Урок по теме: «Выветривание горных пород» (География, 6 класс)
выветриваниеPPTX / 11.36 Мб
Класс | 6 класс | |
Учитель | Цурган Светлана Анатольевна | |
Тема урока, № урока по теме | Урок по теме: «Выветривание горных пород». 5 урок по теме: «Литосфера». | |
Тип урока | Урок первичного предъявления новых знаний. | |
Авторы УМК | Примерная программа основного общего образования по географии 5-9 класс ФГОС «География», автор - составитель: Е.М. Домогацких Н. И. , Алексеевский. Москва. Издательский центр «Русское слово» 2019 г. (Инновационная школа) Учебник география 6 класс, Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. издательство: М.: Русское слово 2019. | |
Цель урока | 1.Развитие познавательности ученика через наблюдательность, внимательность, умение слушать, самостоятельность и сотрудничество. 2.Расширить и углубить знания обучающихся о выветривании. 3. Продолжить формировать географические умения, анализировать. 3.Облагораживание души и сердца детей через ответственность за свои поступки, сопереживание и радость коллективного труда. | |
Задачи урока | Обучающие | - актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по теме: «Литосфера»; - сформировать понятие «выветривание», «физическое выветривание», «химическое выветривание», «биогенное выветривание»; - выявить причины выветривание; - познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями. |
Развивающие | - развивать познавательный интерес к предмету и кругозор учеников; - развивать географическое мышление, устную речь, способность применить имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач; -развить логическое мышление, умения делать выводы. - продолжить формирование умения работать с учебником и другими источниками информации. | |
Воспитательные | - воспитать бережное отношение к природе; - формирование мировоззренческих позиций школьников при изучении типов выветривания; - воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников; - осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения. | |
Планируемый результат обучения | Личностные | - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом); - обучающие смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения. |
Метапредметные | - формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; - формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы; - определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия, ставить вопросы, сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации, разрешать конфликты; - уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации; - умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить дополнительный материал к уроку. | |
Предметные | - сформировать понятие «выветривание»; - выявлять разнообразие типов выветривания; - называть причины выветривания. | |
Оборудование: | Учебник для 6 класса, компьютер, проектор, справочный материал, презентация «Выветривание горных пород», маршрутные листы, листы оценивания работы на уроке. | |
Образовательные ресурсы | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/34f7fb8d-9c88-4612-9771-90d2bcfc3513/ http://biofile.ru/geo/2281.html http://umeda.ru/chemical_weathering http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/97918 |
«Выветривание горных пород».
Этап урока/цели/время выполнения этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся / предполагаемые ответы | Источники информации, с которыми будут работать ученики. | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент. (1мин) Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Проверяю готовность учащихся к уроку. Приветствие учеников. Здравствуйте, дети! Сегодня урок наш, о важном на свете, Прошу вас хорошо работать и дружно отвечать! - Садитесь. - У вас на столах листы оценивания работы на уроке, не забывайте ставить +, при своём правильном ответе и работе на уроке. | Приветствуют учителя, Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению. | | Принцип психологической комфортности. |
2.Мотивационный момент урока. (5 мин) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность | (Слайд 1) Между двумя учениками возник спор: один говорил, что горные породы бывают только в горах, а другой утверждал, что они есть не только в горах, но и на равнинах, и даже на дне моря. Кто из них прав? (Слайд 2) Давайте вспомним: 1.Что такое горные породы и минералы? 2.Какие бывают виды горных пород и минералов? Продолжить фразу…. 1.Гранит – это……. 2. Песок – это……. (Слайд 3) Гранит прочная зернистая горная порода. Однако даже гранит может подвергнуться разрушению в мелкий щебень, крошку, песок. В чём дело? Кто виноват? (Слайд 4) Кто может сформулировать тему нашего урока? Тема урока: «Выветривание горных пород» Запишите тему урока в тетрадь. Давайте вместе подумаем, каковы цели нашего урока? Что вы хотите узнать? Чему научиться? | Предлагают варианты ответов. Отвечают на вопросы учителя Делают предположения (Разрушения, человек и т.д) Делают предположения (тема урока: Разрушения горных пород и т.д) Записывают тему урока в тетрадь.
Целеполагание: (Выдвигают цели урока: 1.Узнать что называется Выветриванием. 2. Узнать какое бывает Выветривание. 3. Причины Выветривание. | Презентация. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные: (проблемная подача учебного материала, развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
3.Актуализация знаний. (1мин) Цель: активизировать знания. | (Слайд 5) Давайте поиграем в игру «Ассоциация»: Какие ассоциации возникают у вас с термином «Выветривание»? | Предлагают варианты ответов. (ветер)
| | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи. |
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. (5мин) Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать знания. (1мин) | Попробуйте сформулировать определения термину Выветривание. Давайте обратимся к справочному материалу, который находится у вас на столах, и сравним ваше предположения, с точными определениями термина Выветривание. (Слайд 6) Запишите определения «Выветривание» в тетрадь. Выветривание – все процессы, приводящие к разрушению горных пород и минералов под влиянием различных факторов. (Слайд 7) ФИЗКУЛЬТ. МИНУТКА | Работа со справочным материалом. Записывают определения «Выветривание» в тетрадь. Выполняют физические упражнения. | Справочный материал. Презентация. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные: (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием понятий: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
5.Применение теоретических знаний в условиях выполнения групповой работы. (10мин) ЦЕЛЬ: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи. (8 мин) | Под воздействием, каких сил горные породы и минералы разрушаются? С видами выветривания, мы познакомимся, выполняя групповую работу. Давайте вспомним правило работы в группах. У вас на столах маршрутные листы для выполнения задания. Внимательно прочитайте задания, используя текст учебника (параграф 16), приготовьте ответ на задания, оформите работу на ватмане. (Слайд 8) Задания по группам: 1группа - Биогенное выветривание. 2группа - Физическое выветривание. 3группа - Химическое выветривание. 4группа - Техногенное (антропогенное) выветривание. (Слайд 9) По ходу доклада представителя группы остальные ученики заполняют таблицу: «Виды выветривания горных пород».
Отчёт групп.
По ходу выступления групп, проверяем правильность заполнения схемы «Виды выветривания горных пород», взаимопроверкой ставим + в листах оценивания на уроке. Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? | Делают предположения: (действие физических, химических сил, живых организмов). Рассказывают правило работы в группах. Составление плана совместной предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия новых знаний. - распределяют роли в группе (лидер, спикер, секретарь, контролер, хранитель времени); - распределение заданий в группе. Спикер от каждой группы сообщают о результатах коллективной поисковой работы: 1группа 1.Биогенное выветривание. 2.Влияние живых организмов на горные породы. 3.Разрушение и изменение горных пород и минералов под влиянием растений и животных. 4.Измельчение горных пород. 2группа 1.Физическое выветривание. 2.Колебания температуры, ветер и вода. 3.Процесс механического раздробления горных пород без изменения химического состава. 4.Образуются обломочные горные породы. 3группа 1.Химическое выветривание. 2.Вода и растворимые вещества и горные породы – известняк, гипс, соли. 3.Разрушение водой растворимых горных пород. 4.Образование новых соединений и изменение существующих. Учащиеся в группах слушают сообщение и заполняют схему: «Виды выветривания горных пород». Проверяют, оценивают друг друга в листах оценивания на уроке. | Учебник, маршрутные листы, ватман, тетрадь. Презентация. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве); познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно. |
6.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации знаний. (5мин) ЦЕЛЬ: активизировать и систематизировать имеющиеся знания. (2мин) 1мин. (2мин) | (Слайд 10) Тест по закреплению (на интерактивной доске) с оцениванием своей работы. Продолжи предложения: 1. Все процессы, приводящие к разрушению горных пород и минералов под влиянием различных факторов называют… (Выветривание). 2. Разрушение и изменение горных пород и минералов под влиянием растений и животных называют… (Биогенное выветривание). 3. Разрушение водой растворимых горных пород и минералов называют… (Химическое выветривание). 4. Процесс механического раздробления горных пород под действием колебания температуры и ветра называют… (Физическое выветривание). 5. Разрушение горных пород под действием хозяйственной деятельности человека называют… (Техногенное – антропогенное выветривание) (Слайд 11) Проверим: 1. Выветривание. 2. Биогенное выветривание. 3. Химическое выветривание. 4. Физическое выветривание. 5. Техногенное – антропогенное выветривание. Оценим: 5 правильных ответов - оценка 5 3 правильных ответа - оценка 3 (Слайд 12) Можем ли мы ответить на вопрос: какой вид выветривания виноват в превращении гранита в песок? Вот и к концу подошел урок, Нам подводить пора итог. Спасибо за работу, детки, А я поставлю вам отметки. (Выставление оценок с учётом устных ответов и групповой работы, сбор листов оценивания работы на уроке). | Выполняют тест, проверяют и оценивают свою работу по слайду на интерактивной доске. Делают предположения: Да Ответ учеников: Все виды выветривания принимали участие в разрушении гранита и превращении его в песок, но основным является физическое. | Интерактивная доска. | Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. |
7.Рефлексия (2мин) | (Слайд 13) Выберите № личика, которое выражает ваше настроение после урока (на интерактивной доске). | Учащиеся встают, выбирая № личика, которое выражает их настроение после урока. | Интерактивная доска. | Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
8.Домашнее задание . (2мин) | (Слайд 14) Комментирую домашнее задание: 1.Параграф 16. 2. Сообщение с презентацией по желанию на темы: 1.Горы Саяны. 2.Восточно-Европейская равнина. 3.Марианская впадина. | Ученики записывают домашнее задание в дневник. | Работа с учебником. Готовят сообщения и презентацию. | |
Маршрутный лист - 1 группа
Биогенное выветривание.
План работы
1.Названия вида выветривания.
2.Что является причинами выветривания?
3. В чем проявляется их действие?
4. Результат выветривания.
Маршрутный лист - 2 группа
Физическое выветривание.
План работы
1.Названия вида выветривания.
2.Что является причинами выветривания?
3. В чем проявляется их действие?
4. Результат выветривания.
Маршрутный лист - 3 группа
Химическое выветривание.
План работы
1.Названия вида выветривания.
2.Что является причинами выветривания?
3. В чем проявляется их действие?
4. Результат выветривания.
Маршрутный лист - 4 группа
Техногенное (антропогенное) выветривание.
План работы
1.Названия вида выветривания.
2.Что является причинами выветривания?
3. В чем проявляется их действие?
4. Результат выветривания.
Лист оценивания работы на уроке
Тема | Попутное повторение | Усвоение Новых знаний | Работа в группе | Закрепление | Самооценка Взаимопроверка | Оценка Учителя |
Выветривание | | | | | | |
Справочный материал
Википедия
ВЫВЕТРИВАНИЕ — совокупность процессов физического и химического разрушения горных пород и слагающих их минералов на месте их залегания: под воздействием колебаний температуры, циклов замерзания и химического воздействия воды.
Горная энциклопедия
ВЫВЕТРИВАНИЕ— процесс разрушения и изменения горной породы в условиях земной поверхности под влиянием механического и химического воздействия атмосферы, грунтовых и поверхностных вод и организмов.
Современный толковый словарь
ВЫВЕТРИВАНИЕ— процесс изменения (разрушения) минералов, горных пород, почвы и т.п. на поверхности земли под воздействием физических, химических и других факторов.
Топонимический словарь (Словарь по географии)
ВЫВЕТРИВАНИЕ — физическое разрыхление горных пород и почвенного покрова и химическое их изменение под влиянием атмосферных условий, воды и органической жизни.