Урок родного русского языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта».
Урок русского родного языка в 5 классе
«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта».
Ф.И.О. | Селюкова Лариса Николаевна |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Предмет | Русский родной язык |
Класс | 5 |
Тема урока | История в слове: наименования предметов традиционного русского быта. |
Тип урока | Комбинированный |
Оборудование | Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку в программе PowerPoint. Задания для обучающихся Листы самооценки |
Базовый учебник | О.М. Александрова «Русский родной язык» |
Цель урока | Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет; формирование представлений об облике русской деревни, о традициях русского народа; Познакомить с лексическим значением устаревших слов; Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово. |
Задачи урока | направленные на достижение предметных результатов: - создать условия для активизации использования изученных ранее тем. - расширять понятийную базу; - обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта» направленные на достижение личностных результатов: - актуализировать жизненный опыт учащихся; - формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам; - развивать представление о жизни и быте крестьян; направленные на достижение метапредметных результатов: - создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач; - развивать коммуникативные навыки при работе в группах; - развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать. |
Планируемые результаты | Освоение предметных знаний (базовые понятия) Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека. Универсальные учебные действия (УУД) Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок) Личностные: - развитие мотивации учебной деятельности; - развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций; - осознание степени своего освоения материала; - формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе. |
Методы и формы обучения | Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.
Прозвенел звонок,
Начитается урок!
2. Постановка целей и задач урока.
Звучит песня «Русская изба»
Стоит жилище –
Деревянные бочища,
Внутри печь да дрова.
Это русская… (изба)
Учитель:
- Как вы думаете, почему мы начали наш урок с песни и загадки о русской избе? (ответы детей)
- Посмотрите вокруг. Какие предметы вы видите? (Изба, печь и много хозяйственной утвари)
Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)
- Почему не получается о них рассказать? (слов не знаем)
- Хотите узнать историю этих слов? (ДА)
- Так о чем мы будем сегодня говорить? (о предметах русского быта)
- Какая тема нашего урока? (Ответы детей)
Записывают тему урока
Учитель:
- А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора? (Ответы детей)
Учитель:
- Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.
3. Актуализация знаний.
- Что собой представляла изба? Какие значения имеет это слово? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» , составителем которого является Владимир Иванович Даль. В четырёхтомном словаре Даля собраны 200 тысяч слов, это подлинная энциклопедия жизни русского народа.
(работа со словарём)
Изба ж., избёнка, избёночка. избушка; <...> крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина; людская или кухня, жильё для прислуги в барском дворе; внутренний покой в деревянном дворце царском; <...> Избушкой зовут и будку, балаган, сторожку, маленькое жильё разного вида. <...> Чёрная или курная изба, в которой печь без трубы. Белая изба, или изба по-белому, в которой печь с трубою и потому нет копоти. Красная изба, с красным, то есть большим, окном или переплётным, не с одними волоковыми. <...> Вообще у нас изба бывает рубленая, бревенчатая.
- Какие значения имеет слово « изба»?
1) крестьянский дом, хата;
2) жилой деревянный дом;
3) жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина;
4) людская или кухня, жильё для прислуги в барском дворе;
5) внутренний покой в деревянном дворце царском.
- Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?
1) чёрная или курная изба, в которой печь без трубы;
2) белая изба, или изба по-белому, в которой печь с трубою и потому нет копоти.
- Какие незнакомые слова встретились вам в словарной статье? (горница, волоковые окна)
- Найдите в учебнике п.5 значения этих слов.
4. Работа по теме урока. Видеоэкскурсия по русской избе.
(просмотр видео)
- Мы с вами побывали внутри русской избы, узнали о её устройстве. Вы узнали о предметах быта, как они назывались и использовались.
- Эти слова выписаны у вас в рабочих листах, но значения перемешались. И вы должны найти этим словам соответствующие значения. У вас получится слово, которое упоминалось в словарной статье.
Групповая работа.
Женский кут | Н. Крестьянская обувь |
Мужской кут | И. Место для икон |
Коник | Ц. Главный предмет в избе |
Лапти | А. Основная мебель |
Красный угол | Г. Женский угол |
Печь | Р. Лавка, где работает глава семьи |
Лавка | О. Мужской угол |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Г | О | Р | Н | И | Ц | А |
Кут – угол.
Бабий, женский кут – это женская половина. Здесь женщины и девушки занимались женской работой: пряли, ткали, шили, вязали.
Хозяйский, мужской кут – мужской угол, рабочее место хозяина и место хранения бытовой утвари.
Коник – это мужской угол, это ящик, прилавок около дверей. Здесь хранились инструменты и заготовки, которые были необходимы мужчине во время работ. Он изготавливал конскую упряжь, плёл лапти и короба, делал туески из бересты, шил кожаные изделия, изготавливал деревянную посуду.
Красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почётное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте. Вокруг икон подвешивали рушники – расшитые полотенца.
Печь – любимое место детворы.
Стол стоит в противоположном от печи углу. Во главе стола сидит отец.
Домовой –дух жилища, хранитель домашнего очага. Поэтому при переезде семья забирала с собой старый горшок.
Физкультминутка (с мячом)
Вопросы для физминутки:
- любимое место детворы в избе? (печь);
- где хранил глава семьи конскую упряжь? (мужской угол);
- где стоит стол? (на противоположном от печи углу);
- кто сидел во главе стола? (отец);
- зачем при переезде забирали старый горшок? (там жил домовой);
- для чего предназначалась долгая лавка? ( работали женщины).
Творческая работа в парах. Конструирование пословиц о русской избе.
О русской избе существует множество пословиц и поговорок.
- А какие пословицы вы знаете об избе? Из слов составьте пословицы и объясните их значения. (Дети составляют пословицы и по очереди объясняют их значения).
Не красна изба углами, красна пирогами.
Коли изба крива – хозяйка плоха.
Без Троицы изба не строится.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…
- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно «прошлым дорожить»? (Ответы детей)
Учитель:
- В наше компьютеризированное время меньше внимания стало уделяться русской культуре и быту, поэтому необходимо серьёзно задуматься над проблемой приобщения к истокам русской народной культуры. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой.
Как жили русские люди?
Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?
Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Учитель:
Итак, мы с вами совершили незабываемое путешествие в мир Древней Руси. Но мы ещё вернёмся туда, нам предстоит узнать побольше о домашней утвари наших предков и о традициях, сопровождавших их.
Домашнее задание:
П.5 упр. 36
* Составить рассказ-описание о русской избе.