Урок по стихотворениям М.Ю.Лермонтова ("Утес" и "Выхожу один я на дорогу"). 9 класс

1
0
Материал опубликован 8 October

Урок 2.

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова

«Утес», «Выхожу один я на дорогу»

Ход урока

Повторение пройденного. 5 минут



СЛАЙД 1

Мы продолжаем изучение поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. В ходе урока будем учиться анализировать стихи. Обратимся к уже известным нам стихотворениям.

Послушайте стихотворения «Парус» и «Тучи» и подумайте, что их объединяет.



СЛАЙД 2, 3 Выразительное чтение наизусть стихотворений «Парус» и «Тучи» (проверка домашнего задания).

- Что объединяет эти стихи? (настроение, образы, мотивы).



СЛАЙД 4. Напоминаю, что мотив в литературе – это… Мы будем пользоваться именно этим толкованием в ходе анализа стихотворений.

- Исходя из этого определения, скажите, какие мотивы нашли отражение в этих стихотворениях? (одиночества, странничества, изгнанничества).

-С помощью каких образов-символов раскрываются эти мотивы?



СЛАЙД 4 (ссылка) символ – это…

- Эти мотивы являются традиционными для лирики Лермонтова, в этом мы убедимся, когда прочитаем другие стихотворения поэта: «Утес» и «Выхожу один я на дорогу».



Анализ стихотворения «Утес» 10 минут

СЛАЙД 5. Послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утёс» и определите его настроение.

Чтение учителем стихотворения «Утес»

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (в первой части – радостное; во второй части - печальное).

- Назовите центральные образы этого стихотворения. Охарактеризуйте образы тучки и утёса.

- Проанализируйте, с помощью каких художественных приёмов создаются образы тучки и утёса. Подтвердите свои выводы текстом.

- Какой композиционный прием использует автор в этом стихотворении? (антитеза)

- С какой целью он использован поэтом? (противопоставляет два образа жизни, связанные с определённым этапом жизни: молодость – лёгкость, веселье и беззаботность; старость – одиночество, тоска).

СЛАЙД 6 (ассонанс)

- Как вы думаете, какое слово является ключевым для понимания смысла этого стихотворения? («одиноко». Это ключевое слово подчёркнуто переносом, разрывом строки)

- О каком традиционном мотиве напоминает нам это слово? (мотив одиночества)

- Какие размышления автора о жизни нашли отражение в этом стихотворении, т.е. какова идея этого произведения?

СЛАЙД 7 идея - это…

СЛАЙД 7 (ссылка) Несмотря на то, что в стихотворении два образа, очевидно, что авторские размышления сосредоточены на образе старого утёса, с которым связан мотив безнадёжного одиночества человека на склоне лет и ощущение мимолётности молодости и счастья.

- Это стихотворение – размышление о жизни человека. Некоторые исследователи характеризуют жанр стихотворения как «философский этюд». Пользуясь определением этюда, данного в … словаре (вынести на слайд), выберите наиболее точное толкование жанра данного произведения.

СЛАЙД 8. Философский этюд – это…

- Давайте познакомимся с определением этого жанра (философский этюд – произведение, в котором обобщаются мотивы, возникавшие в предшествующих произведениях). Запишем определение в тетрадь.

3. Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» 5 минут чтение стихотворения и вопросы, 15 минут работа в парах и проверка.

-Через месяц после создания «Утеса» М.Ю. Лермонтов напишет стихотворение, которое начинается так: «Выхожу один я на дорогу…».

СЛАЙД 9.

- Можете ли вы по одной строчке определить, какие знакомые мотивы получили продолжение в этом произведении? (мотивы одиночества, странничества).

- Послушайте это стихотворение и ответьте на вопрос, правильны ли наши предположения относительно мотивов этого стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения учителем

- Какие традиционные мотивы нашли воплощение в этом стихотворении? (одиночества, странничества). Но есть и другие мотивы, которые мы выявим в ходе анализа.

-Назовите тему (размышление о жизни человека), главные образы стихотворения (природа и человек). Как соотносятся эти образы? (Гармония в мире природы противопоставлена дисгармонии в душе лирического героя).

- Предлагаю вам проанализировать это стихотворение самостоятельно и поработать в парах.

Ответы учащихся. Проверка и самопроверка выполнения задания. По ходу проверки обязательно оценить степень полноты своего ответа на поставленный вопрос.

-Какова роль пейзажа в тексте стихотворения?

- Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов подчёркивает деление этого стихотворения на строфы? (Не во всех стихотворениях Лермонтова встречается эта композиционная особенность).

Беседа 5 минут

- Можно ли по настроению и содержанию стихотворения догадаться, к какому периоду творчества М.Ю. Лермонтова оно относится?

- Как вы думаете, можно ли жанр этого стихотворения определить как философский этюд?

- Какие мотивы, кроме уже названных в ходе урока, нашли воплощение в этом стихотворении? (Мотив дороги, мотив жизненного пути, мотив свободы, мотив подлинной жизни, мотив счастья).

Слайд 9 (ссылка 1)

- Какова идея стихотворения? Сформулируйте и запишите её в тетрадях.

Слайд 9 (ссылка 2)



Подведение итогов урока 1 минута

- Назовите ведущие мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

- Какие образы-символы увидели в тех произведениях, о которых мы сегодня говорили? Аргументируйте свой ответ.

- Какой образ-символ вы поместили бы на обложке сборника изученных нами стихов поэта? Почему?



Рефлексия 2 минуты

- Оцените свою работу на уроке.

- Где вы сможете использовать полученные на уроке знания и умения?



Домашнее задание 1 минута

1. Наизусть «Выхожу один я на дорогу…» или другое стихотворение поэта, в котором есть названные нами мотивы. Уметь обосновать свой выбор).

2. Прочитать поэму «Мцыри»





Приёмы создания образов

Человек

Природа

Настроение (какое?)

Противоречивое: задумчивое, грустное, философское, тревожное

Торжественное, спокойное, умиротворенное

Ключевые слова-образы

человек, сон, могила; сила, жизнь, покой, свобода, любовь

Земля, небо, сиянье, звезды, дуб, путь, ночь, пустыня, любовь

Стилистические фигуры,

изобразительные средства,

звукопись

Риторические фигуры (вопр., воскл.), анафора, отрицание

Метафоры (дремали…), сравнения (холодным сном)

Ассонанс (выхожу один)

Аллитерация (жч)





Эпитеты (торжественно, чудно)

Олицетворения (пустыня внемлет, земля спит)

Аллитерация (л)

Характеристика образа

Человек чувствует себя одиноким, непонятым, он мечтает о покое и любви

Природа находится в гармонии, в ней все во взаимосвязи. Она тиха и покойна. Закончится ночь и наступит утро













Записи в тетрадях


Философский этюд -

Мотив -_______________________________________________________________

______________________________________________________________________

Символ - ______________________________________________________________

______________________________________________________________________

Основные мотивы лирики Лермонтова - ___________________________________

______________________________________________________________________

Идея стихотворения «Утес» -____________________________________________

_____________________________________________________________________

Идея стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» - ________________________

______________________________________________________________________



Рабочий лист к уроку «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

«Выхожу один я на дорогу»

Поработайте в группе со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Результаты работы представьте классу.

Приёмы создания образов

Человек

Природа

Настроение



Ключевые слова-образы




Стилистические фигуры,

изобразительные средства,

звукопись



Характеристика образа







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.