Урок русского языка «Непроизносимые согласные» (2 класс)

0
0
Материал опубликован 28 March 2022

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык                           Класс: 2                  Учебник (УМК): Климанова Л.Ф. Русский язык(УМК «Перспектива»)

Тема урока: Непроизносимые согласные                                                             Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: Учебник, листы достижений, карточки с заданием, планшетки, проектор, ноутбук.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

В классе 27 учеников(17 девочек и 10 мальчиков). Класс средних способностей. На «5» знают русский язык 4человека(11%), на «4» - 15 человек (40.5%). Есть очень слабые дети -2 человека (5,4%), которые могут не понять новую тему с первого объяснения. Уровень развития внимания и мышления - средний. Качество знаний по русскому языку составляет 79 % Не все дети активно работают на уроке, но в основном хорошо взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, умеют контролировать результаты своей работы и работы одноклассников, умеют давать самооценку и взаимооценку, любят работать в парах и группах. Учащиеся умеют выделять информацию, существенную для решения проблемы, сами и под руководством учителя. Некоторые стараются на уроках высказывать аргументированные предположения, строят логические цепи рассуждений.



Таблица сформированных умений

Вид сформированных учебных действий

Учебные действия

Уровень результатов обучения

Предметные

Знают орфограммы безударной гласной в корне слова, парных согласных на конце слова и в середине слова


Умеют определять корень, как часть слова;

высокий уровень- 14 человек

средний уровень-10 человек

низкий уровень – 3 человека

высокий уровень- 10 человек

средний уровень-10 человек

низкий уровень – 7 человек

Регулятивные

Определяют тему урока

Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

Прогнозируют результат

Оценивают свою деятельность

Осуществляют пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно;




Находят несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

Вносят необходимые коррективы в действия на основе принятых правил


высокий уровень- 10 человек

средний уровень-10 человек

низкий уровень – 7 человек








высокий уровень- 5 человек

средний уровень-12 человек

низкий уровень-10 человек

Познавательные

Умеют находить информацию в учебнике

Умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель


Умеют структурировать знания


Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий


Умеют выполнить рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

высокий уровень- 12 человек

средний уровень-12 человек

низкий уровень-3 человека

Коммуникативные

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

высокий уровень- 8 человек

средний уровень-12 человек

низкий уровень – 7 человека

Личностные

Умеют оценивать усваиваемое содержание


Понимают значение языка в собственной жизни;

Имеют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Устанавливают связи между целью деятельности и ее результатом.


высокий уровень- 10 человек

средний уровень-7 человек

низкий уровень – 10 человек





Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные 


Дать представление орфограммы непроизносимой согласной.


Формировать умение подбирать проверочные слова.


Закреплять умение определять орфограмму в словах.


Содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, делать выводы.


Способствовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, взаимопомощи.

высокий уровень- 7 человек

средний уровень-10 человек

низкий уровень – 10 человек


Регулятивные 


Самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того ,что еще неизвестно.


Прогнозировать результат.


Оценивать свою деятельность

Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно.


 Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил.

высокий уровень- 7 человек

средний уровень-10 человек

низкий уровень – 10 человек

Познавательные


Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель


Уметь структурировать знания

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.


Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.


Анализировать объекты с целью выделения признаков.

Выбирать основания и критерии для сравнения.

высокий уровень- 10 человек

средний уровень-8 человек

низкий уровень – 9 человек

Коммуникативные 


Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

высокий уровень- 10 человек

средний уровень-8 человек

низкий уровень – 6 человек

Личностные 


Понимать значение языка в собственной жизни.

Формировать  мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Устанавливать связи между целью деятельности и ее результатом.

высокий уровень- 10 человек

средний уровень-8 человек

низкий уровень – 6 человек



Этап урока

Задачи этапа

Методы и приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятель ность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятель ность учащихся

Формируе мые УУД и предметные действия

М

о

т

и

в

а

ц

и

о

н

н

о

-

Ц

е

л

е-

в

о

й

Создать эмоциональный настрой и вызвать познавательный интерес.

Словесный(беседа)






Наглядный



Составление слова







Лист самооценки

Фронталь ная

















Объяснение

Настраивает учащихся на работу




Объясняет

















Знакомит с листами достижений

Громко прозвенел звонок

Давайте настроимся все на урок

Улыбнемся друг другу и нашим гостям

Чудесных открытий желаю я вам.

-Мы начинаем наш урок русского языка. Сегодня я предлагаю вам поработать…

-Попробуйте составить слово, которое состоит из: корня слова кора,корня слова река и четвертого слога слова эскалатор.

-Запишите на планшетках слово, которое получилось.

-Ребята, как вы думаете кто такой корректор?

-Разные варианты ответов у нас получились.

- Корректор- это человек, который занимается исправлением ошибок в готовых текстах.

-Какими качествами и умениями должен обладать корректор?

-Писать он должен не только грамотно, но и каллиграфически.

-Проверим себя, обладаем ли мы такими качествами.

-Результаты нашей работы будем отмечать на листках достижений. Критерии для каждого этапа будут свои.

-Оцените свою работу по составлению слова.Если вы быстро и верно определили части слов и составили новое слово-нарисуйте зеленый кружок, если возникли трудности – желтый, если совсем ничего не получилось – красный.

Задания

Оценка

Новое слово

t1648485667aa.gif

Минутка чистописания

t1648485667ab.png

Работа над ошибками

t1648485667ab.png



Упражнение в

учебнике

t1648485667ab.png



Настрой учащихся на работу.



Записывают слово



Ответы детей













Оценивают себя на листах достижений

Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Познавательные УУД: умение структурировать знания, анализ, синтез, доказатель-ство, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.



Регулятивные УУД: осуществление оценки своей деятельности



О

р

и

е

н

т

и

р

о

в

о

ч

н

ы

й

Повторить ранее изученные орфограм мы

Словесный










Наглядный






Практический








Фронталь ная








Самостоя тельная работа с проверкой






















Объясняет

Наше первое задание в этой должности (слайд 1)

(на доске текст с неправильно прописанными буквами).

На юг уж птицы улетели.
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе.

-Запишите на планшетах буквы, написание которых по вашему мнению необходимо исправить.

-Пропишите в тетрадях эти буквы так, как прописаны на доске.

-В следующей строчке запишите слова с исправленными буквами, но их нужно не просто списать, а определить орфограмму и подобрать проверочное слово, если можно проверить. (Улетели, дворе, деревья).

-Что общего у этих слов?(в этих словах одна орфограмма)

-Как проверить безударную гласную в корне?

-Проверим себя.(Сверка по образцу на слайде)

-Оцените свою работу. Если все буквы и орфограммы определили верно,верно подобрали проверочные слова, нарисуйте зеленый кружок, если допустили 1-2 ошибки – желтый, если допустили больше 2 ошибок – красный.

Читают текст на слайде, находят неправильно написанные буквы






Прописывают в тетрадях



Записывают в тетрадях слова, подбирают проверочные


Оценивают себя

Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Познавательные УУД: умение структурировать знания, анализ, синтез, доказатель-ство, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.


Регулятивные УУД: осуществление оценки своей деятельности

П

о

и

с

к

о

в

о

-

и

с

с

л

е

д

о

в

а

т

е

л

ь

с

к

и

й

Организо-вать осмыс-ленное восприятие новых знаний


























Снять физическое и интеллек туальное напряжение














Словесный










Поиск решения






Лист самооценки
































Физкульт минутка










Беседа













Наглядный



Частично-поисковый

Фронталь ная

Создаёт условие для определения учащимися новой темы.





























Предлагает по названию темы урока поставить задачи, проверить их по учебнику
























Организует выполнение движений.








Создаёт условие для наблюдения за орфограммой непроизносимой согласной



О каком времени года идет речь? Назовите ваш любимый зимний праздник. А какой волшебник выполняет желания детей в этот праздник?

-Девочка Катя тоже написала письмо Деду Морозу. Но она сомневается все ли слова написала правильно, поэтому просит помощи у вас.

На слайде:

Здраствуй, Дедушка Марос!

Меня зовут катя. Мне очень грусно, потому что у меня нет сабаки. Подари мне, пожалуйста, собаку.

-Сколько нашли ошибок напишите на планшетках.

-Получились разные ответы, проверим себя. (слайд 3)

-Оцените свою работу. Если вы нашли 4ошибки-зеленый кружок, 3 ошибки – желтый кружок, меньше 3 – красный.

-Исправив все ошибки мы сможем отправить письмо.

-Какие слова вызвали затруднение? Почему?


Давайте хором произнесем слово и проследим за написанием.([здраствуй]-здравствуй, [грусно]-грустно)

-Что необычного заметили? Все согласные мы произнесли?

-Какой звук не произносится?

-Как бы вы назвали звук, который не произносится?

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадках.


-Сформулируйте тему урока.

-Молодцы! Вы были внимательны.

-Какую цель мы перед собой поставим?(Будем учиться правильно обозначать эти согласные на письме)

-Давайте откроем учебник на странице 125 и прочитаем что нам говорит профессор Самоваров.

-Ребята, на доске записаны слова.

Радостный [радасный]-радость

Звездный [звозный]-звезда

Солнце[сонце]-солнышко

Честный[чэсный]-честь

-Что можете сказать о словах первого столбика?

-Что можете сказать о словах второго столбика?

-Сделайте вывод, как проверить есть ли в слове непроизносимый согласный.

-Проверьте свои предположения по учебнику на странице 126. Прочитаем слова профессора Самоварова.

-Верны ли оказались наши предположения?

-Мы хорошо поработали, давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Прыгай ножка по дорожке.

Прыгай и другая.

Все девчонки и мальчишки

в классе отдыхают.

Побежали все трусцой,

Дружный бег на месте.

А теперь наклон большой,

Поклонились вместе.

Руки вверх, глубокий вдох.

Руки опустили.

А теперь ещё разок

это повторили.

Отдохнули? Хорошо!

А теперь за дело.

-Ребята, давайте вспомним, о чем предупреждает нас профессор?(непроизносимого согласного может и не быть)

-Ребята,при написании слов с буквосочетаниями ЗДН,РДЦ,СТН,ВСТВ,СН,ЛНЦ нужно быть очень внимательными.

Отвечают на вопросы учителя





Проверяют и записывают на планшетках количество ошибок.




Оценивают себя








Произносят вслух слова и сопоставляют с написанием













Открытие нового









Отвечают на вопросы и приходят к выводу










Снимают напряжение















Повторяют правило

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция



Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания , анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений





Регулятивные УУД:осуществление оценки своей деятельности






Регулятивные УУД:

Осуществлять волевую саморегуляцию,как способность к мобилизации сил и энергии.



Коммуникативные УУД: в процессе взаимодей ствия в парах осуществлять взаимопомощь и взаимоконт роль

Предметные УУД:устанавли вать



Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.


Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои возможности и осуществлять выбор

П

р

а

к

т

и

ч

е

с

к

и

й

Формиро-вать отно-шение к новым знаниям.





Обеспечить осмыслен-ное усвое-ние и закрепле-ние знаний














Лист достижений


Организует работу в учебнике







Организует работу, кон-тролирует выполнение

упр.



А вот и следующее задание для корректоров. В учебнике на странице 126 упражнение 191.

-Работаем в парах. Вспомним правила работы в паре.

-Сначала устно объясните друг другу в каких словах на месте пропуска нужно вставить букву, а затем запишите в тетради.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу по образцу, который лежит в конверте.

-Оцените свою работу на листах достижений. Если не допустили ни одной ошибки – зеленый кружок, если допустили 1-2 ошибки - желтый, если больше 2 ошибок –красный.



Ответы детей.


Работают в парах.


Проверяют себя по образцу.

Личностные УУД: устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.


Регулятивные УУД:планирование, контроль действий, коррекция, оценка, саморегуляция.

Р

е

ф

л

е

к

с

и

в

н

о

-

о

ц

е

н

о

ч

н

ы

й

Организо-вать

осмысление процесса и результата деятельнос-ти

Обобщение








Лист достижений

Фронтальная

Предлагает оценить факт достижения цели урока, просит прокомментировать свои достижения, подводит итогу урока





Задаёт домашнее задание

Наш урок подходит к концу.

-Проверим как мы научились определять непроизносимый согласный в словах. Поиграем в игру. Я называю слова. Если в слове есть непроизносимый согласный вы на планшетках пишете букву этого согласного, если нет – ставите прочерк.

Поздний, чудесный,местный, радостный,грустный,здравствуй,опасный.


-Вспомним,какую цель ставили перед собой на сегодняшний урок?

-Достигли ли мы цели?

-Пригодятся эти знания в работе корректора?

-У кого возникли трудности при решении задач урока? В чем?

-Справились ли вы с трудностями?

-Прокомментируйте свою работу на уроке, пользуясь листом достижений.

Домашнее задание:

1.Учебник стр.125 упр.190

2.Написать письмо Деду Морозу,используя как можно больше слов с непроизносимыми согласными.


Записывают на планшетках







Ответы детей









Записывают домашнее задание

Регулятивные УУД:контроль, коррекция, оценка степени достижения цели.


Личностные УУД:осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.


Коммуникативные УУД:отобра жать свои мысли и чувства в речевом высказывании.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.