Урок-проект по русскому языку во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком»
Тема. Урок-проект по русскому языку во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак.
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком»
Цель: Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.
Задачи: 1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах;
2.Организация повторения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных звуков; б) разделитель согласных и гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И
3. Развивать умение употреблять в речи слова с разделительным мягким знаком;
4. Учить самостоятельно добывать знания; сравнивать, обобщать; выполнять задание по образцу и творчески; осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку; работать с информацией.
5. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, продукт ТСО – слайды, карточки с заданиям, прямоугольники красного, желтого и зеленого цвета.
Ход урока.
Мотивация.
-Сегодня к нам на урок пришли гости – учителя нашей школы.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
II. Формулирование темы и цели урока.
1.Какой сейчас урок? Как вы догадались? (буквосочетаниях на доске, нь, нье, мь, мья, бь, бьи).
-У-ль - Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? ( о ь знаке)
-Какое задание можете предложить? (Классификация.- ученик у доски)
- У-ль- Давайте предположим. Чему мы будем учиться?
Однажды пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы живут дружно, согласные всегда соглашаются с гласными. И ему захотелось там жить. Но буквы удивились: «Что же ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь никакого звука!» Стал мягкий знак их просить, умолять. И буквы сжалились. Они придумали для него целых 2 работы…
- Как вы думаете, какие это 2 работы?
-Какую роль выполняет Ь в сочетаниях НЬ, МЬ, БЬ ? ( Показатель мягкости)
- Какие еще буквы показывают. Что согласный надо читать мягко?( Е, Ё, Ю, Я, И )
- Тогда зачем же в буквосочетаниях НЬЯ, МЬЯ, БЬИ стоят рядом и эти гласные и Ь ? - Е, Ё, Ю, Я, И (Наверное, еще одна работа у мягкого знака (- Вторая работа: Ь – разделительный.)
- Верно. А какая? А вот мы сейчас узнаем, если внимательно понаблюдаем.
- Какие ваши предположения?
- У-ль - Как вы думаете, какова же тема урока?( Ь – разделительный)
У-ль: Мы постараемся создать маленький проект. Зачем? (чтобы пользоваться на уроках памяткой) Для чего?
(Составим на наши правила слова, для обогащения своего словарного запаса)
III. Каллиграфическая минутка.
У-ль: Запись в тетрадях число, классная работа. (буквосочетаниями НЬ, МЬ, БЬ, ВЬ НЬЕ, МЬЯ, БЬИ)
У-ль: - Для чего мы проводим каллиграфические минутки?
У-ль: - Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)
- Пропишите буквосочетаниями НЬ, МЬ, БЬ, НЬЕ, МЬЯ, БЬИ)
- На что нужно обращать внимание? ( Следить за высотой наклоном и шириной букв).
-Что интересное вы заметили?
-Какая цель у нас? – ( Выяснить, какие две работы у мягкого знака) - Да. И еще сравним эти работы).
- Какие ваши предположения? –(Вторая работа: Ь- разделительный мягкий знак)
IV.Объяснение нового
Давайте исследуем это предположение, понаблюдав:
Соедини эти слова с транскрипцией (Дети соединяют на доске карточки) Какие мы звуки слышим в этих словах? (Дети называют звуки)
Коля – колья [кол’а - кол’й’а]
полет – польет [пал’от – пал’й’от] – после ль мы слышим согласный звук й и последующий о, на письме после буквы л пишется разделительный ь знак)
-Что заметили? (- Появился звук [ Й’].)
- Почему? (- Буквы Е,Я обозначают 2 звука)
- А еще какие буквы могут обозначать 2 звука? (- Ё,Ю,И)
А) Проверим Слайд1
– Когда пишем в словах разделительный мягкий знак? Понаблюдаем
Деревья, бельё, ручьи, ночь, веселье. Подчеркни.
я |
е |
ё |
и |
ю |
[й’а] |
[й’э] |
[й’о] |
[й’и] |
[й’у] |
- Сделаем вывод.
– (Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которые будут обозначать 2 звука, первый из которых [Й’])
- А как его проверить? - По учебнику. Читают правило на с. 32
- Как вы считаете это орфограмма.? (Да)
VI. - Лексическое значение слов.
Наблюдаем дальше: мел – мель, семя – семья (карточки на доске)
- Изменилось ли лексическое значение слов с появлением мягкого знака? - Да (объясняют)
Вывод Учитель:
Будем мы всегда, где надо
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтоб семья не стала семя
Колья- Колей никогда
VI I. Задания по выбору (дифференцированная работа)
1.Прочитайте.
платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто, просьба
- Можно ли на группы распределить слова?
А) Сильным - Распределите слова по группам , обозначьте орфограмму.
Б) Средним Запишите в один столбик слова с Ь – показателем мягкости, а в другой с Ь – разделительным
В) Спишите. Подчеркните Ь одной чертой, а следующие за ним гласные - двумя чертами .
платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто, просьба- Проверка Слайд3
Платье огоньки
гостья просьба
жильё лень
обезьяна пальто
Вывод
- По какому правилу вы действовали? (- Ь – показатель мягкости пишется после мягких согласных или в конце слова)
Ь- разделительный пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И)
VI I I. Физминутка. Слайд 4
Ь- показатель – потопаем, ь- разделительный знак- похлопаем
(лень, деньки, варенье, воробьи, редька, пальто, ручьи, огоньки, новоселье)
IX. Первичное закрепление во внешней речи
-Начнем заносить в таблицу наши выводы: (заготовлены полоски с фразами, которые вставляются по ходу рассуждений в заранее вычерченную таблицу)
Дети формулируют высказывания
Ь – показатель мягкости |
Ь - разделительный |
Пишется после согласных перед согласными или в конце слова коньки .день |
Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’]. Льёт [ л ‘й’ о т ] |
Меняет лексическое значение слов угол - уголь |
Меняет лексическое значение слов семя - семья |
Это орфограмма |
Это орфограмма |
X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Один – много (мой помощник у доски)
Друг – друзья, дерево – деревья, брат – братья, лист-лист
7. Включение в систему знаний и повторение.
А) Игра «Найди пару» (антонимы) Слайд 5
работа здоровье
свет безделье
болезнь тьма
скука польза
враги веселье
вред друзья
б) Слайд 6
Запиши одним словом :
снежная буря (вьюга)
мама, папа, дети (семья)
ягоды, сваренные в сахаре (варенье)
дом, жилище (жильё)
домики для пчёл (ульи)
в) Работа в группах Слайд 7
Составь пословицу из данных слов.
Без, учен…я, умен…я, нет.
(Без ученья нет уменья.)
-Как вы ее понимаете? Запишите. В каком слове спряталось наше правило?
В) Придумать слова на наши правила?
Проверим, что же мы усвоили.
Тестирование
Выберите правильный ответ.
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) пальчики;
Б) вьюга;
В) глазунья.
3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:
А) солов…и;
Б) руч…ка;
В) ден…ки
4. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) друзья;
Б) стуля;
В) очки.
Подведём сейчас итог,
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Выберите прямоугольник , цвет которого соответствует вашим знаниям:
зелёный, желтый, красный.
Красный цвет:
Стоп! Вперед нельзя!
Повторять усядусь я!
Жёлтый цвет:
Здесь – внимание!
Сомневаюсь ещё я!
Зелёный цвет:
А теперь вперёд!
В знаниях уверен я!