Урок по теме: «Выветривание горных пород» (География, 6 класс)

7
0
Материал опубликован 25 September 2023 в группе
​​​​​​​
выветриваниеPPTX / 11.36 Мб

Класс

6 класс

Учитель

Цурган Светлана Анатольевна

Тема урока,

урока по теме

Урок по теме: «Выветривание горных пород».

5 урок по теме: «Литосфера».

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний.

Авторы УМК

Примерная программа основного общего образования по географии 5-9 класс ФГОС «География», автор - составитель: Е.М. Домогацких Н. И. , Алексеевский. Москва. Издательский центр «Русское слово» 2019 г. (Инновационная школа)

Учебник география 6 класс, Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. издательство: М.: Русское слово 2019.

Цель урока

1.Развитие познавательности ученика через наблюдательность, внимательность, умение слушать, самостоятельность и сотрудничество.

2.Расширить и углубить знания обучающихся о выветривании.

3. Продолжить формировать географические умения, анализировать.

3.Облагораживание души и сердца детей через ответственность за свои поступки, сопереживание и радость коллективного труда.


Задачи урока

Обучающие

- актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по теме: «Литосфера»;

- сформировать понятие «выветривание», «физическое выветривание», «химическое выветривание», «биогенное выветривание»;

- выявить причины выветривание;

- познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями.

Развивающие

- развивать познавательный интерес к предмету и кругозор учеников;

- развивать географическое мышление, устную речь, способность применить имеющие знания в поисках решения проблемных ситуаций, в условиях новых учебных задач;

-развить логическое мышление, умения делать выводы.

- продолжить формирование умения работать с учебником и другими источниками информации.

Воспитательные

- воспитать бережное отношение к природе;

- формирование мировоззренческих позиций школьников при изучении типов выветривания;

- воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников;

- осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

Планируемый результат обучения

Личностные

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

- обучающие смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения.

Метапредметные

- формулировать тему урока, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

- формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; ставить оценку результатам своей работы;

- определять цели, функции участников для работы в группе, способы взаимодействия, ставить вопросы, сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации, разрешать конфликты;

- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации;

- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить дополнительный материал к уроку.

Предметные

- сформировать понятие «выветривание»;

- выявлять разнообразие типов выветривания;

- называть причины выветривания.

Оборудование:

Учебник для 6 класса, компьютер, проектор, справочный материал, презентация «Выветривание горных пород», маршрутные листы, листы оценивания работы на уроке.

Образовательные ресурсы

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/34f7fb8d-9c88-4612-9771-90d2bcfc3513/

http://biofile.ru/geo/2281.html

http://umeda.ru/chemical_weathering

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/97918



«Выветривание горных пород».

Этап урока/цели/время выполнения этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся / предполагаемые ответы

Источники информации, с которыми будут работать ученики.

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент. (1мин)

Цель:

мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Проверяю готовность учащихся к уроку. Приветствие учеников.

Здравствуйте, дети!

Сегодня урок наш, о важном на свете,

Прошу вас хорошо работать и дружно отвечать!

- Садитесь.

- У вас на столах листы оценивания работы на уроке, не забывайте ставить +, при своём правильном ответе и работе на уроке.

Приветствуют учителя,


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.


Принцип психологической комфортности.


2.Мотивационный момент урока. (5 мин)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

(Слайд 1)

Между двумя учениками возник спор: один говорил, что горные породы бывают только в горах, а другой утверждал, что они есть не только в горах, но и на равнинах, и даже на дне моря. Кто из них

прав?

(Слайд 2)

Давайте вспомним:

1.Что такое горные породы и минералы? 2.Какие бывают виды горных пород и минералов?

Продолжить фразу….

1.Гранит – это…….

2. Песок – это…….

(Слайд 3)

Гранит прочная зернистая горная порода. Однако даже гранит может подвергнуться разрушению в мелкий щебень, крошку, песок.

В чём дело?

Кто виноват?





(Слайд 4)

Кто может сформулировать тему нашего урока?

Тема урока: «Выветривание горных пород»

Запишите тему урока в тетрадь.







Давайте вместе подумаем, каковы цели нашего урока?

Что вы хотите узнать?

Чему научиться?


Предлагают варианты ответов.











Отвечают на вопросы учителя













Делают предположения (Разрушения, человек и т.д)







Делают предположения (тема урока: Разрушения горных пород и т.д)

Записывают тему урока в тетрадь.







Целеполагание:

(Выдвигают цели урока:

1.Узнать что называется Выветриванием.

2. Узнать какое бывает Выветривание.

3. Причины Выветривание.

Презентация.






















































Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные: (проблемная подача учебного материала, развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)


3.Актуализация знаний. (1мин)

Цель: активизировать знания.

(Слайд 5)

Давайте поиграем в игру «Ассоциация»:

Какие ассоциации возникают у вас с термином «Выветривание»?



Предлагают варианты ответов. (ветер)















Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи.

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

(5мин)


Цель: создать проблемную ситуацию, активизировать знания.

















(1мин)

Попробуйте сформулировать определения термину Выветривание.


Давайте обратимся к справочному материалу, который находится у вас на столах, и сравним ваше предположения, с точными определениями термина Выветривание.


(Слайд 6)

Запишите определения «Выветривание» в тетрадь.


Выветривание – все процессы, приводящие к разрушению

горных пород и минералов под влиянием различных

факторов.


(Слайд 7)

ФИЗКУЛЬТ. МИНУТКА









Работа со справочным материалом.








Записывают определения «Выветривание» в тетрадь.







Выполняют физические упражнения.





Справочный материал.









Презентация.








Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные: (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием понятий: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


5.Применение теоретических знаний в условиях выполнения групповой работы. (10мин)


ЦЕЛЬ: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи.
























(8 мин)

Под воздействием, каких сил горные породы и минералы разрушаются?


С видами выветривания, мы познакомимся, выполняя групповую работу.


Давайте вспомним правило работы в группах.


У вас на столах маршрутные листы для выполнения задания.

Внимательно прочитайте задания, используя текст учебника (параграф 16), приготовьте ответ на задания, оформите работу на ватмане.

(Слайд 8)

Задания по группам:

1группа - Биогенное выветривание.

2группа - Физическое выветривание.

3группа - Химическое выветривание.

4группа - Техногенное (антропогенное) выветривание.


(Слайд 9)

По ходу доклада представителя группы остальные ученики заполняют таблицу:

«Виды выветривания горных пород».

Отчёт групп.






































По ходу выступления групп, проверяем правильность заполнения схемы «Виды выветривания горных пород», взаимопроверкой ставим + в листах оценивания на уроке.

Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?


Делают предположения: (действие физических, химических сил, живых организмов).



Рассказывают правило работы в группах.








Составление плана совместной предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия новых знаний.

- распределяют роли в группе (лидер, спикер, секретарь, контролер, хранитель времени);

- распределение заданий в группе.





Спикер от каждой группы сообщают о результатах коллективной поисковой работы:

1группа

1.Биогенное выветривание.

2.Влияние живых организмов на горные породы.

3.Разрушение и изменение горных пород и минералов под влиянием растений и животных.

4.Измельчение горных пород.

2группа

1.Физическое выветривание.

2.Колебания температуры, ветер и вода.

3.Процесс механического раздробления горных пород без изменения химического состава.

4.Образуются обломочные горные породы.

3группа

1.Химическое выветривание.

2.Вода и растворимые вещества и горные породы – известняк, гипс, соли.

3.Разрушение водой растворимых горных пород.

4.Образование новых соединений и изменение существующих.


Учащиеся в группах слушают сообщение и заполняют схему:

«Виды выветривания горных пород».



Проверяют, оценивают друг друга в листах оценивания на уроке.












Учебник, маршрутные листы, ватман, тетрадь.



























Презентация.




















Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве);

познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно.







6.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации знаний. (5мин)

ЦЕЛЬ: активизировать и систематизировать имеющиеся знания.























(2мин)





1мин.















(2мин)

(Слайд 10)

Тест по закреплению (на интерактивной доске) с оцениванием своей работы.

Продолжи предложения:

1. Все процессы, приводящие к разрушению

горных пород и минералов под влиянием различных

факторов называют…

(Выветривание).

2. Разрушение и изменение горных пород и минералов под влиянием растений и животных называют… (Биогенное выветривание).

3. Разрушение водой растворимых горных пород и минералов называют…

(Химическое выветривание).

4. Процесс механического раздробления горных пород под действием колебания температуры и ветра называют… (Физическое выветривание).

5. Разрушение горных пород под действием хозяйственной деятельности человека называют… (Техногенное – антропогенное выветривание)

(Слайд 11) Проверим:

1. Выветривание.

2. Биогенное выветривание.

3. Химическое выветривание.

4. Физическое выветривание.

5. Техногенное – антропогенное выветривание.

Оценим:

5 правильных ответов - оценка 5
4 правильных ответа - оценка 4

3 правильных ответа - оценка 3

(Слайд 12)
Достигли ли мы с вами цель, которую ставили перед собой в самом начале урока?

Можем ли мы ответить на вопрос: какой вид выветривания виноват в превращении гранита в песок?



Вот и к концу подошел урок,

Нам подводить пора итог.

Спасибо за работу, детки,

А я поставлю вам отметки.



(Выставление оценок с учётом устных ответов и групповой работы, сбор листов оценивания работы на уроке).

Выполняют тест, проверяют и оценивают свою работу по слайду на интерактивной доске.
















































Делают предположения: Да

Ответ учеников:

Все виды выветривания принимали участие в разрушении гранита и превращении его в песок, но основным является физическое.


Интерактивная доска.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.






















7.Рефлексия (2мин)

(Слайд 13)

Выберите № личика, которое выражает ваше настроение после урока (на интерактивной доске).

Учащиеся встают, выбирая № личика, которое выражает их настроение после урока.

Интерактивная доска.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

8.Домашнее задание . (2мин)

(Слайд 14)

Комментирую домашнее задание:

1.Параграф 16.

2. Сообщение с презентацией по желанию на темы:

1.Горы Саяны.

2.Восточно-Европейская равнина.

3.Марианская впадина.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.





Работа с учебником.





Готовят сообщения и презентацию.




Маршрутный лист - 1 группа

Биогенное выветривание.

План работы

1.Названия вида выветривания.

2.Что является причинами выветривания?

3. В чем проявляется их действие?

4. Результат выветривания.





Маршрутный лист - 2 группа

Физическое выветривание.

План работы

1.Названия вида выветривания.

2.Что является причинами выветривания?

3. В чем проявляется их действие?

4. Результат выветривания.



Маршрутный лист - 3 группа

Химическое выветривание.

План работы

1.Названия вида выветривания.

2.Что является причинами выветривания?

3. В чем проявляется их действие?

4. Результат выветривания.



Маршрутный лист - 4 группа

Техногенное (антропогенное) выветривание.

План работы

1.Названия вида выветривания.

2.Что является причинами выветривания?

3. В чем проявляется их действие?

4. Результат выветривания.



Лист оценивания работы на уроке



Тема

Попутное

повторение

Усвоение

Новых знаний

Работа в группе

Закрепление

Самооценка

Взаимопроверка

Оценка

Учителя

Выветривание













Справочный материал

Википедия

ВЫВЕТРИВАНИЕ — совокупность процессов физического и химического разрушения горных пород и слагающих их минералов на месте их залегания: под воздействием колебаний температуры, циклов замерзания и химического воздействия воды.

Горная энциклопедия

ВЫВЕТРИВАНИЕ— процесс разрушения и изменения горной породы в условиях земной поверхности под влиянием механического и химического воздействия атмосферы, грунтовых и поверхностных вод и организмов.



Современный толковый словарь

ВЫВЕТРИВАНИЕ— процесс изменения (разрушения) минералов, горных пород, почвы и т.п. на поверхности земли под воздействием физических, химических и других факторов.



Топонимический словарь (Словарь по географии)

ВЫВЕТРИВАНИЕ — физическое разрыхление горных пород и почвенного покрова и химическое их изменение под влиянием атмосферных условий, воды и органической жизни.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации