Материал на проверке

Урок родного русского языка «История в слове: наименования предметов традиционного русского быта».

3
0
Материал опубликован 14 January

Урок русского родного языка в 5 классе

«История в слове: наименования предметов традиционного русского быта».

Ф.И.О.

Селюкова Лариса Николаевна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский родной язык

Класс

5

Тема урока

История в слове: наименования предметов традиционного русского быта.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Задания для обучающихся

Листы самооценки

Базовый учебник

О.М. Александрова «Русский родной язык»

Цель урока

Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;

формирование представлений об облике русской деревни, о традициях русского народа;

Познакомить с лексическим значением устаревших слов;

Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Задачи урока

направленные на достижение предметных результатов:

- создать условия для активизации использования изученных ранее тем.

- расширять понятийную базу;

- обобщать и систематизировать полученные ранее знания, закреплять умения по темам «Убранство русской избы», «Интерьер крестьянской избы», «Предметы народного быта»

направленные на достижение личностных результатов:

- актуализировать жизненный опыт учащихся;

- формировать уважение к родной стране, к родному искусству, и его истокам;

- развивать представление о жизни и быте крестьян;

направленные на достижение метапредметных результатов:

- создать условия для самореализации учащихся при решении поставленных в ходе урока задач;

- развивать коммуникативные навыки при работе в группах;

- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Углубить знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян. Систематизировать знания о роли языка в жизни человека.

Универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные: уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать обзорную речь при описании крестьянского быта, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах загадок, пословиц, поговорок)

Личностные:

- развитие мотивации учебной деятельности;

- развитие навыка сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

- осознание степени своего освоения материала;

- формирование общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.

Методы и формы обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; групповая, индивидуальная, фронтальная.













Ход урока

1. Организационный момент.

Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.

Прозвенел звонок,

Начитается урок!

2. Постановка целей и задач урока.

Звучит песня «Русская изба»

Стоит жилище –

Деревянные бочища,

Внутри печь да дрова.

Это русская… (изба)

Учитель:

- Как вы думаете, почему мы начали наш урок с песни и загадки о русской избе? (ответы детей)

- Посмотрите вокруг. Какие предметы вы видите? (Изба, печь и много хозяйственной утвари)

Многие предметы крестьянского труда и быта ещё в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребёнку. А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину? (ответы детей)

- Почему не получается о них рассказать? (слов не знаем)

- Хотите узнать историю этих слов? (ДА)

- Так о чем мы будем сегодня говорить? (о предметах русского быта)

- Какая тема нашего урока? (Ответы детей)

Записывают тему урока

Учитель: 

- А как вы думаете, какие будут цели нашего разговора? (Ответы детей)

Учитель: 

- Сегодня мы сможем восстановить приблизительную картину быта тех времён, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры. Сегодня мы подробнее рассмотрим  предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.


3. Актуализация знаний.

- Что собой представляла изба? Какие значения имеет это слово? Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» , составителем которого является Владимир Иванович Даль. В четырёхтомном словаре Даля собраны 200 тысяч слов, это подлинная энциклопедия жизни русского народа.


(работа со словарём)


Изба ж., избёнка, избёночка. избушка; <...> крестьянский дом, хата; жилой деревянный дом; жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина; людская или кухня, жильё для прислуги в барском дворе; внутренний покой в деревянном дворце царском; <...> Избушкой зовут и будку, балаган, сторожку, маленькое жильё разного вида. <...> Чёрная или курная изба, в которой печь без трубы. Белая изба, или изба по-белому, в которой печь с трубою и потому нет копоти. Красная изба, с красным, то есть большим, окном или переплётным, не с одними волоковыми. <...> Вообще у нас изба бывает рубленая, бревенчатая.


- Какие значения имеет слово « изба»?

1) крестьянский дом, хата;

2) жилой деревянный дом;

3) жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина;

4) людская или кухня, жильё для прислуги в барском дворе;

5) внутренний покой в деревянном дворце царском.


- Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?

1) чёрная или курная изба, в которой печь без трубы;

2) белая изба, или изба по-белому, в которой печь с трубою и потому нет копоти.


- Какие незнакомые слова встретились вам в словарной статье? (горница, волоковые окна)

- Найдите в учебнике п.5 значения этих слов.

4. Работа по теме урока. Видеоэкскурсия по русской избе.

(просмотр видео)

- Мы с вами побывали внутри русской избы, узнали о её устройстве. Вы узнали о предметах быта, как они назывались и использовались.

- Эти слова выписаны у вас в рабочих листах, но значения перемешались. И вы должны найти этим словам соответствующие значения. У вас получится слово, которое упоминалось в словарной статье.


Групповая работа.


Женский кут

Н. Крестьянская обувь

Мужской кут

И. Место для икон

Коник

Ц. Главный предмет в избе

Лапти

А. Основная мебель

Красный угол

Г. Женский угол

Печь

Р. Лавка, где работает глава семьи

Лавка

О. Мужской угол


1

2

3

4

5

6

7

Г

О

Р

Н

И

Ц

А


Кут – угол.

Бабий, женский кут – это женская половина.  Здесь женщины и девушки занимались женской работой: пряли, ткали, шили, вязали.

Хозяйский, мужской кут – мужской угол, рабочее место хозяина и место хранения бытовой утвари.

Коник – это мужской угол, это ящик, прилавок около дверей. Здесь хранились инструменты и заготовки, которые были необходимы мужчине во время работ. Он изготавливал конскую упряжь, плёл лапти и короба, делал туески из бересты, шил кожаные изделия, изготавливал деревянную посуду.


Красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почётное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте. Вокруг икон подвешивали рушники – расшитые полотенца.

Печь – любимое место детворы.

Стол стоит в противоположном от печи углу. Во главе стола сидит отец.

Домовой –дух жилища, хранитель домашнего очага. Поэтому при переезде семья забирала с собой старый горшок.

Физкультминутка (с мячом)

Вопросы для физминутки:

- любимое место детворы в избе? (печь);

- где хранил глава семьи конскую упряжь? (мужской угол);

- где стоит стол? (на противоположном от печи углу);

- кто сидел во главе стола? (отец);

- зачем при переезде забирали старый горшок? (там жил домовой);

- для чего предназначалась долгая лавка? ( работали женщины).

Творческая работа в парах. Конструирование пословиц о русской избе.


О русской избе существует множество пословиц и поговорок.

- А какие пословицы вы знаете об избе?  Из слов составьте пословицы и объясните их значения.  (Дети составляют пословицы и по очереди объясняют их значения).

Не красна изба углами, красна пирогами.

Коли изба крива – хозяйка плоха.

Без Троицы изба не строится.


Рефлексия. Подведение итогов урока.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно «прошлым дорожить»? (Ответы детей)

Учитель: 

- В наше компьютеризированное время меньше внимания стало уделяться русской культуре и быту, поэтому необходимо серьёзно задуматься над проблемой приобщения к истокам русской народной культуры. С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой.

Как жили русские люди?

Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.


Учитель: 


Итак, мы с вами совершили незабываемое путешествие в мир Древней Руси. Но мы ещё вернёмся туда, нам предстоит узнать побольше о домашней утвари наших предков и о традициях, сопровождавших их.


Домашнее задание:

П.5 упр. 36

* Составить рассказ-описание о русской избе.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.