Урок русского языка по теме «Сложное предложение» (3–4 классы)
Урок русского языка в 4 классе
по теме «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Педагогическая цель |
Создать условия для наблюдения за предложениями с несколькими грамматическими основами; содействовать ознакомлению с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение»; способствовать развитию умения различать сложносочинённое и сложноподчинённое предложения |
Тип урока |
Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Обобщают и систематизируют знания о предложении. Наблюдают за предложениями с несколькими грамматическими основами. Знакомятся с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Соблюдают порядок действий в соответствии с поставленным в упражнении условием. Знакомятся с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений |
Личностные результаты |
Ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Познавательные: приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение; осуществляют классификацию; делают выводы. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия. Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение; используют в речи языковые средства, соответствующие целям и условиям делового общения; оформляют свою мысль в устной и письменной форме речи |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Предложение. Предложения с несколькими грамматическими основами. Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение. Алгоритм различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма контроля |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует обучающихся. Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
|
II. Чистописание. Словарь. |
Индивидуальная. Практический. Письмо |
Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Выполните, пожалуйста, письмо по образцу. Сл пр ое ие Для чего нам необходима минутка чистописания? Какой следующий вид работы? Словарная работа. |
Выполняют письмо по образцу, Отвечают на вопрос. (один ученик записывает слова в словарь) |
Вырабатывают каллиграфический почерк, повторяют словарные слова |
Правильное написание |
|
III. Актуализация знаний и способов действий |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа |
Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (Из слов, словосочетаний, предложение) А что такое предложение? (Это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически) Вспомните, на какие группы мы можем разделить предложения? (а) по цели высказывания: повест., побудит., вопросит. б)по интонации : восклиц., невосклиц. в)по наличию второстеп. членов: распр., нераспр. |
Слушают учителя, формулируют учебную задачу, отвечают на вопросы |
Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя |
|
|
IV. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа, тест |
Прочитайте предложения. Зеленеет лес и радует лесных жителей. Зеленее лес, и весело поют птицы. Запишите, проговорив известные орфограммы. Проверьте записанные предложения со слайдом. Что вы заметили? (Слайд) - Почему не поставили запятую? - Какая проблема у нас возникла? (выяснить, нужна ли здесь запятая) - В каких случаях ставится запятая? (союзы а, но, повторяющиеся союзы и, или) - Проанализируйте 1 предложение. Что скажете? - Проанализируйте 2 предложение? (знакомые правила не подходят к предложению) Вывод: давайте будем искать пути решения этой проблемы. Достаточно ли наших знаний? (нет, нужны новые знания, которые дадут ответ на этот вопрос) - Что необходимо сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос? (наблюдать, сравнивать, доказывать) |
Выполняют тестовое задание, отвечают на вопросы
Выполняют задания: З_л_неет лес и радует л_сных ж_телей. З_л_неет лес, и вес_ло п_ют птиц_.
- объясняют правописание известных орфограмм; -принимают участие в обсуждении проблемных вопросов; -выявляют место и причины затруднения, пути решения проблемы;
|
Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи |
Предложения |
|
V. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний. |
Фронтальная. Словесный. Упражнение |
Деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Включаю учащихся в обсуждение проблемных вопросов. - Приступим. Найдите грамматическую основу первого предложения? – второго? - Чем отличаются предложения? - Вспомните, как называются предложения с одной грамматической основой? (простое) - А с двумя?....... - Какова тема урока? - Исходя из темы сформулируем цели. - узнать что такое сложное предложение. – научиться различать простое предложение от сложного. - ознакомимся с правилами правописания знаков препинания в сложных предложениях. Вывод: Для чего нам нужно изучать эту тему? ( грамотно писать, расставляя знаки препинания) |
Находят грамматические основы предложений Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Формулируют тему: «Простое и сложное предложение» Формулируют цели урока. Высказывают собственное мнение, аргументируя его.
|
Проговаривают вслух производимые действия, составляющие основу осваиваемой деятельности |
Предложения |
|
VI. Реализация построенного проекта. Применение новых знаний. Сложные предложения |
Фронтальная. Словесный. Работа с правилом |
Реализацию построенного проекта в соответствии с планом. - Возвращаемся к нашим предложениям, проведём исследование. Прочитайте первое предложение, второе. - Одинаковые ли предложения? Докажите. - Разбейте сложное предложение на два простых. Назовите их. - Могут ли они существовать друг без друга? Почему? (обсудите в паре…выражают законченную мысль, связаны по смыслу) - Как на письме показана граница этих предложений? (запятой) Итак, из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу) Вывод: Сложные предложения, состоят из простых предложений, связанных между собой по смыслу и они отделяются запятой. Физминутка. |
Читают и запоминают правило
- Наблюдают за предложениями - Выдвигают предположения, по проблеме, обсуждают вопросы в парах.
|
Овладевают навыками смыслового чтения |
Правило |
|
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Грамматические основы сложных предложения |
Парная работа. Фронтальная. Словесный. Упражнение |
Осознанность восприятия материала, первичное обобщение. Работа в парах с учебником. Стр 142 упр 2. На доске алгоритм. - Что вы заметили? - Определите, какое это предложение сложное или простое? Докажите. - Определите границы? На письме как их показать? - Чем отличается это от предыдущего сложного предложения? Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ. - Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий. Вывод: по этому алгоритму мы научимся определять простые и сложные предложения.
|
Находят сложные предложения, подчеркивают грамматические основы
-Работают с предложением.
-Выстраивают алгоритм работы с предложениями. 1. Прочитать предложение. 2. Найти грамматическую основу. Для чего? 3. Определить сложное или простое. 4. Если сложное, то поставить знаки препинания.
|
Проговаривают вслух производимые действия, составляющие основу осваиваемой деятельности |
Упражнение |
|
***Если останется время Сложносочинённое предложение. Сложноподчинённое предложение |
Фронтальная. Словесный. Беседа, работа с правилом, упражнение, работа с алгоритмом |
Работа по учебнику с предложениями. |
Отвечают на вопросы, читают и запоминают правило; выполняют упражнение; работают с алгоритмом |
Осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Правило, упражнение, беседа по вопросам |
|
VI. Закрепление знаний и способов действий |
Групповая. Практический. Упражнение |
1 группа Исследовать текст. Найти и выписать простые предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику одному простому предложению. Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились, а сосны остались зелёными. Густая листва дуба как медь. Пёстрый ковёр шуршал под ногами. Исследовать текст. Найти и выписать сложные предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику одному сложному предложению. В лесу стоит тишина, идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под ногами. Под кустом в траве ежиха устроила гнездо. 3 группа: Осенний лес стоял в золотистых красках, ласково светило солнышко. Зашумел в лесу дождь, полетели листочки иволгами по ветру. Позолотили они дорожки и тропинки.
Исследовать текст. Сколько в тексте сложных и простых предложений? Выписать по выбору предложения, выделить грамматическую основу, дать характеристику предложению. Наступила осень, лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, листья ясеня окрасились в жёлтый цвет, берёзка надела золотой наряд. Королевой осеннего леса становится осина. Весь лес лучится, сверкает, светится. |
Составляют сложные предложения; определяют их вид Ведут обсуждение в группе, выполняют работу, делают вывод, |
Управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий |
Упражнение |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Индивидуальная.
Фронтальная. Индивидуальная. Практический. Словесный. |
Если согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -. 1.Простое и сложное предложение одинаковые- 2.В предложении может быть один главный член предложения+ 3.Простое предложение имеет две грамматические основы- 4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+ 5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+ ***Выполнение творческого задания. Игра « Найди пару » На столах карточки с предложениями, составьте из них сложные предложения, работая в парах. Прозвенел звонок с урока. Ребята выбежали на перемену. Пригрело солнце. Появились первые проталины. Пошёл весенний дождь. Сверкнула молния. Грянул гром.
|
- Выполняют самостоятельная работа, используя алгоритм;
- Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
- Выполняют творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают своё мнение. |
|
Тестовое задание |
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какое открытие сделали на уроке? – Какой вид работы понравился больше? У меня лежат на столе бабочки. На доске цветочки – этапы урока. Посадите свою бабочку на тот цветок, этап урока который больше понравился. Зеленая бабочка- у меня все получилось на уроке, настроение хорошее Красная бабочка – были трудности, есть над чем поработать. – О чём хотели бы узнать подробнее? |
Отвечают на вопросы Оценивают свою деятельность
|
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
Беседа по вопросам. Саморегуляция |
|
VIII. Домашнее задание. Упражнение 3 |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Упражнение |