Урок обществознания в 6 классе по теме «Семья и семейные отношения»
Тема урока | СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. | ||
Тип урока | Изучения нового материала. | ||
Дата урока | - | ||
Цель урока | Способствовать формированию у обучающихся представлений о семье как о частичке общества, о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека, его первичная социализация, способствовать формированию навыка составления своей родословной. | ||
Образовательные ресурсы | Обществознание. 6 класс: учебник. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2022. Рабочая тетрадь «Обществознание. 6 класс», 2022 г. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. Презентации: «Семья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusedu.ru/detail_1761.html; «Родословная Пушкиных» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org>wiki/Пушкины; «Семья и семейные отношения». | ||
План урока | 1. Зачем люди создают семьи. 2. Если семья не выполняет своих обязанностей. 3. Какие бывают семьи. | ||
Личностно-значимая проблема | История семьи – страница многовековой истории Отечества. | ||
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая | ||
Основные понятия | Семья, поколение, авторитет, брак, супруги, родители, дети, права, обязанности | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения, работать со схемой, диаграммой, с текстом. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; Характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций: описывать ситуации проявления, сохранения, развития семейных традиций Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания. Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных |
Тучина О.Ф., учитель истории и обществознания г. Мирный МКОУ СОШ №3
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цель и задачи урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Знакомство учащихся с новым учебным предметом. (Презентация «Семья») | Организует беседу по обсуждению эпиграфа к уроку: – Кого мы называем родными людьми? – Кого в этом стихотворном отрывке автор называет «родные люди»? Что, в понимании автора, означает «душевно уважать»? – Согласны ли вы с автором? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | Фронтальная работа. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 20 | 1. Презентация «Семья». 2. Знакомство с притчей «Тепло семейного очага» (Приложение 2). 3. Беседа «Моя семья». 4. Работа по составлению схемы «Особенности семьи» в группах, используя текст и Приложение 3. 5. Работа с учебником, с. 26–29. 6. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое», с. 30–31. 7. Знакомство с родословным древом семьи Пушкиных (презентация) | 1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. 2. Знакомит учащихся с притчей, организует дискуссионную беседу после ее прочтения: – Что означают слова «тепло семейного очага»? – Кем создается семейный очаг? – А что необходимо, чтобы семья была счастлива? 3. Организует дискуссию с учащимися по вопросам: Кто хочет рассказать о своей семье, о том, кто хранит семейный очаг в вашем доме? Как в вашей семье проводят свободное время? Какие хозяйственные дела выполняют совместно? Какие прогулки совершают в выходные дни и какие любимые занятия (хобби) объединяют членов семьи? 4. Формулирует задание, направляет обучающихся на составление схемы «Особенности семьи» и ответы на вопросы: Какие функции выполняет семья? Проанализируйте каждую функцию и приведите конкретные примеры на основе своей семьи.
Физкультминутка для обучающихся. 5. Формулирует задание, направляет на самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? Как вы понимаете слова «семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»? Какие бывают семьи? 6. Предлагает учащимся рассмотреть картину З. И. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» (1921 г.) и ответить на вопросы: Знакома ли вам такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми? Какие чувства испытывают дети к своей матери? Прочитайте текст В. Белова, проанализируйте слова писателя и выскажите свое мнение. Сравните современный уклад семьи с тем, что описал В. Белов: Что входило в обязанности хозяйки дома? За что в семье отвечал хозяин? Как распределяются обязанности в современной семье? 7. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию и объясняет, что такое родословное древо и поколенная роспись. На примере родословной Пушкиных учит составлять родословное древо. | 1. Знакомятся с новой инфор- мацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию. 2. Знакомятся с притчей, рассуждают, отвечают на вопросы. 3. Рассказывают о своей семье, о традициях, привычках, любимых совместных занятиях членов своей семьи. 4. Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры. Приводят примеры деятельности людей в различных ситуациях общественной жизни. 5. Знакомятся с текстом, анализируют его, принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу. 6.Рассматривают иллюстрацию в учебнике, читают текст, рассуждают, отвечают на вопросы, приводят собственные примеры. 7. Знакомятся с родословной семьи Пушкиных, делают записи в тетради, отражая построение родословного древа | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. Групповая работа. | Личностные: оценивают жизненные ситуации; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности; характеризуют традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи, семейных традиций; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | Устные ответы. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 8 | 1. Задания в рабочей тетради, № 1, с. 13; № 6, с. 18. | 1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. 2. Направляет работу обучающихся с диаграммой «Роль семьи в жизни общества». | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. 2. Анализируют диаграмму «Роль семьи в жизни общества» и делают выводы о сходстве и различиях. | Индивидуальная работа. Фронтальная работа. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск и анализ необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради, в статистическом материале. | Проверка выполнения заданий в рабочей тетради, диаграммы. Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 6 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Сколько поколений живет в вашей семье? – Кто такие родственники? – Кто является членом семьи? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 3; задания рубрики «В классе и дома», с. 32. Проекты «Моя родословная», «Идеальная семья». | Конкретизирует домашнее задание. Разъясняет творческое задание по составлению проектов. Диагностическое оценивание предполагается в форме проектной работы на следующем уроке. | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа. Фронтальная | | |
Приложение 1
Эпиграф к уроку
Я — семья
Во мне как в спектре живут семь «я»,
Невыносимых, как семь зверей
А самый синий свистит в свирель!
А весной
Мне снится,
что я — восьмой!
Андрей Вознесенский
Приложение 2
Притча «Тепло семейного очага»
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, – сказало счастье, – я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь?» – спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, – и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» – и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, – и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» «Хочу, – говорит он, – велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», – и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
Схема «Особенности семьи»