12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44585
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Урок по теме «Имя числительное как часть речи»

 

Тип урока -урок усвоения новых знаний

Цель - формирование представления об имени числительном и его грамматических признаках.

Задачи:

образовательная: дать представление об имени числительном как о самостоятельной части речи, сформировать представление об отличительных признаках числительного;

развивающая: развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы);

воспитательная: воспитывать уважение и интерес к родному языку.

 

Ход урока

1.Организационный момент

 

2. Подготовка к восприятию. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

- Анализ предложений (2 ученика у доски)

Брянск - один из старейших русских городов, он был основан в 985-м году на правом берегу реки Десны. Впервые город упоминается в Ипатьевской летописи в 1147-м году. В этом году Брянску исполнится 1039 лет.

- Подчеркните грамматическую основу первого предложения, произведите синтаксический разбор, не обозначая на этот раз вверху часть речи.

- Еще раз внимательно прочитайте предложение. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. На какие вопросы они отвечают?

- Что обозначают эти слова? (число)

- Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Запись темы на доске)

 

3. Актуализация знаний

 

Раздаточный материал 1.

Прочитайте текст. Определите тему. Что нового вы узнали? Сформулируйте вопросы одноклассникам по прочитанному тексту.

Интересные факты о числительных

Термин числительное в русском языке является переводом латинского термина numerale (от numerous — число).

В общеславянском языке существовало слово пясть, обозначающее кисть руки.

Числительное всегда можно заменить цифрами.

В числительных одиннадцать — двадцать и тридцать в современном русском языке части: -дцать и -надцать, восходящие к слову десять, являются суффиксами, а сами эти числительные считаются простыми производными.

Количественное числительное один изменяется по числам (один стол, одни часы), а в единственном числе по родам (один — одна — одну). Количественное числительное два может иметь две формы рода: два и две.

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1) Познакомиться с именем числительным как… (частью речи)

2)Учиться отличать имя числительное … (от других частей речи)

3) выявить морфологические… (признаки) и синтаксическую (роль)

Вернемся еще раз к записанным предложениям и раздаточному материалу 1.

- Почему некоторые числительные отвечают на вопрос какой, а некоторые сколько? (они разные по значению)

- Выберем по одному числительному каждого разряда из предложения и рассмотрим, как оно изменяется.

ВЫВОД: порядковые – род, число, падеж, колич. – падеж

- Какова их синтаксическая роль?

Каким образом мы можем углубить наше представление о числительном?

 

Чтение материала учебника

 

4.Первичное усвоение новых знаний

 

- Имена числительные часто употребляются в речи. И это подтверждается большим количеством пословиц и фразеологизмов, в которых они используются. Например: 

У семи нянек дитя без пригляда. Для бешеной собаки сто километров не крюк. На седьмом небе от счастья, как две капли воды, наврал с три короба, в два счёта.

 

Раздаточный материал 2.

Прочитайте пословицы. Какие из них вам захотелось объяснить одноклассникам? Запишите пословицы, подчеркните числительные как члены предложения, обозначьте их разряд по значению.

 

Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

Для друга и семь верст не околица.

Сто светлячков не заменят одного факела.

Сам не дерусь, семерых не боюсь.

Одна книга тысячу людей учит.

5. Первичная проверка понимания

 

Изучающим русский язык очень важно уметь различать части речи. Два, двойка, удвоить, двойной, двухлетний, дважды. Все ли из названных мною слов являются числительными? Ребята, имена числительные можно записать словами и цифрами (три-3, четырнадцать – 14), а другие части речи – только словами.

 

Раздаточный материал 3.

 

В русском языке есть части речи с числовым значением, но по вопросу мы научимся их различать. Обозначьте части речи в выделенных словах:

 

двойка по поведению, удвоить усилия, уменьшить вдвое, шестой отряд, двенадцать страниц, дружная семёрка, четыре сестры, увеличить втрое, двойная подкладка, семь тетрадей, пятёрка в тетради, сто дней, девятый ряд, семилетние посадки. 

 

6. Первичное закрепление

 

Раздаточный материал 4.

 

Клоуз-текст. Задание: вписать в каждый пропуск одно или несколько числительных так, чтобы получился рассказ о Брянске.

 

Площадь Брянска составляет _____________________________________ км², население – более ______ _______________тысяч человек. Самым густонаселенным районом можно назвать Бежицкий. Здесь живут ________ ______________________________тысячи горожан.

В областном центре белее ____________________ библиотек, __________ кинотеатров почти на пять тысяч мест. На каждого жителя приходится в среднем около ____________________________________ квадратных метров зеленых насаждений.

 

Ключи

Площадь Брянска составляет 230 км², население – более 400 тысяч человек. Самым густонаселенным районом можно назвать Бежицкий. Здесь живут 135,2 тысячи горожан.

В областном центре белее 200 библиотек, 10 кинотеатров почти на пять тысяч мест. На каждого жителя приходится в среднем около 24 квадратных метров зеленых насаждений.

 

7. Рефлексия

 

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о числительном как о части речи?

- Какие разряды числительных вам известны? Приведите примеры.

- Как отличить числительное от других частей речи?

-С каким настроение вы уходите с урока?

 

Обсуждение д/з чит. с. 24-27, упр. 379.

 

Использованная литература

Языкознание. Русский Язык. Энциклопедия Для Детей. Т. 10 Гл Ред. Аксенова М.Д., 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аванта+, 1999. - 704 с.

https://shkolnaiapora.ru/russkij-yazyk/tema-imya-chislitelnoe.html

 

Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (4)

Юлия Васильевна Воробьева, 31.01.24 в 14:55 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу, Вера Сергеевна! Нравится задание, которое проверяет, как понимают дети пословицы (готовит к ВПР). Нравится и работа с деформированным текстом. Ценно, что ребята должны знать историю своего города!
Легоцкая Вера Сергеевна, 31.01.24 в 14:58 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Юлия Васильевна, за Ваше внимание.
Горбачёва Марина Юрьевна, 31.01.24 в 17:53 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу,Вера Сергеевна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 31.01.24 в 22:55 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.