Урок русского языка «Непроизносимые согласные» (2 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык Класс: 2 Учебник (УМК): Климанова Л.Ф. Русский язык(УМК «Перспектива»)
Тема урока: Непроизносимые согласные Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: Учебник, листы достижений, карточки с заданием, планшетки, проектор, ноутбук.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
В классе 27 учеников(17 девочек и 10 мальчиков). Класс средних способностей. На «5» знают русский язык 4человека(11%), на «4» - 15 человек (40.5%). Есть очень слабые дети -2 человека (5,4%), которые могут не понять новую тему с первого объяснения. Уровень развития внимания и мышления - средний. Качество знаний по русскому языку составляет 79 % Не все дети активно работают на уроке, но в основном хорошо взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, умеют контролировать результаты своей работы и работы одноклассников, умеют давать самооценку и взаимооценку, любят работать в парах и группах. Учащиеся умеют выделять информацию, существенную для решения проблемы, сами и под руководством учителя. Некоторые стараются на уроках высказывать аргументированные предположения, строят логические цепи рассуждений.
Таблица сформированных умений
Вид сформированных учебных действий | Учебные действия | Уровень результатов обучения |
Предметные | Знают орфограммы безударной гласной в корне слова, парных согласных на конце слова и в середине слова Умеют определять корень, как часть слова;
| высокий уровень- 14 человек средний уровень-10 человек низкий уровень – 3 человека высокий уровень- 10 человек средний уровень-10 человек низкий уровень – 7 человек |
Регулятивные | Определяют тему урока Ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно. Прогнозируют результат Оценивают свою деятельность Осуществляют пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно; Находят несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; Вносят необходимые коррективы в действия на основе принятых правил | высокий уровень- 10 человек средний уровень-10 человек низкий уровень – 7 человек высокий уровень- 5 человек средний уровень-12 человек низкий уровень-10 человек |
Познавательные | Умеют находить информацию в учебнике Умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Умеют структурировать знания Выбирают наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий Умеют выполнить рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности | высокий уровень- 12 человек средний уровень-12 человек низкий уровень-3 человека |
Коммуникативные | Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | высокий уровень- 8 человек средний уровень-12 человек низкий уровень – 7 человека |
Личностные | Умеют оценивать усваиваемое содержание Понимают значение языка в собственной жизни; Имеют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Устанавливают связи между целью деятельности и ее результатом. | высокий уровень- 10 человек средний уровень-7 человек низкий уровень – 10 человек |
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Дать представление орфограммы непроизносимой согласной. Формировать умение подбирать проверочные слова. Закреплять умение определять орфограмму в словах. Содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, делать выводы. Способствовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, взаимопомощи. | высокий уровень- 7 человек средний уровень-10 человек низкий уровень – 10 человек |
Регулятивные | Самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того ,что еще неизвестно. Прогнозировать результат. Оценивать свою деятельность Осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, а в некоторых случаях и самостоятельно. Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил. | высокий уровень- 7 человек средний уровень-10 человек низкий уровень – 10 человек |
Познавательные | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Уметь структурировать знания
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Анализировать объекты с целью выделения признаков. Выбирать основания и критерии для сравнения. | высокий уровень- 10 человек средний уровень-8 человек низкий уровень – 9 человек |
Коммуникативные | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | высокий уровень- 10 человек средний уровень-8 человек низкий уровень – 6 человек |
Личностные | Понимать значение языка в собственной жизни. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Устанавливать связи между целью деятельности и ее результатом. | высокий уровень- 10 человек средний уровень-8 человек низкий уровень – 6 человек |
Этап урока | Задачи этапа | Методы и приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятель ность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятель ность учащихся | Формируе мые УУД и предметные действия | ||||||||||||
М о т и в а ц и о н н о - Ц е л е- в о й | Создать эмоциональный настрой и вызвать познавательный интерес. | Словесный(беседа) Наглядный Составление слова Лист самооценки | Фронталь ная
Объяснение | Настраивает учащихся на работу Объясняет Знакомит с листами достижений | Громко прозвенел звонок Давайте настроимся все на урок Улыбнемся друг другу и нашим гостям Чудесных открытий желаю я вам. -Мы начинаем наш урок русского языка. Сегодня я предлагаю вам поработать… -Попробуйте составить слово, которое состоит из: корня слова кора,корня слова река и четвертого слога слова эскалатор. -Запишите на планшетках слово, которое получилось. -Ребята, как вы думаете кто такой корректор? -Разные варианты ответов у нас получились. - Корректор- это человек, который занимается исправлением ошибок в готовых текстах. -Какими качествами и умениями должен обладать корректор? -Писать он должен не только грамотно, но и каллиграфически. -Проверим себя, обладаем ли мы такими качествами. -Результаты нашей работы будем отмечать на листках достижений. Критерии для каждого этапа будут свои. -Оцените свою работу по составлению слова.Если вы быстро и верно определили части слов и составили новое слово-нарисуйте зеленый кружок, если возникли трудности – желтый, если совсем ничего не получилось – красный.
| Настрой учащихся на работу. Записывают слово Ответы детей Оценивают себя на листах достижений | Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УУД: умение структурировать знания, анализ, синтез, доказатель-ство, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление оценки своей деятельности | ||||||||||||
О р и е н т и р о в о ч н ы й | Повторить ранее изученные орфограм мы | Словесный Наглядный Практический | Фронталь ная Самостоя тельная работа с проверкой | Объясняет | Наше первое задание в этой должности (слайд 1) (на доске текст с неправильно прописанными буквами). На юг уж птицы улетели. -Запишите на планшетах буквы, написание которых по вашему мнению необходимо исправить. -Пропишите в тетрадях эти буквы так, как прописаны на доске. -В следующей строчке запишите слова с исправленными буквами, но их нужно не просто списать, а определить орфограмму и подобрать проверочное слово, если можно проверить. (Улетели, дворе, деревья). -Что общего у этих слов?(в этих словах одна орфограмма) -Как проверить безударную гласную в корне? -Проверим себя.(Сверка по образцу на слайде) -Оцените свою работу. Если все буквы и орфограммы определили верно,верно подобрали проверочные слова, нарисуйте зеленый кружок, если допустили 1-2 ошибки – желтый, если допустили больше 2 ошибок – красный. | Читают текст на слайде, находят неправильно написанные буквы Прописывают в тетрадях Записывают в тетрадях слова, подбирают проверочные Оценивают себя | Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УУД: умение структурировать знания, анализ, синтез, доказатель-ство, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные УУД: осуществление оценки своей деятельности | ||||||||||||
П о и с к о в о - и с с л е д о в а т е л ь с к и й | Организо-вать осмыс-ленное восприятие новых знаний Снять физическое и интеллек туальное напряжение | Словесный Поиск решения Лист самооценки Физкульт минутка Беседа Наглядный Частично-поисковый | Фронталь ная | Создаёт условие для определения учащимися новой темы. Предлагает по названию темы урока поставить задачи, проверить их по учебнику Организует выполнение движений. Создаёт условие для наблюдения за орфограммой непроизносимой согласной | О каком времени года идет речь? Назовите ваш любимый зимний праздник. А какой волшебник выполняет желания детей в этот праздник? -Девочка Катя тоже написала письмо Деду Морозу. Но она сомневается все ли слова написала правильно, поэтому просит помощи у вас. На слайде: Здраствуй, Дедушка Марос! Меня зовут катя. Мне очень грусно, потому что у меня нет сабаки. Подари мне, пожалуйста, собаку. -Сколько нашли ошибок напишите на планшетках. -Получились разные ответы, проверим себя. (слайд 3) -Оцените свою работу. Если вы нашли 4ошибки-зеленый кружок, 3 ошибки – желтый кружок, меньше 3 – красный. -Исправив все ошибки мы сможем отправить письмо. -Какие слова вызвали затруднение? Почему? Давайте хором произнесем слово и проследим за написанием.([здраствуй]-здравствуй, [грусно]-грустно) -Что необычного заметили? Все согласные мы произнесли? -Какой звук не произносится? -Как бы вы назвали звук, который не произносится? Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадках. -Сформулируйте тему урока. -Молодцы! Вы были внимательны. -Какую цель мы перед собой поставим?(Будем учиться правильно обозначать эти согласные на письме) -Давайте откроем учебник на странице 125 и прочитаем что нам говорит профессор Самоваров. -Ребята, на доске записаны слова. Радостный [радасный]-радость Звездный [звозный]-звезда Солнце[сонце]-солнышко Честный[чэсный]-честь -Что можете сказать о словах первого столбика? -Что можете сказать о словах второго столбика? -Сделайте вывод, как проверить есть ли в слове непроизносимый согласный. -Проверьте свои предположения по учебнику на странице 126. Прочитаем слова профессора Самоварова. -Верны ли оказались наши предположения? -Мы хорошо поработали, давайте отдохнем. Физкультминутка. Прыгай ножка по дорожке. Прыгай и другая. Все девчонки и мальчишки в классе отдыхают. Побежали все трусцой, Дружный бег на месте. А теперь наклон большой, Поклонились вместе. Руки вверх, глубокий вдох. Руки опустили. А теперь ещё разок это повторили. Отдохнули? Хорошо! А теперь за дело. -Ребята, давайте вспомним, о чем предупреждает нас профессор?(непроизносимого согласного может и не быть) -Ребята,при написании слов с буквосочетаниями ЗДН,РДЦ,СТН,ВСТВ,СН,ЛНЦ нужно быть очень внимательными. | Отвечают на вопросы учителя Проверяют и записывают на планшетках количество ошибок.
Оценивают себя Произносят вслух слова и сопоставляют с написанием Открытие нового Отвечают на вопросы и приходят к выводу Снимают напряжение Повторяют правило | Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания , анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений Регулятивные УУД:осуществление оценки своей деятельности Регулятивные УУД: Осуществлять волевую саморегуляцию,как способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные УУД: в процессе взаимодей ствия в парах осуществлять взаимопомощь и взаимоконт роль Предметные УУД:устанавли вать Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои возможности и осуществлять выбор | ||||||||||||
П р а к т и ч е с к и й | Формиро-вать отно-шение к новым знаниям. Обеспечить осмыслен-ное усвое-ние и закрепле-ние знаний | Лист достижений | | Организует работу в учебнике Организует работу, кон-тролирует выполнение упр. | А вот и следующее задание для корректоров. В учебнике на странице 126 упражнение 191. -Работаем в парах. Вспомним правила работы в паре. -Сначала устно объясните друг другу в каких словах на месте пропуска нужно вставить букву, а затем запишите в тетради. -Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу по образцу, который лежит в конверте. -Оцените свою работу на листах достижений. Если не допустили ни одной ошибки – зеленый кружок, если допустили 1-2 ошибки - желтый, если больше 2 ошибок –красный. | Ответы детей. Работают в парах. Проверяют себя по образцу. | Личностные УУД: устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД:планирование, контроль действий, коррекция, оценка, саморегуляция. | ||||||||||||
Р е ф л е к с и в н о - о ц е н о ч н ы й | Организо-вать осмысление процесса и результата деятельнос-ти | Обобщение Лист достижений | Фронтальная | Предлагает оценить факт достижения цели урока, просит прокомментировать свои достижения, подводит итогу урока Задаёт домашнее задание | Наш урок подходит к концу. -Проверим как мы научились определять непроизносимый согласный в словах. Поиграем в игру. Я называю слова. Если в слове есть непроизносимый согласный вы на планшетках пишете букву этого согласного, если нет – ставите прочерк. Поздний, чудесный,местный, радостный,грустный,здравствуй,опасный. -Вспомним,какую цель ставили перед собой на сегодняшний урок? -Достигли ли мы цели? -Пригодятся эти знания в работе корректора? -У кого возникли трудности при решении задач урока? В чем? -Справились ли вы с трудностями? -Прокомментируйте свою работу на уроке, пользуясь листом достижений. Домашнее задание: 1.Учебник стр.125 упр.190 2.Написать письмо Деду Морозу,используя как можно больше слов с непроизносимыми согласными. | Записывают на планшетках Ответы детей Записывают домашнее задание | Регулятивные УУД:контроль, коррекция, оценка степени достижения цели. Личностные УУД:осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. Коммуникативные УУД:отобра жать свои мысли и чувства в речевом высказывании. |