Урок-практикум по русскому языку (5-7 классы)

7
0
Материал опубликован 12 March в группе

Урок – практикум русский язык 5,6,7 класс

Цель: Обобщение и систематизация изученного материала.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,

2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийных презентаций.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.

Технология: технологии личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии,

технология вопросно-ответного единства и обратной связи

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая,

самостоятельная.

Продолжительность урока: 40 минут

Возрастная категория: 5-6-7 класс

УУД:

личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);

регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);

познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);

коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи).

Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, карточки с разноуровневыми заданиями.


 

Ход урока:  

I.Организационный момент 

-Какой сегодня день?

- Сегодня. Мой любимый день.

Я надеюсь, что у вас все дни любимые. Сегодняшний тоже. К тому же наступил Новый год. А в выходные будет старый Новый год . Разве может быть плохое настроение в такой день?

Так хочется верить в то, что и на уроке вы будете работать дружно и весело, с прекрасным настроением.

На этом занятии от вас потребуются ваши знания, смекалка, сообразительность. Я желаю вам успехов. Начинаем урок.

Для начала синтаксическая разминка

Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение. Запишите его и произведите синтаксический разбор.

Грамотный человек должен разбираться в структуре слова.


 

Ответьте, о ком или о чем говорится.

Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

Что это за произведение? Кто автор?

Вспомним стихотворение Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок»

(Вспоминают стих наизусть) На экране текст.

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный моро… .
Гляжу, поднимае (тся, ться) медленно в гору
Лоша…ка, вез…щая хворосту во… .
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Л…шадку ведет под уз…цы мужичок
В больших сапогах, в полушу…ке овчинном,
В б…льших рукавицах… а сам с н…готок!
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!»
— «Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отв…жу».
(В л…су раздавался топор дровосека.)
«А что, у отца-то большая семья?»
— «Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— «Так вот оно что! А как звать тебя?» — «Власом».
— «А кой-тебе годик?» — «Ш…стой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.


 

Какие орфограммы выделены в тексте? (правописание согл. в корне, правописание тся, ться, проверяемая безударная гласная в корне, непроизносимая согласная в корне, правописание суффиксов в причастиях)

У вас на столе карточки с этими словами, заполните, напишите проверочные слова.

 

Моро… - , поднимае (тся, ться) - , лоша…ка - ,

Во… - , уз…цы - , полушу…ке - , н…готок - ,

б..льших – , лшадку – , вчинном – ,

отвжу – , лсу- , ш….стой -

 

На экране правильный ответ, взаимопроверка.


 

Мороз – морозы, поднимается - что делает? лошадка – лошади, лошадочка, лошадок, воз – возы, уздцы – уздечка, полушубке – полушубок, ноготок – ноготь, больших – больше, лошадку – лошадь, овчинном – овцы, отвожу – возит, лесу- лес, шестой -шесть


 

Задание: найти «третье лишнее» слово.

А) Ра(с, сс)читать, ра(с, сс)писать, ра(с, сс)мотреть.

Б) …делать, …дешний, …жёг.

В) Бе(з,зз)вёздный, бе(з, зз)вучный, бе(з,зз)граничный.

Г) И…порченный, во…хваление, в…дрогнуть.

- Почему лишнее?

- Какая орфограмма? (буква з и с в приставках)

 

Распределительный диктант 5 класс « И Ы после ц »

6 класс «Суффиксы ек, ик» , 7 класс «Причастия, деепричастия, наречия »

5 класс Ц..рк, ц..ркуль, ц..ган, отц.., панц..рь, ц..фра, ц..нк, ц..почки, ц..трусовый, ц..кнуть, демонстрац..я, синиц.., акац..я, ц..пленок, танц.., станция,

6 класс

Кусоч..к,  карандаш..к,  носоч..к, платоч..к,  дожд..к,  горош..к,  ёж..к,  моточ..к,  пузырёч..к,  мешоч..к,  ящич..к,  росточ..к,  лист..к,  ореш..к,  кирпич..к

7 класс

Слышимые, ведущий, летя, взволнованно, выбирая, проговоривший, издавна, гонимый, нёся, распиленный, кричащий, дальше, тронутый., вскользь, прочитанный, читая.

Перфокарты

Для 5, 6, 7класса Кто быстрей и правильней

 

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

ТР

 

ВА

ПЛ

 

ЧО

З

 

РНО

К

 

ЛЬЦО

СТ

 

КЛО

К

 

ТЕНОК

 

 

КНО

СТР

 

НА

СВ

 

ЧА

З

 

МЛЯ

П

 

ТНО

В

 

ДРО

Р

 

КА

В

 

ДА

ПЛ

 

ТА

З

 

МА

С

 

СНА

ДР

 

ЖАЛ

В

 

СНА

Д

 

МА

ЗВ

 

ЗДА

М

 

РЯ

С

 

ДЫ

ГН

 

ЗДО

П

 

ЛЯ

ДР

 

ВА

СВ

 

СТИТ


 

Постижение народной мудрости.

Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

У него глаза велики. (У страха.)

Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)


 


 

Физминутка. 1 мин

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые таковыми не являются, вы приседаете.

Лес-лесник,

телушка-телогрейка,

торф-торфяник,

помощь-помещик,

грибы-грибники,

пальто-палестинка,

болотистый-болото,

стрелка-компас,

ёлочка-еловый,

поросёнок-свинья.


 

5 перфокарты для каждого класса

Для 5 класса

Ж

 

Ж

З

З

П

Г

 

Д

С

З

Т

Д

 

З

З

З

Д

В

 

З

З

З

Г

Д

 

З

З

З

Б


 

Пирожки, ножка, ползком, дерзко, хрупкий.

Когти, будто, просьба, скользко, молотьба.

Свадьба, вскользь, низкий, резкий, редкий.

Рукавчик, грузчик, объездчик, воз, смягчить.

Находчивый, через, резьба, раз, гардероб.


 

Для 6 класса

 

Е

 

И

И

И

Е

Е

Е

 

И

Е

Е

Е

Е

Е

 

И

И

И

Е

Е

Е

 

И

И

И

Е

Е


 


 

Замереть, блистать, прибирать, запирать, блестеть, растереть.

Застелить, замирать, расстелить, соберу, постелить, проблески.

Запереть, блистательный, собираю, сдираю, вытереть, приберу.

Блеснуть, поджигать, протирать, расстилать, сочетать, выберу

 

Для 7 класса

НН

 

НН

Н

НН

НН

НН

 

НН

Н

Н

Н

НН

 

НН

Н

Н

НН

Н

 

Н

Н

Н

Н

НН

 

Н

Н

Н

НН


 


 


 

Собранный (урожай), скошенная (трава), вязаные (варежки), прочитанная (книга), заплетённая (коса).

Застеклённая (веранда), образованный (человек), варёный (овощ), мочёное (яблоко), кошеный (луг).

Просеянная (мука), рассеянные (семена), некошеный (луг), ломаные (прутья), брошенный (мяч).

Несеяные (травы), крашеные (стены), тканый (занавес), раненый (солдат), плетёный (туесок).

Замеченный (прохожий), мороженый (окунь), точёный (карандаш), кованый (обруч), полученное (письмо)


 

Образуйте от данных слов с непроизводной основой наибольшее количество родственных слов (учитывая и сложные слова), укажите состав слов:

снег, зима, лёд.

Снег - снежок, снежинка, снеговой, снежный, бесснежный, снегопад, подснежник, снегирь, снежность, снежно, белоснежка, бесснежность.

Зима – зимушка, зимний, по-зимнему, предзимний, зимовать, зимовка, зимовщик, отзимовать, перезимовать, зазимовать, зимостойкость, зимостойкий.

Лёд – ледок, ледочек, льдина, льдинка, ледышка, ледяшка,ледовый, ледяной,
ледник, ледниковый, наледь, подлёдный. Заледенеть, оледенеть, обледенеть, ледокол, ледорез, ледоруб, гололёд,
гололедица.


 

А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске.

Букву Е

БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ


 

Команды получают задание на карточках:

Букву О

КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
БЛТ – болт
ПКЙ – покой
ГРН – горн
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток

Букву У

СД – суд
ШРП – шуруп
КСС – уксус
КСТ – куст
БРНДК – бурундук

Букву А

БРН – баран
ТК – атака
РФ – арфа
МРК – марка
СТР – астра
КРМН – карман
БРК – барак
ШЛШ – шалаш
ФНТ – фант
ШРМ – шрам, шарм

Букву И

ПРЗ – приз
PC – рис
ЛЛЯ – лилия
ФЛН – филин
PC – ирис


 

В этом задании вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.

Не ударить в грязь лицом.

Держать себя в руках.

Мелькнуть, как молния.

Игра не стоит свеч.

Стрелять без промаха.

Во что бы то ни стало.

Не находить себе места.

Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.


 

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации