12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алевтина Михайловна Фисак117
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Урок русского языка в 4 классе

по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Педагогическая

цель

Создать условия для наблюдения за предложениями с несколькими грамматическими основами; содействовать ознакомлению с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение»; способствовать развитию умения различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые

результаты

(предметные)

Обобщают и систематизируют знания о предложении. Наблюдают за предложениями с несколькими грамматическими основами. Знакомятся с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Соблюдают порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Знакомятся с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений

Личностные

результаты

Ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение; осуществляют классификацию; делают выводы.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия.

Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в устной и письменной форме речи

Основное

содержание темы,

понятия и термины

Предложение. Предложения с несколькими грамматическими основами. Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение. Алгоритм различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы,

методические

приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Мотивирование к учебной деятельности

(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует обучающихся.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так  что   время  не  теряем

И  работать  начинаем.

 

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

II. Чистописание. Словарь.

Индивидуальная. Практический. Письмо

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Выполните, пожалуйста, письмо по образцу.

Сл пр ое ие

Для чего нам необходима минутка чистописания?

Какой следующий вид работы? Словарная работа.

Выполняют письмо по образцу, Отвечают на вопрос. (один ученик записывает слова в словарь)

Вырабатывают каллиграфический почерк, повторяют словарные слова

Правильное написание

III. Актуализация знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа

Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (Из слов, словосочетаний, предложение)

А что такое предложение? (Это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)

Вспомните, на какие группы мы можем разделить предложения?

(а) по цели высказывания: повест., побудит., вопросит.

б)по интонации : восклиц., невосклиц.

в)по наличию второстеп. членов: распр., нераспр.

Слушают учителя, формулируют учебную задачу, отвечают на вопросы

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

 

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа, тест

Прочитайте предложения.

Зеленеет лес и радует лесных жителей.

Зеленее лес, и весело поют птицы.

Запишите, проговорив известные орфограммы.

Проверьте записанные предложения со слайдом. Что вы заметили? (Слайд)

- Почему не поставили запятую?

- Какая проблема у нас возникла? (выяснить, нужна ли здесь запятая)

- В каких случаях ставится запятая? (союзы а, но, повторяющиеся союзы и, или)

- Проанализируйте 1 предложение. Что скажете?

- Проанализируйте 2 предложение? (знакомые правила не подходят к предложению)

Вывод: давайте будем искать пути решения этой проблемы. Достаточно ли наших знаний? (нет, нужны новые знания, которые дадут ответ на этот вопрос)

- Что необходимо сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос? (наблюдать, сравнивать, доказывать)

Выполняют тестовое задание, отвечают на вопросы

 

Выполняют задания:

З_л_неет лес и радует л_сных ж_телей.

З_л_неет лес, и вес_ло п_ют птиц_.

 

- объясняют правописание известных орфограмм;

-принимают участие

в обсуждении проблемных вопросов;

-выявляют место и причины затруднения, пути решения проблемы;

 

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Предложения

V. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний.

Фронтальная. Словесный. Упражнение

Деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Включаю учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

- Приступим. Найдите грамматическую основу первого предложения? – второго?

- Чем отличаются предложения?

- Вспомните, как называются предложения с одной грамматической основой? (простое)

- А с двумя?.......

- Какова тема урока?

- Исходя из темы сформулируем цели.

- узнать что такое сложное предложение.

научиться различать простое предложение от сложного.

- ознакомимся с правилами правописания знаков препинания в сложных предложениях.

Вывод: Для чего нам нужно изучать эту тему?

( грамотно писать, расставляя знаки препинания)

Находят грамматические основы предложений

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют тему: «Простое и сложное предложение»

Формулируют цели урока.

Высказывают собственное мнение, аргументируя его.

 

Проговаривают вслух производимые действия, составляющие основу осваиваемой деятельности

Предложения

VI. Реализация построенного проекта. Применение новых знаний.

Сложные предложения

Фронтальная. Словесный. Работа с правилом

Реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

- Возвращаемся к нашим предложениям, проведём исследование.

Прочитайте первое предложение, второе.

- Одинаковые ли предложения?

Докажите.

- Разбейте сложное предложение на два простых. Назовите их.

- Могут ли они существовать друг без друга? Почему?

(обсудите в паре…выражают законченную мысль, связаны по смыслу)

- Как на письме показана граница этих предложений? (запятой)

Итак, из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу)

Вывод: Сложные предложения, состоят из простых предложений, связанных между собой по смыслу и они отделяются запятой.

Физминутка.

Читают и запоминают правило

 

- Наблюдают за предложениями

- Выдвигают предположения, по проблеме, обсуждают вопросы в парах.

 

Овладевают навыками смыслового чтения

Правило

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Грамматические основы сложных предложения

Парная работа.

Фронтальная. Словесный. Упражнение

Осознанность восприятия материала, первичное обобщение.

Работа в парах с учебником. Стр 142 упр 2.

На доске алгоритм.

- Что вы заметили?

- Определите, какое это предложение сложное или простое? Докажите.

- Определите границы? На письме как их показать?

- Чем отличается это от предыдущего сложного предложения?

Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ.

- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.

Вывод: по этому алгоритму мы научимся определять простые и сложные предложения.

 

Находят сложные предложения, подчеркивают грамматические основы

 

 

 

-Работают с предложением.

 

 

-Выстраивают алгоритм работы с предложениями.

1. Прочитать предложение.

2. Найти грамматическую основу. Для чего?

3. Определить сложное или простое.

4. Если сложное, то поставить знаки препинания.

 

Проговаривают вслух производимые действия, составляющие основу осваиваемой деятельности

Упражнение

***Если останется время

Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение

Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с правилом, упражнение, работа с алгоритмом

Работа по учебнику с предложениями.

Отвечают на вопросы, читают и запоминают правило; выполняют упражнение; работают с алгоритмом

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Правило, упражнение, беседа по вопросам

VI. Закрепление знаний и способов действий

Групповая. Практический. Упражнение

1 группа

Исследовать текст. Найти и выписать простые предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику одному простому предложению.

Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились, а сосны остались зелёными. Густая листва дуба как медь. Пёстрый ковёр шуршал под ногами.
2 группа:

Исследовать текст. Найти и выписать сложные предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику одному сложному предложению.

В лесу стоит тишина, идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под ногами. Под кустом в траве ежиха устроила гнездо.

3 группа:
Исследовать текст. Найти и выписать сложное и простое предложения. Выделить грамматическую основу. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого

Осенний лес стоял в золотистых красках, ласково светило солнышко.

Зашумел в лесу дождь, полетели листочки иволгами по ветру. Позолотили они дорожки и тропинки.


4группа

Исследовать текст. Сколько в тексте сложных и простых предложений? Выписать по выбору предложения, выделить грамматическую основу, дать характеристику предложению.

Наступила осень, лес окрасился в разные цвета.

Рябина стоит вся в красных бусах, листья ясеня окрасились в жёлтый цвет, берёзка надела золотой наряд. Королевой осеннего леса становится осина. Весь лес лучится, сверкает, светится.

Составляют сложные предложения; определяют их вид

Ведут обсуждение в группе, выполняют работу,

делают вывод,

Управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий

Упражнение

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная. Индивидуальная.

Практический.

Словесный.

Если согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -.

1.Простое и сложное предложение одинаковые-

2.В предложении может быть один главный член предложения+

3.Простое предложение имеет две грамматические основы-

4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+

5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+

***Выполнение творческого задания.

Игра « Найди пару »

На столах карточки с предложениями, составьте из них сложные предложения, работая в парах.

Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену.

Пригрело солнце. Появились первые проталины.

Пошёл весенний дождь. Сверкнула молния. Грянул гром.


 

 

- Выполняют самостоятельная работа, используя алгоритм;

 

- Осуществляют

самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

 

 

 

 

 

 

 

- Выполняют творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают своё мнение.

 

Тестовое задание

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Какое открытие сделали на уроке?

Какой вид работы понравился больше?

У меня лежат на столе бабочки. На доске цветочки – этапы урока.

Посадите свою бабочку на тот цветок, этап урока который больше понравился.

Зеленая бабочка- у меня все получилось на уроке, настроение хорошее

Красная бабочка – были трудности, есть над чем поработать.

О чём хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы

Оценивают свою деятельность

 

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 3

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Упражнение

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.