12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Zaira18

СП МКОУ СОШ №2 г.Алагира . Учитель русского языка и литературы Текоева З.К.

Тема урока. К.Хетагуров. Стихотворение «Утёс».

Цели урока:

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: сформировать понятие о мотиве в лирике; формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус, развивать иформационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Повторить понятия: антитеза, эпитет, метафора, олицетворение.

Познакомить обучающихся с понятием аллитерации.

 

Каждый раз, когда читаешь стихи Хетагурова, чувствуешь,

сколько в них таланта и глубины.

И.Уткин

Словарь.

1. Азалья (азалия)-декоративное кустарниковое растение сем вересковых с розовыми ,жёлтыми или красными цветками.

2. Изумруд-прозрачный драгоценный камень зелёного цвета.

3. Порфира-пурпурная мантия монарха.

4. Фельзит-горная порода с кварцевыми вкраплениями.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

(Слайд №1)

Знаете ли вы, что до Коста Хетагурова у осетин не было ни поэзии, кроме устной, народной, ни художественной прозы.

Своё незаурядное поэтическое дарование Коста воспитывал на русской классической литературе и богатом осетинском народном творчестве. Эти два источника помогли поэту высоко подняться над своими предшественниками и стать создателем осетинского литературного языка.

(Слайд №2)

Сегодня с полной уверенностью можно сказать,что Коста Хетагуров , действительно, шире, чем представитель осетинской литературы. Он представитель общечеловеческой поэзии. Он принадлежит передовой мысли, передовому искусству, передовому человечеству.

(Слайд №3)

В Осетии же Коста стал близким, родным, каждому человеку, а книга поэта «Осетинская лира»-настольной книгой каждой семьи. О популярности Коста Хетагурова говорит и то, что многие его стихотворения стали народными песнями.

А сколько у нас в Осетии людей, которые почти всю лирику поэта знают наизусть!

(Слад №4)

Ребята, вы знаете о том, что выдающийся осетинский поэт Коста Хетагуров был, конечно же, знатоком русского языка. Он создавал свои произведения и на русском, и на родном языках. На сегодняшнем уроке я предлагаю вам познакомиться с его стихотворением, написанном на русском языке. Называется оно «Утёс».

(Слад №5)

Далее звучит стихотворение «Утёс» в испонении заранее подготовленного обучающегося.

Утёс

I

Мрачного утеса только что коснулся

Первый луч восхода, весело, шутя...

И утес холодный ожил, улыбнулся,

Запылал румянцем ярким, как дитя...

На челе высоком, зеленью обвитом,

Ландыш и азалья снежные цветут,

На порфире царской, вышитой фельзитом,

В золотых узорах блещет изумруд...

Все залито солнцем — лес, долины, горы...

Серебрятся реки... беспредельна даль...

Воздух наполняют радостные хоры...

Чужды великану горе и печаль.

II

Показалась туча из-за снежной цепи...

Почернели горы, багровел закат...

В синеву густую облачились степи...

Потрясал ущелье громовой раскат...

Застонали скалы, повалились ели...

Под ударом бури дрогнул великан...

Ландыши измяты, камни потускнели...

Хлынули потоки из глубоких ран...

Наступила полночь, тихая, немая...

В сон невозмутимый погружен утес...

Только по ланитам, змейкою сбегая,

Падают беззвучно в бездну капли слез...

1894 г. (?)

-Скажите, о чём стихотворение? О природе? Об утёсе?

-Есть ли в нём сюжет? Да, безусловно. (Коротко передаём его).

А вот какова история создания этого стихотворения. Исследователь творчества Коста Хетагурова К.Гутнов пишет: «Стихотворение вызвано воспоминаниями об Анне Цаликовой. «Вскоре (Коста, очевидно, имеет ввиду 1894 год) я узнал, что Вы невеста. Это событие,- пишет он в письме от 6 декабря 1898 года - вызвало ряд стихотворений , самых разноречивых, не чуждых горечи и даже озлобления... Упоминать о них не стоит, укажутолько на два стиха более спокойного характера. Это «Утёс» и «О чём жалеть?»

- Так о чём стихотворение? (Дети говорят, что стихотворени можно отнести к любовной лирике).

Словарная работа.(см. записи на доске)

Обратим внимание на композицию стихотворения. Из скольких частей оно состоит?(Из двух).

-Какие они по содержанию? (Противопоставляются друг другу. Первая часть светлая,жизнерадостная, лишённая всякой печали. Об этом говорят слова «весело», «шутя», «ожил», «улыбнулся», «блещет изумруд», «чужды горе и печаль».

Вторая –грустная по содержанию, мрачная, тревожная: «почернели горы», «потрясал громовой раскат», «измяты», «глубоких ран», «капли слёз».

-Следовательно, стихотворение построено на контрасте.

-Что можете сказать о состоянии лирического героя? (Оно соответствует содержанию стихотворения).

-В стихотворении природа , в частности,утёс воспринимается как живое существо. Пытаясь проникнуть в тайны природы,автор обращается к человеку, так как в его жизни есть аналогии с окружающим миром. В этом смысле можно говорить о изобразительно-выразительном средстве, которое называется олицетворением. Утёс олицетворяет человека.

Попробуем определить характер этого человека.(Он умеет радоваться , любить. Он величествен, но в то же время он хрупкий,легко ранимый, немощный перед лицом судьбы, измены).

-Какие ещё средства выразительности использует автор?

Метафоры, которые придают речи выразительность и образность: «серебрятся реки», «коснулся луч», «змейкою сбегая».

Олицетворения: «облачились стены», «мрачного утёса», «утёс холодный», «полночь немая».

Сравнения: «как дитя».

И, конечно, излюбленное средство выразительности Коста-гиперболу: «застонали скалы», «дрогнул великан».

-Найдите, пожалуйста, в тексте устаревшие слова. И объясните их значение («на челе»- на лбу, «по ланитам»- по щекам).

- Вы обратили внимание на то, что в тексте очень часто встречается один и тот же знак препинания? (Двоеточие).

-Как вы думаете, почему? (Очевидно, это говорит о взволнованности ,эмоциональной переполненности лирического героя).

Обратите внимание на то, как звуки природы передаёт само звучание стиха:

 

Застонали скалы, повалились ели...

Под ударом бури дрогнул великан...

Ландыши измяты, камни потускнели...

Хлынули потоки из глубоких ран...

Это создаётся за счёт аллитерации, которая придаёт стихотворению чёткую звуковую выразительность.

-А теперь вспомним, с каким одноимённым стихотворением русской классической литературы перекликается «Утёс» Коста Хетагурова? («Утёс» М.Ю.Лермонтова).

-Конечно, стихотворение Коста нельзя назвать подражанием Лермонтову, однако влияние русской литературы на творчество Коста очевидно. Действительно, Коста как поэт учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

(Слад №6)

В основе стихотворения Лермонтова тоже лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» также построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя», то утес «одиноко стоит», «задумался глубоко», «тихонько плачет». Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка», уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Итог урока.

Итак, стихотворение «Утёс» Коста посвящает Анне Цаликовой. Мы знаем, что это была безоветная любовь.

(Слад №7)


 

Анне адресованы многие другие стихотворения: «Прости», «Если встреча с тобой...», «Да, встретились напрасно мы с тобою...», «Я это знал...», «Не спрашивай», «О чём жалеть» и другие.

(Слады №8,9)

Кто-то из великих сказал, что без любви человек теряет окрылённость духа. Коста Хетагуров сумел окрылённостью духа заразить читателя.


 


 


 


 

Использованная литература:

1. К.Хетагуров. Собрание сочинений в трёх томах. М., «Художественная литература», 2012.

2.А.Г.Кучиев.Весь мир- мой храм. Орджоникидзе. «Ир», 1989.

3.Поэтическая Россия.М., «Советская Россия», 1986.

4. Интернет-ресурсы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.