Урок по теме «Гражданская война» (История, 10 класс)
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
Гражданская война 1 урок
Ахматова А. А. - Всё расхищено, предано, продано… Всё расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? Днем дыханьями веет вишневыми Небывалый под городом лес, Ночью блещет созвездьями новыми Глубь прозрачных июльских небес, — И так близко подходит чудесное К развалившимся грязным домам… Никому, никому неизвестное, Но от века желанное нам.
Гражданская война это? крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства или, реже, между нациями, входившими в состав ранее единого объединенного государства. война, охватывающая значительную часть населения, в которой с обеих сторон основное участие принимают граждане (подданные) одного государства Гражданская война‚ разрушив страну‚ унесла жизни многих миллионов россиян и унесла из России двухмиллионную эмиграцию. Геннадий Горелик, «Андрей Сахаров. Наука и свобода», 2004 г. (цитата из НКРЯ) какое определение понятия указывают авторы учебника?
периодизация Академик РАН Ю.А. Поляков выделяет 6 этапов гражданской войны в нашей стране: февраль-март 1917 г. - насильственное свержение самодержавия, открытый раскол общества главным образом по социальному признаку; март-октябрь 1917 г. - неудача российской демократии в попытке установить гражданский мир, усиление социально-политического противостояния в обществе, эскалация насилия; октябрь 1917 г.- март 1918 г. - свержение большевиками Временного правительства, установление Советской власти, новый раскол общества, распространение вооруженной борьбы (в т. ч. и Брестский мир как один из факторов раскола); март-июнь 1918 г. - локальные военные действия, формирование белых и красных вооруженных сил, террор с обеих сторон, дальнейшая эскалация насилия; лето 1918 г.- конец 1920 г. - "большая гражданская война между массовыми регулярными армиями, иностранная интервенция, партизанская борьба в тылах, милитаризация экономики и т.д. (это собственно гражданская война в полном смысле этих слов, хотя точнее называть это время - этапом "большой" гражданской войны). 1921-1922 гг. - постепенное затухание гражданской войны, ее локализация на окраинах и полное окончание.
Из книги А.И. Деникина « Очерки русской смуты» Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетворённость существующим положением; неизжитая ещё рабья психология масс, инертность большинства и полная безграничного дерзания деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть — пролетариату, земля — крестьянам, предприятия — рабочим и немедленный мир... Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского народа факта — восприятия им или, вернее, непротивления воцарению большевизма. Развал так называемого «тыла» — понятие, обнимающее в сущности народ, общество, все не воюющее население — становился поистине грозным… Классовый эгоизм процветал пышно повсюду, не склонный не только к жертвам, но и к уступкам. Он одинаково владел и хозяином и работником, и крестьянином и помещиком, и пролетарием и буржуем. в то же время претензии этих классов были весьма велики… Чувство долга в отношении отправления государственных повинностей проявлялось очень слабо. В частности, дезертирство приняло широкое, повальное распространение…
Политические? Экономические? Социальные? изменения политического строя в государстве; отказ большевиков от принципов парламентаризма (разгон Учредительного собрания), иные недемократические меры большевиков, вызывавшие недовольство не только интеллигенции и крестьян, но и рабочих. Экономическая политика советской власти в деревне, которая привела к фактической отмене Декрета о земле. Национализация всей земли и конфискация помещичьей вызвали ожесточенное сопротивление ее бывших владельцев. Буржуазия, напуганная размахом национализации промышленности, хотела вернуть фабрики и заводы. Создание однопартийной политической системы оттолкнуло от большевиков социалистические партии и демократические общественные организации. Особенностью Гражданской войны в России стало присутствие на ее территории крупной интервенционистской группировки войск, которая обусловила затягивание войны и умножила человеческие жертвы. По стр. 61-62 заполните таблицу «Причины Гражданской войны». Используйте дополнительную информацию
Белое движение
Цели белого движения? Декларация Северо-Западного правительства к населению. Призванное к жизни необходимостью решительного и немедленного освобождения русской земли от большевистского ига… Правительство северо-западной области России объявляет русским гражданам начала, которые оно полагает в основу своей предстоящей деятельности: 1. Решительная борьба с большевизмом 2. Все граждане равны в правах и обязанностях перед законом. 3. Всероссийская власть должна быть создана на основе народовластия. Для сего немедленно должно быть приступлено к созыву нового Учредительного Собрания на началах всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права. Работа с документом «Декларация Северо-Западного правительства к населению»
Работа с контурной картой. Учебник стр. 68-69
I период войны Работа с контурной картой. Учебник стр. 68-69 27 и 28 октября казаки захватили Гатчину и Царское Село, создав непосредственную угрозу Петрограду, однако 30 октября отряды Краснова были разбиты. Керенский бежал П. Н. Краснов был арестован своими же казаками, но затем отпущен под честное слово, что он не будет сражаться против новой власти.
I период войны Работа с контурной картой. Учебник стр. 68-69 Во главе антибольшевистского движения на Дону встал атаман А. М. Каледин. В конце ноября 1917 г. генерал М. В. Алексеев начал формирование Добровольческой армии для борьбы с советской властью. 17 апреля 1918 г. под Екатеринодаром был убит командующий Добровольческой армией генерал Л. Г. Корнилов
Политика Военного коммунизма Стр.63-64 работа с текстом учебника цель мероприятия результаты
Похожие публикации