12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Алевтина Михайловна Фисак117 Россия, Краснодарский край, Краснодар |
Урок русского языка по теме «Сложное предложение» (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе
по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Педагогическая цель | Создать условия для наблюдения за предложениями с несколькими грамматическими основами; содействовать ознакомлению с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение»; способствовать развитию умения различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Обобщают и систематизируют знания о предложении. Наблюдают за предложениями с несколькими грамматическими основами. Знакомятся с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Соблюдают порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Знакомятся с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений |
Личностные результаты | Ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение; осуществляют классификацию; делают выводы. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия. Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в устной и письменной форме речи |
Основное содержание темы, понятия и термины | Предложение. Предложения с несколькими грамматическими основами. Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение. Алгоритм различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма контроля | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует обучающихся. Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
| |
II. Чистописание. Словарь. | Индивидуальная. Практический. Письмо | Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Выполните, пожалуйста, письмо по образцу. Сл пр ое ие Для чего нам необходима минутка чистописания? Какой следующий вид работы? Словарная работа. | Выполняют письмо по образцу, Отвечают на вопрос. (один ученик записывает слова в словарь) | Вырабатывают каллиграфический почерк, повторяют словарные слова | Правильное написание | |
III. Актуализация знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа | Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (Из слов, словосочетаний, предложение) А что такое предложение? (Это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически) Вспомните, на какие группы мы можем разделить предложения? (а) по цели высказывания: повест., побудит., вопросит. б)по интонации : восклиц., невосклиц. в)по наличию второстеп. членов: распр., нераспр. | Слушают учителя, формулируют учебную задачу, отвечают на вопросы | Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя |
| |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа, тест | Прочитайте предложения. Зеленеет лес и радует лесных жителей. Зеленее лес, и весело поют птицы. Запишите, проговорив известные орфограммы. Проверьте записанные предложения со слайдом. Что вы заметили? (Слайд) - Почему не поставили запятую? - Какая проблема у нас возникла? (выяснить, нужна ли здесь запятая) - В каких случаях ставится запятая? (союзы а, но, повторяющиеся союзы и, или) - Проанализируйте 1 предложение. Что скажете? - Проанализируйте 2 предложение? (знакомые правила не подходят к предложению) Вывод: давайте будем искать пути решения этой проблемы. Достаточно ли наших знаний? (нет, нужны новые знания, которые дадут ответ на этот вопрос) - Что необходимо сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос? (наблюдать, сравнивать, доказывать) | Выполняют тестовое задание, отвечают на вопросы
Выполняют задания: З_л_неет лес и радует л_сных ж_телей. З_л_неет лес, и вес_ло п_ют птиц_.
- объясняют правописание известных орфограмм; -принимают участие в обсуждении проблемных вопросов; -выявляют место и причины затруднения, пути решения проблемы;
| Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Предложения | |
V. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний. | Фронтальная. Словесный. Упражнение | Деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Включаю учащихся в обсуждение проблемных вопросов. - Приступим. Найдите грамматическую основу первого предложения? – второго? - Чем отличаются предложения? - Вспомните, как называются предложения с одной грамматической основой? (простое) - А с двумя?....... - Какова тема урока? - Исходя из темы сформулируем цели. - узнать что такое сложное предложение. – научиться различать простое предложение от сложного. - ознакомимся с правилами правописания знаков препинания в сложных предложениях. Вывод: Для чего нам нужно изучать эту тему? ( грамотно писать, расставляя знаки препинания) | Находят грамматические основы предложений Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют тему: «Простое и сложное предложение» Формулируют цели урока. Высказывают собственное мнение, аргументируя его.
| Проговаривают вслух производимые действия, составляющие основу осваиваемой деятельности | Предложения | |
VI. Реализация построенного проекта. Применение новых знаний. Сложные предложения | Фронтальная. Словесный. Работа с правилом | Реализацию построенного проекта в соответствии с планом. - Возвращаемся к нашим предложениям, проведём исследование. Прочитайте первое предложение, второе. - Одинаковые ли предложения? Докажите. - Разбейте сложное предложение на два простых. Назовите их. - Могут ли они существовать друг без друга? Почему? (обсудите в паре…выражают законченную мысль, связаны по смыслу) - Как на письме показана граница этих предложений? (запятой) Итак, из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу) Вывод: Сложные предложения, состоят из простых предложений, связанных между собой по смыслу и они отделяются запятой. Физминутка. | Читают и запоминают правило
- Наблюдают за предложениями - Выдвигают предположения, по проблеме, обсуждают вопросы в парах.
| Овладевают навыками смыслового чтения | Правило | |
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Грамматические основы сложных предложения | Парная работа. Фронтальная. Словесный. Упражнение | Осознанность восприятия материала, первичное обобщение. Работа в парах с учебником. Стр 142 упр 2. На доске алгоритм. - Что вы заметили? - Определите, какое это предложение сложное или простое? Докажите. - Определите границы? На письме как их показать? - Чем отличается это от предыдущего сложного предложения? Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ. - Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий. Вывод: по этому алгоритму мы научимся определять простые и сложные предложения.
| Находят сложные предложения, подчеркивают грамматические основы
-Работают с предложением.
-Выстраивают алгоритм работы с предложениями. 1. Прочитать предложение. 2. Найти грамматическую основу. Для чего? 3. Определить сложное или простое. 4. Если сложное, то поставить знаки препинания.
| Проговаривают вслух производимые действия, составляющие основу осваиваемой деятельности | Упражнение | |
***Если останется время Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение | Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с правилом, упражнение, работа с алгоритмом | Работа по учебнику с предложениями. | Отвечают на вопросы, читают и запоминают правило; выполняют упражнение; работают с алгоритмом | Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Правило, упражнение, беседа по вопросам | |
VI. Закрепление знаний и способов действий | Групповая. Практический. Упражнение | 1 группа Исследовать текст. Найти и выписать простые предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику одному простому предложению. Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились, а сосны остались зелёными. Густая листва дуба как медь. Пёстрый ковёр шуршал под ногами. Исследовать текст. Найти и выписать сложные предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику одному сложному предложению. В лесу стоит тишина, идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под ногами. Под кустом в траве ежиха устроила гнездо. 3 группа: Осенний лес стоял в золотистых красках, ласково светило солнышко. Зашумел в лесу дождь, полетели листочки иволгами по ветру. Позолотили они дорожки и тропинки.
Исследовать текст. Сколько в тексте сложных и простых предложений? Выписать по выбору предложения, выделить грамматическую основу, дать характеристику предложению. Наступила осень, лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, листья ясеня окрасились в жёлтый цвет, берёзка надела золотой наряд. Королевой осеннего леса становится осина. Весь лес лучится, сверкает, светится. | Составляют сложные предложения; определяют их вид Ведут обсуждение в группе, выполняют работу, делают вывод, | Управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий | Упражнение | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Индивидуальная.
Фронтальная. Индивидуальная. Практический. Словесный. | Если согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -. 1.Простое и сложное предложение одинаковые- 2.В предложении может быть один главный член предложения+ 3.Простое предложение имеет две грамматические основы- 4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+ 5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+ ***Выполнение творческого задания. Игра « Найди пару » На столах карточки с предложениями, составьте из них сложные предложения, работая в парах. Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Пригрело солнце. Появились первые проталины. Пошёл весенний дождь. Сверкнула молния. Грянул гром.
| - Выполняют самостоятельная работа, используя алгоритм;
- Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
- Выполняют творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают своё мнение. |
| Тестовое задание | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какое открытие сделали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? У меня лежат на столе бабочки. На доске цветочки – этапы урока. Посадите свою бабочку на тот цветок, этап урока который больше понравился. Зеленая бабочка- у меня все получилось на уроке, настроение хорошее Красная бабочка – были трудности, есть над чем поработать. – О чём хотели бы узнать подробнее? | Отвечают на вопросы Оценивают свою деятельность
| Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция | |
VIII. Домашнее задание. Упражнение 3 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | Упражнение |