился с заданием полностью. Верните тетрадь однокласснику. Посчитайте сколько + заработала группа. Заносят в оценочный лист количество баллов. (5-6 плюсов)
ВЫ МОЛОДЦЫ!!! - Какая часть слова изменилась при изменении вопроса? Выделите окончание. 1гр- сосны, 2гр - сосне 3 гр- под сосной 4 гр – сосне (Слайд 8) Попробуйте определить тему урока? Что происходит при изменении вопроса? (изменяется форма слова) Определите тему?
Вывод: изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам. - Какое новое слово услышали? (ПАДЕЖ) Я говорю тему «Изменение имен существительных по падежам» (Слайд 9) -Какую цель мы должны достигнуть к концу урока?
- Какие способы будем использовать? (совместная работа, работа с учебником, работа в тетради, самостоятельная работа) Вывешиваю карточки на доску с видами деятельности Вы МОЛОДЦЫ !!! |
Слушают учителя.
Работают с предложением. Работают в тетради индивидуально.
Взаимопроверка Корректировка по образцу (на слайде)
Выявляют причинно-следственную связь: изменение формы слова при изменении вопроса (внимание на окончание в слове) Тема: при изменении вопроса изменяется окончание имени существительного Предлагают формулировки учебной цели.
-Узнать, как изменяется имя существительное по падежам
-Определяют формы работы
|
Личностные: -формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; -проводить самооценку работы группы на основе критерия успешности; -самоопределение. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков. -ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; -строить рассуждения в форме простых суждений; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы; Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. -использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить диалог Регулятивные -определять и формулировать тему и цель урока; - умение принимать, планировать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
|
4.Усвоение новых знаний
Физминутка (Слайд 12)
|
Итак, цель мы определили и начинаем добывать знания. Где мы возьмем нужную нам информацию? (учебник). Открываем учебник с 36-37, читаем правило. ЧТО УЗНАЛИ НОВОГО? (что существует 6 падежей) КАКИХ? МОЛОДЦЫ!!! С 37 прочитайте заголовок таблицы. Что значит слово склонение, каким словом синонимом могу заменить? (в скобках в учебнике написано) -Изучите таблицу самостоятельно и ответьте на вопрос: ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ПАДЕЖИ? (каждый падеж имеет свой вопрос) -Проговорить вопросы всех падежей (на доске слайд 10) со словами помощниками. Просклонять слово конь из учебника, по падежам ( слайд 11) Вы, наверное, устали? Да! Ну тогда все дружно встали, Ножками потопали, ручками похлопали Покрутились, повертелись И за парты все уселись Глазки крепко закрываем Дружно до 5 считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем
|
Работают с учебником (правило) определяют новое, неизвестное
Работают совместно с учителем, проговаривают падежи, падежные вопросы, склоняют по падежам
Зарядка |
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков. - поиск и выделение информации; -ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; Коммуникативные: участие в диалоге, в общей беседе; выполнение принятых правил речевого поведения.
Регулятивные: -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -умение контролировать свою деятельность;
|
5.Первичное закрепление
5.1 Работа в тетради
5.2. Работа в группах
5.3 Самостоятельная работа |
Применение знаний на практике. Какую тему мы сегодня проходим? Что значит изменение по падежам? Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам (слайд 13) МОЛОДЦЫ!!! Теперь закрепим новый материал, выполнив задание в тетради (акцент на доску этап работы – работа в тетради) - Просклоняем слово ЛИСА (по человеку у доски остальные в тетради). На доске закрепляются карточки с падежами. - В тетради пропишите падеж вопрос и слово помощник Отметить, что каждый падеж имеет два вопроса, один подставляем к одушевленным именам существительным (Кто?), другой к неодушевленным (Что?).
МОЛОДЦЫ !!! мы справились, все получилось Покажите, кто делал самостоятельно (знак пальцем вверх,), кто опирался на работу с доской (знак пальцем в сторону)
- Какая работа нас еще ожидает, чтобы хорошо закрепить материал? (Акцент на доску работа в группах) (слайд 14) Возьмите конверт и перевернутый лист. Слова убежали от своих падежей и не знают теперь, как вернуться на место. Приклейте их на место просклоняв по падежам 3 минуты МОЛОДЦЫ!!!
Кто может проговорить правило? Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам.
Какую деятельность еще не выполнили? Самостоятельная работа. Ребята, вначале урока вы выписывали в тетрадь предложение. Ставили вопрос к слову. Вернитесь к этому предложению и САМОСТОЯТЕЛЬНО определите падеж над словом сосна. МОЛОДЦЫ !!! |
Слушают учителя
Повторяют хором.
Работают в тетради, и у доски
Рефлексия своей деятельности
Групповая совместная работа
Взаимопроверка групп (СЛАЙД 15) дети ставят +/- Выставляем баллы (максимум 6 баллов). Результаты заносят в оценочную таблицу
Повторение правила
Самостоятельная работа (СЛАЙД 16)
Самостоятельная проверка (СЛАЙД 17) ставим + за правильную работу Сообщите количество + в группе
|
Личностные: самооценка и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Регулятивные - умение принимать, планировать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения своих и чужих действий; -умение контролировать свою деятельность; Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить диалог -работать совместно в группе, распределять роли Познавательные: -перерабатывать полученную информацию: делать выводы; - умение структурировать знания,
|
6. Закрепление |
Урок подходит к концу. Давайте подведем итог: Какая тема урока была? Что нового сегодня узнали? Еще раз проговорим правило Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам. (СлАЙД 18)
Сколько падежей существует? Какие? Где нам могут пригодиться эти знания? Давайте посчитаем сколько баллов заработала каждая группа
Озвучить критерии. (СЛАЙД 19)
|
Совместная беседа с учителем. Повторение ранее пройденного
Самооценка урока. Подсчет баллов, определение оценки в соответствие с критерием |
Личностные: - Осмысливать причины успеха в учебной деятельности Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные - делать выводы на основе обобщения
|
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Слайд 20
Д/З Учить падежи и падежные вопросы. просклонять по падежам слово УЧЕНИК. (Слайд21)
СПАСИБО ЗА УРОК. |
Рефлексия собственной тдеятельности |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
Презентация / многослойнаяPPTX / 2.01 Мб
Письмо по кругуDOCX / 14.14 Кб
Раздаточный материалDOCX / 12.78 Кб