
Русский язык
3 класс
(презентация)
Обобщение знаний по теме «Состав слова»

Цели урока:
Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, закрепить навыки разбора слова по составу.
Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
Повторять и закреплять изученные орфограммы.
Формировать способы действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки, суффикса.
Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Двадцать девятое ноября.
Классная работа.

Минутка чистописания
П р в з к
Подумай какие гласные буквы можно вставить между согласными, чтобы получилось имя существительное?
А может тебе догадаться загадка:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.

Паровозик

Словарная

Запиши в тетрадь слова: п_льто, м_тро.
Что общего у этих слов?
Имена существительные
Неодушевленные
Среднего рода
Состоят из двух слогов
Неизменяемые
Состоят только из корня

Лег асфальтовый ремень
Через сотню деревень.

шоссе
Слова: метро, пальто и шоссе употребляются только в одной форме. Их основа совпадает с самим словом.

Приставка
шоссе

Спиши словосочетания в тетрадь, раскрывая скобки. Выдели приставки.
(С)бежать (с)горы, (от)резать (от)торта, (от)гадать (за)гадку, (про)читать (в)газете, (по)ставить (на)стол, (про)лететь (над)полем
Сбежать с горы, отрезать от торта, отгадать загадку, прочитать в газете, поставить на стол, пролететь над полем

Приставка — это часть слова, стоящая перед корнем. Приставка служит для образования новых слов.

Корень
шоссе
Приставка — это часть слова, стоящая перед корнем. Приставка служит для образования новых слов.

Подбери к данным словам однокоренные слова в таком порядке: имя существительное, глагол, имя прилагательное.
Холод - ______________________________
Боль - ________________________________
Сад - _________________________________
Холодок, холодить, холодный
Больница, болеть, больной
Садик, сажать, садовый

Корень - основная
значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов

Суффикс
шоссе
Приставка — это часть слова, стоящая перед корнем. Приставка служит для образования новых слов.
Корень - основная
значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов

Образуй новые слова, используя суффиксы -ЧИК, -ЕНЬК, -ОК.
Бутон, ветер, Коля, лист, шкаф, чёрный, стул, мел.
Бутончик, ветерок, Коленька, листок,
шкафчик, чёрненький, стульчик, мелок

Суффикс — это часть слова, стоящая после корня. Суффикс служит для образования новых слов.

Окончание
шоссе
Приставка — это часть слова, стоящая перед корнем. Приставка служит для образования новых слов.
Корень - основная
значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов
Суффикс — это часть слова, стоящая после корня. Суффикс служит для образования новых слов.

Запишите предложения в тетрадь, изменяя окончания в словах, которые даны в скобках.
Ребята пришли на (пасека). Ульи стояли на (поляна) в (лес).
Ребята пришли на пасеку. Ульи стояли на поляне в лесу.

Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

Состав
слова
шоссе
Приставка — это часть слова, стоящая перед корнем. Приставка служит для образования новых слов.
Корень - основная
значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов
Суффикс — это часть слова, стоящая после корня. Суффикс служит для образования новых слов.
Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

Порядок разбора слова по составу
Определить, к какой части речи относится разбираемое слово:
- задать вопрос, определить, что означает слово.
Найти окончание:
а) изменить слово так, как это свойственно словам данной части речи; сравнить изменения слова; отделить изменяющуюся часть. Это окончание.
Выделить часть слова без окончания: . Это основа слова.
Найти корень:
подобрать слова, которые можно объяснить с помощью одного слова; сравнить родственные слова, чтобы найти общий отрезок. Это и есть корень.
5. Найти приставку:
отделить часть слова перед корнем; образовать другие слова с этой частью; отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки).
6. Найти суффикс:
- выяснить, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием; подобрать слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом; проверить, действительно ли это один суффикс (можно ли образовывать слова с этим суффиксом или суффиксами).

Разбери слова по составу.
Травинка, прабабушка, подорожник, поварешка, придворный

Спасибо
за урок!!!