Урок русского языка на тему «Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками» (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе. «Школа России»,
учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого
Тема: Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками.
Цели: формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком
Планируемые результаты (предметные):
- объяснять написание разделительного ъ;
- различать слова с разделительными ь и ъ;
- образовывать при помощи приставок слова с разделительным ъ
Личностные результаты: Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивирование к учебной
|
- Долгожданный дан звонок, начинается урок. - Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь. - Откройте тетради, напишите сегодняшнее число. Мы начинаем урок с минутки чистописания. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Записывают дату, |
Чистописание |
1)– Вспомните, какие буквы в русском языке не обозначают звуков. – Запишите строчку, чередуя твердый знак и мягкий знак. 2. Словарная работа 2) - Замените сочетание слов одним словом, запишите слова в нужном порядке: Мать, отец, дети; Снежная буря; Домики для пчёл ( вьюга, ульи, семья) - Что общего в правописании этих слов? Почему в этих словах написали разделительный ь? — В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? — Перед какими буквами он пишется и что показывает? - Устно разделите их для переноса. - Какое слово нельзя перенести на другую строчку? Почему?
--- Прочитайте слова. С…ёмка, об…явление, об…ём. --- Какая буква пропущена в словах? Загадка. Было сели – стало съели. Догадаться все сумели, Почему случилось так? Кто виновен? (ъ) — Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке? — Чем отличается слово сели от съели? (значением) — Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться) — Между какими частями слова пишется разделительный твердый знак? (После приставки, перед корнем). — Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак? — Какова тема нашего исследования? |
Пишут, чередуя буквы ъ и ь.
Списывают слова в нужном порядке. Комментируют выбор написания слов, обращая внимание на соединение букв. Семья, вьюга, ульи Подчёркивают в словах орфограммы.
Вспоминают, когда и в какой части слова пишется разделительный ъ, формулируют тему урока. |
Актуализация знаний
|
- Организует наблюдение за правописанием слов с разделительным ъ. Слова а доске: выезд съезд переезд объезд проезд въезд - Сравните приставки в словах первого и второго столбика. - На какую букву оканчиваются приставки: гласную или согласную? - После каких приставок пишется разделительный твердый знак? - Что показывает нам твердый знак? — Давайте составим алгоритм и сформулируем правило 1) Рассмотреть слово. 2) Определить, есть ли в слове приставка. 3) На какую букву оканчивается приставка? 4) С какой буквы начинается корень?
- Сформулируйте правило. — Ребята, вы открыли новое правило. - А как проверить свое открытие? (Прочитать правило в книге) — Правильно, прочитаем правило в учебнике. Ст. 134 (Сравнивают свою формулировку с правилом в учебнике.)
-Прочитайте слова. В . юга, с . ел, п . ёт, под . езд, в . юн, с . ёмка - Разделите их на две группы. - По какому признаку разделили слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь) - В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ? с разделительным Ь? |
- Читают и выполняют задание. - Высказывают свои предположения. -Замечают, когда пишется ъ - Делают вывод, в каких случаях пишется разделительный ъ.
- Соотносят свой вывод со сведениями в учебнике
Читают, анализируют слова, предложенные для наблюдения, делят на две группы: 1) вьюга, пьёт, вьюн 2) съел, подъезд, съёмка Анализируют разделительного мягкого знака (в корне перед гласными е, ё, ю, я) |
Грамматическая физминутка
|
Молчаливый твёрдый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Его учить придётся вам!
- Если вы услышите слово с разделительным ъ – выполняем наклон вперёд, если в слове ъ писать нельзя – присесть. Объявление, поехали, съёмка, прибежал, вбежал, съёжился, соловьи, лисьи, объяснение, разъярён, друзья. |
|
Деятельность обучающихся по применению нового знания. |
Давайте поработаем в парах. Я раздала карточки со словами, а вы найдите лишнее слово. А)Съедобный, подъёмный, пояснительный, разъярённый Б)Въезжать, выехать, прояснить, появиться В)Спрыгнул, надрезал, отбил, объявил Г)Объявление, объедки, подъехал, пояснил |
- Читают задание. Планируют порядок выполнения. Обсуждают и находят лишнее слово. |
Организация познавательной деятельности.
|
Выразите одним словом, подбирая слово с ъ. Придумайте с этим словом словосочетание. Запишем с комментированием. 1)Растолковать, сделать понятным._(объяснить- объяснить урок) 2)Сжаться, скорчиться.(съёжиться-съёжиться от холода) С одним из словосочетаний придумайте устно предложение. Запишем. (Лисята под кустом съёжились от холода.) |
- Читают задание. Образовывают при помощи приставок и записывают новые слова. Комментируют написание разделительного ъ. Проводят самопроверку. |
Самостоятельное использование сформированных умений и навыков. |
- У каждого ребенка на парте лежат карточки, возьмите их, прочитайте задание и выполните задания в соответствии с алгоритмом , в конце урока вложите их в свои тетради 1 карточка. 1 уровень. Спишите слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку, подчеркните гласные после Ъ Объезд, съезд, въезд, объявление, съел, объявить. 2 карточка. II уровень. Выписать слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак. По..езд, сем..я, в..езд, с..ёмка, об..явление, кон..ки, под…езд, с…езд,сол… 3 карточка 3 уровень. Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, обведите твердый и знак, гласную букву после него подчеркните: Под…ем в гору, с…едобный гриб, в…ехать в квартиру, об…явление в газете, первый под…езд.
|
Читают задание. Применяют полученные сведения на практике. |
Рефлексия учебной |
-Какую цель перед собой ставили? -Достигли её? -Когда пишется разделительный ъ? -Когда пишется разделительный ь? (Учитель рисует схему-кластер на доске).
-Оцените свою работу на уроке. -Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал , дружно работал в группе – поднимите вверх правую руку. -Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе –поднимите левую руку.
|
Отвечают на вопросы учителя. Учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения, осознают способы преодоления трудностей
Поднимают руку в зависимости от своего впечатления от урока |
Домашнее задание |
Выучить правило на стр.134, упр. 266, 268 - Спасибо за урок. Желаю успехов!
|
Принимают учебное задание |