Урок по стихотворениям М.Ю.Лермонтова ("Утес" и "Выхожу один я на дорогу"). 9 класс
Урок 2.
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова
«Утес», «Выхожу один я на дорогу»
Ход урока
Повторение пройденного. 5 минут
СЛАЙД 1
Мы продолжаем изучение поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. В ходе урока будем учиться анализировать стихи. Обратимся к уже известным нам стихотворениям.
Послушайте стихотворения «Парус» и «Тучи» и подумайте, что их объединяет.
СЛАЙД 2, 3 Выразительное чтение наизусть стихотворений «Парус» и «Тучи» (проверка домашнего задания).
- Что объединяет эти стихи? (настроение, образы, мотивы).
СЛАЙД 4. Напоминаю, что мотив в литературе – это… Мы будем пользоваться именно этим толкованием в ходе анализа стихотворений.
- Исходя из этого определения, скажите, какие мотивы нашли отражение в этих стихотворениях? (одиночества, странничества, изгнанничества).
-С помощью каких образов-символов раскрываются эти мотивы?
СЛАЙД 4 (ссылка) символ – это…
- Эти мотивы являются традиционными для лирики Лермонтова, в этом мы убедимся, когда прочитаем другие стихотворения поэта: «Утес» и «Выхожу один я на дорогу».
Анализ стихотворения «Утес» 10 минут
СЛАЙД 5. Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс» и определите его настроение.
Чтение учителем стихотворения «Утес»
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (в первой части – радостное; во второй части - печальное).
- Назовите центральные образы этого стихотворения. Охарактеризуйте образы тучки и утёса.
- Проанализируйте, с помощью каких художественных приёмов создаются образы тучки и утёса. Подтвердите свои выводы текстом.
- Какой композиционный прием использует автор в этом стихотворении? (антитеза)
- С какой целью он использован поэтом? (противопоставляет два образа жизни, связанные с определённым этапом жизни: молодость – лёгкость, веселье и беззаботность; старость – одиночество, тоска).
СЛАЙД 6 (ассонанс)
- Как вы думаете, какое слово является ключевым для понимания смысла этого стихотворения? («одиноко». Это ключевое слово подчёркнуто переносом, разрывом строки)
- О каком традиционном мотиве напоминает нам это слово? (мотив одиночества)
- Какие размышления автора о жизни нашли отражение в этом стихотворении, т.е. какова идея этого произведения?
СЛАЙД 7 идея - это…
СЛАЙД 7 (ссылка) Несмотря на то, что в стихотворении два образа, очевидно, что авторские размышления сосредоточены на образе старого утёса, с которым связан мотив безнадёжного одиночества человека на склоне лет и ощущение мимолётности молодости и счастья.
- Это стихотворение – размышление о жизни человека. Некоторые исследователи характеризуют жанр стихотворения как «философский этюд». Пользуясь определением этюда, данного в … словаре (вынести на слайд), выберите наиболее точное толкование жанра данного произведения.
СЛАЙД 8. Философский этюд – это…
- Давайте познакомимся с определением этого жанра (философский этюд – произведение, в котором обобщаются мотивы, возникавшие в предшествующих произведениях). Запишем определение в тетрадь.
3. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» 5 минут чтение стихотворения и вопросы, 15 минут работа в парах и проверка.
-Через месяц после создания «Утеса» М.Ю. Лермонтов напишет стихотворение, которое начинается так: «Выхожу один я на дорогу…».
СЛАЙД 9.
- Можете ли вы по одной строчке определить, какие знакомые мотивы получили продолжение в этом произведении? (мотивы одиночества, странничества).
- Послушайте это стихотворение и ответьте на вопрос, правильны ли наши предположения относительно мотивов этого стихотворения.
Выразительное чтение стихотворения учителем
- Какие традиционные мотивы нашли воплощение в этом стихотворении? (одиночества, странничества). Но есть и другие мотивы, которые мы выявим в ходе анализа.
-Назовите тему (размышление о жизни человека), главные образы стихотворения (природа и человек). Как соотносятся эти образы? (Гармония в мире природы противопоставлена дисгармонии в душе лирического героя).
- Предлагаю вам проанализировать это стихотворение самостоятельно и поработать в парах.
Ответы учащихся. Проверка и самопроверка выполнения задания. По ходу проверки обязательно оценить степень полноты своего ответа на поставленный вопрос.
-Какова роль пейзажа в тексте стихотворения?
- Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов подчёркивает деление этого стихотворения на строфы? (Не во всех стихотворениях Лермонтова встречается эта композиционная особенность).
Беседа 5 минут
- Можно ли по настроению и содержанию стихотворения догадаться, к какому периоду творчества М.Ю. Лермонтова оно относится?
- Как вы думаете, можно ли жанр этого стихотворения определить как философский этюд?
- Какие мотивы, кроме уже названных в ходе урока, нашли воплощение в этом стихотворении? (Мотив дороги, мотив жизненного пути, мотив свободы, мотив подлинной жизни, мотив счастья).
Слайд 9 (ссылка 1)
- Какова идея стихотворения? Сформулируйте и запишите её в тетрадях.
Слайд 9 (ссылка 2)
Подведение итогов урока 1 минута
- Назовите ведущие мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.
- Какие образы-символы увидели в тех произведениях, о которых мы сегодня говорили? Аргументируйте свой ответ.
- Какой образ-символ вы поместили бы на обложке сборника изученных нами стихов поэта? Почему?
Рефлексия 2 минуты
- Оцените свою работу на уроке.
- Где вы сможете использовать полученные на уроке знания и умения?
Домашнее задание 1 минута
1. Наизусть «Выхожу один я на дорогу…» или другое стихотворение поэта, в котором есть названные нами мотивы. Уметь обосновать свой выбор).
2. Прочитать поэму «Мцыри»
Приёмы создания образов | Человек | Природа |
Настроение (какое?) | Противоречивое: задумчивое, грустное, философское, тревожное | Торжественное, спокойное, умиротворенное |
Ключевые слова-образы | человек, сон, могила; сила, жизнь, покой, свобода, любовь | Земля, небо, сиянье, звезды, дуб, путь, ночь, пустыня, любовь |
Стилистические фигуры, изобразительные средства, звукопись | Риторические фигуры (вопр., воскл.), анафора, отрицание Метафоры (дремали…), сравнения (холодным сном) Ассонанс (выхожу один) Аллитерация (жч) | Эпитеты (торжественно, чудно) Олицетворения (пустыня внемлет, земля спит) Аллитерация (л) |
Характеристика образа | Человек чувствует себя одиноким, непонятым, он мечтает о покое и любви | Природа находится в гармонии, в ней все во взаимосвязи. Она тиха и покойна. Закончится ночь и наступит утро |
Записи в тетрадях
Философский этюд -
Мотив -_______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Символ - ______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Основные мотивы лирики Лермонтова - ___________________________________
______________________________________________________________________
Идея стихотворения «Утес» -____________________________________________
_____________________________________________________________________
Идея стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» - ________________________
______________________________________________________________________
Рабочий лист к уроку «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова
«Выхожу один я на дорогу»
Поработайте в группе со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Результаты работы представьте классу.
Приёмы создания образов | Человек | Природа |
Настроение | |
|
Ключевые слова-образы | | |
Стилистические фигуры, изобразительные средства, звукопись | | |
Характеристика образа | | |