12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колданова Ирина Николаевна39
Россия, Вологодская обл., Череповец
3

Конспект урока русского языка по теме «Непроизносимые согласные»



Технологическая карта урока русского языка.

Учитель: Колданова Ирина Николаевна

Образовательная программа: УМК «Планета знаний»

Предмет: русский язык

Тип урока: урок открытия знаний

Технологии: личностно – ориентированная, ИКТ.

Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова.»

Цель урока: (для учителя)

познакомить детей с наличием слов в русском языке непроизносимыми согласными Л, Т, В, Д на месте звукосочетаний [сн], [зн ], [ рц], [нц ] , [ств ] в корне;

учить детей видеть особенность слов с непроизносимыми согласными и находить такие слова среди других слов;

открыть вместе с детьми способ проверки непроизносимых согласных, сформировать общий прием умственных действий при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.

учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы, фиксировать выводы в виде алгоритма.

Цель урока:

(для учащихся) - умения проверять непроизносимые согласные в корне слова;

- развитие внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать;

- формирование умения работать в парах, группах;

- воспитание интереса к русскому языку, уважительные отношения друг к другу

Задачи урока. 1. Формировать умения проверять непроизносимые согласные в корне слова.

2. Создать условия для развития внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Создать условия для формирования коммуникативных компетенций учащихся при работе в парах, группах.

4. Создать условия для развития навыков самоконтроля, самооценки и рефлексии через выполнение тренинговой

самостоятельной работы.

Мотивационный аспект: учебная мотивация (изучение орфограммы «Непроизносимая согласная» для того, чтобы быть грамотным человеком)

План урока. 1. Оргмомент. Введение в урок. - ( 1мин)

2. Чистописание (3мин)

3. Актуализация и пробное учебное действие. (4мин) а) Выявление причины затруднения.

4. Постановка темы, задач урока – 2(мин).

5. Физкультминутка – 2 (мин)

6. Этап построения проекта выхода из затруднения. Проверка гипотезы (3мин)

7. Составление алгоритма проверки непроизносимого согласного (4мин)

8. Этап реализации построенного проекта.

9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(5мин)

10.Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону (6 мин)

11.Домашнее задание – (2 мин).

12. Итог урока – (2 мин).

13. Рефлексия учебной деятельности на уроке – (2мин).

Оборудование: 1. Учебник «Русский язык» для 2 класса /Желтовская «Астрель» 2014.

2. 2 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений –

М. .: Издательство «Астрель», 2015.

3. Карточки для самостоятельной работы в группах и парах.

4. Мультипроектор, ноутбук (для учителя).

5. Ступеньки в тетради для рефлексии.


Презентация к уроку " Непроизносимые согласные" 2 класс
PPT / 306 Кб

6. Презентация к уроку.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

Вводно-мотивационный момент (1мин)

2.Чистописание

(значок плана на доске) 3мин

3Актуализация и пробное учебное действие.( 4 мин)

Цель: психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришло очень много гостей. Давайте их поприветствуем и

Готов ли ты начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадки!

Есть у нас девиз такой,

Все, что надо, под рукой!

Цель :коррекция внимания и мыслительных операций, каллиграфических умений.

.На экране(2 слайд)

Б К Х М

В Д Т Н

З С Ц В
Л Ф Ч Р

Первое испытание на внимание.

Найдите в столбике лишнюю букву.

2.Записать буквы , определите закономерность

лдтв влдт … ….

Цель: Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

(3 слайд) 1. Легко и [радасно] _________ играет в сердце кровь.

2.Три девицы под окном пряли [позно]_______ вечерком

3Мороз и [сонце]________! День чудесный!

Сегодня мы работаем в группах- четвёрках. Задание: расшифровать транскрипцию слов и записать их.

Со слайда

Слайд

[сн], [зн ], [ рц], [нц ] , [ств ]

Проверяет готовность к уроку, нацеливает на плодотворную работу.

Сегодня мы вновь отправляемся в гости к дедушке Корнею.

 

-Предлагает найти в столбике лишнюю букву.

-Что общего у них?как вы думаете, почему эти буквы объединены в одну группу?

- Как такие буквы называются, вы должны узнать на уроке.

Сегодня мы работаем в группах. Вспомните правила работы в группе

 

Задание: расшифровать транскрипцию слов и записать их на листе фломастером крупно.

Проверим, как вы справились с заданием.

- Транскрипция слова была одна. А как вы написали слова?

Какой возникает вопрос?

(фиксирует на доске знак вопроса.)

А почему многие ошиблись и написали без буквы «т», «л»?

- Прочитаем транскрипцию.

- Произносятся звуки «т», «л»?

- Значит они какие?

- Гласный или согласный?

- Значит, что мы сейчас нового узнали?

Какие звукосочетания «прячут» непроизносимый звук.?

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

Отвечают на вопрос

-Л буква, которая обозначает согл., непарн, звук звон., 2- Д-звон., парн., 3 – Т- глухой, парный, В- звонкий, парный)

(Л,Д,Т,В)

согласные

высказывают свое предположение

Учащиеся проговаривают правила работы в группе.

По группам выполняют задание.

Группы предъявляют записи

- По-разному. Одни написали буквы «т», «л», «д» другие – нет.

- Кто из вас прав?

Как писать? (учебная проблема как вопрос)

(Читают хором)

- Не произносятся

- Непроизносимые

- Согласный

- Бывают согласные звуки, которые пишутся, но не произносятся. Они называются

непроизносимыми.

Умение слушать и слышать речь других людей.

Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Умение высказывать свое предположение

 

Умение работать в группе, формирование коммуникативн

ых компетенций.

4. Постановка темы, цели урока

(2мин)

Цель: формирование умения формулировать тему и цель урока под руководством учителя для четкого представления учащихся о том, что они будут изучать, с помощью каких видов деятельности, чему научатся.

Мы продолжаем учиться решать главные орфографические задачи в корне слова. Для чего мы учимся решать орфографические задачи?

Слайд с темой и целью урока

- Кто догадался, какую тему мы начинаем изучать сегодня?

- Верно (фиксирует тему на доске)

Какие задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Модельный ответ:

· Повторить

· Узнать

· Научиться

Учитель корректирует

высказывания учащихся.

На слайде появляется тема и цель урока

.

-Непроизносимые согласные

-Для того чтобы писать без ошибок.

Повторить уже имеющиеся у нас знания и умения правописания безударных гласных и парных согласных в корне слов.

- Узнать о новой орфограмме в корне слова.

- Научиться применять полученные знания

Определение темы, цели деятельности

с помощью учителя

5. Физкультминутка 2мин

 

Поработали отлично

Отдохнуть пора сейчас.

И зарядка к нам привычно

на урок приходит в класс

   

6.Этап построения проекта выхода из затруднения

а ) Проверка гипотезы

Предположения детей по проверке непроизносимых согласных.

Иногда согласные

играют с нами в прятки,

они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке

Объяснение правописания слов

«звёздное небо», «тростник»??

Формулировка способа действия.

В этих словах звуки «пропадают», когда мы их произносим. Такие звуки в русском языке называются непроизносимыми.

Как же проверить слова с непроизносимыми согласными?

Предлагает загадки:

1)По полю лебедь черный

Рассыпал чудо-зерна.

2)Стоит дед над водой, качает седой бородой.

Предположение детей (на основании знаний орфограмм корня)

-Подобрать проверочное слово так, чтобы непроизносимая гласная стала произносимой (слышалась ясно)

 

7.Составление алгоритма проверки непроизносимого согласного(4мин)

А)Совместное составление алгоритма. Работа в парах

Произнести слово

Проверь, есть ли в нем непроизносимый согласный звук

Для этого подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится четко и ясно.

Напиши слово

Проверь написание и обозначь орфограмму

Б) Давайте проверим правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова.

- Прочитайте правило «про себя».

- Расскажите правило друг другу в парах.

Помогает детям вывести алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Учитель просит открыть учебники на странице 116.

- По какому значку легко найти правило?

Организует работу в парах.

Учитель обращает внимание на культуру слушания.

Выводят алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова

Учащиеся открывают

учебник.

Находят правило и читают.

Учащиеся рассказывают правило друг другу в парах.

Умение работать в паре, формирование коммуникативных компетенций.

Умение анализировать, сравнивать, делать вывод.

с помощью учителя

Умение ориентироваться в учебной книге, осуществлять поиск нужной информации.

Умение читать и понимать прочитанное.

Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания.

8. Мозговая гимнастика 2мин

Цель: тренировка психических процессов; активизация внимания, мышления

- Выполним упражнения «Ниточка», «Шапка», «Ленивые восьмёрки».

- Сейчас все готовы к плодотворной работе.

И мы продолжаем занятие с хорошим настроением.

Показывает упражнения

«Ниточка»: медленное покачивание головой слева направо.

«Шапка»: аккуратно загибают мочки ушей.

«Ленивые восьмёрки»: закрывают глаза, носом рисуют в воздухе лежащие восьмёрки

Умение правильно выполнять движения в соответствие с образцом.

Умение слушать и понимать речь других.

9.Этап реализации построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.(5мин)

. Цель Первичное закрепление с

использованием алгоритма.

Проговаривание во внешней речи

 

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В работе проверить можешь сам

Своё внимание к словам».

Предлагает задание

тетрадь или учебник

 

Умение ориентироваться в дидактическом материале

10Самостоятельная работа с самопро-веркой и взаимо-проверкой по эталону.( 6мин)

Дифференцированная индивидуальная работа

Цель: закрепить знания в самостоятельной работе –

Хорошо повторили правило. А теперь закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова, выполняя самостоятельную работу индивидуально. Какой критерий проверим при выполнении этой работы На шкале обозначьте прогнозируемый уровень качества выполнения задания

1)Грус ?ный

Мес ? ный

Сер ? це

Со ? нце

2)Радос?ный

Пас?бище

Счас?ливый

Поз?ний

3)Ненас?ный

Гиган?ский

Прекрас?ный

Извес?ный

Завис?ливый

Учитель организует тренинговую самостоятельную работу.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия

Самопроверка учащимися своих решений по эталону

Учитель организует

самостоятельную

индивидуальную дифференцированную работу.

Учитель обращает внимание на работу детей со сниженными учебными способностями и возможностями.

 

Выполнение заданий: записывают слова, по алгоритму проверяют написание слов с непроверяемыми согласными

Умение прогнозировать свои результаты.

Самостоятельное планирование действий по выполнению задания.

Умение использовать способы проверки непроизносимой согласной в корне слова.

Умение сравнивать с эталоном.

Умение сравнивать с образцом

11. Домашнее задание. Задание на перспективу.

2 мин

Цель: формирование умения применять знания в различных ситуациях.

-. Как вы думаете, что нужно сделать дома, чтобы еще лучше усвоить тему «Правописание непроизносимых согласных в корне»?

- Откройте дневник, запишем домашнее задание.

- Дома предлагаю вам выполнить по выбору упражнения 3 или 4 на странице в рабочей тетради .

- Прочитайте задание. Поднимите руки те, кому понятно задание. А теперь те, у кого появились вопросы.

Учитель обращает внимание на детей, испытывающих затруднения при выполнении самостоятельной работы, отвечает на вопросы.

Обучающиеся говорят о том, что нужно выполнить упражнения или дополнительные задания.

Умение применять знания в различных ситуациях.

12. Итог урока 1 мин

Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда.

- Какое задание на уроке понравилось больше?

- Какое задание показалось сложным?

Учитель обращает

внимание на детей, испытывающих затруд-нения при выполнении самостоятельной работы.

Учащиеся строят высказывания.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

13Рефлексия учебной деятельности на уроке (2мин)

Цель: формирование умения соотносить прогнозируемый результат с реальным.

- У кого планируемый результат совпал с результатом в конце самостоятельной работы?

Учитель предлагает соотнести свои планы с получившимся результатом.

Вспомним, какие буквы мы писали на чистописании?

Почему именно их?

С какой орфограммой мы познакомились?

Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

Отразите свои успехи в листе самооценки.

Учащиеся оценивают свою работу.

-лтдн

-Они могут быть на месте непроизносимых согласных в корне слова.

- Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимый звук стал слышен.

Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Алина Яковлевна Корогод, 04.11.17 в 21:20 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Урок интересный! Но я не увидела листа самооценки. Что он из себя представляет?
Колданова Ирина Николаевна, 07.11.17 в 20:29 0Ответить Пожаловаться
Добрый вечер, Алина Яковлевна! Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону оценивается по линеечке успеха по уровням.Критерий оценивания: правильность выполнения работы. Успехи всего урока учащийся оценивает смайликом. Некоторые дети по жеданию комментируют свой выбор.
Алина Яковлевна Корогод, 08.11.17 в 06:43 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Мне интересна сама форма работы по самооцениванию. Я поняла как Вы это делаете
Сафронова Елена Леонидовна, 05.11.17 в 09:40 0Ответить Пожаловаться
Уважаемая Ирина Николаевна! Спасибо за урок. Я правильно поняла, что каждый учитель сам выстраивает этап "Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи" (задание из тетради или учебника). А Вы как это делали?
Колданова Ирина Николаевна, 07.11.17 в 20:44 0Ответить Пожаловаться
Добрый вечер, Елена Николаевна! Спасибо за отзыв об уроке. Я предлагала группе учащихся упражнение из учебника на образование словосочетаний по принципу: (известие) человек -известный человек и т.д. Некоторые делали задания на карточках по- сложнее.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.