Урок-проект по русскому языку во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком»

3
0
Материал опубликован 30 January 2018

Тема. Урок-проект по русскому языку во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак.

Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком»

Цель: Создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком, для развития коммуникативных способностей, регулятивных учебных действий, личностных качеств.

Задачи: 1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах;

2.Организация повторения двух функций буквы «мягкий знак»: а) показатель мягкости согласных звуков; б) разделитель согласных и гласных букв Е, Ё, Ю, Я, И

3. Развивать умение употреблять в речи слова с разделительным мягким знаком;

4. Учить самостоятельно добывать знания; сравнивать, обобщать; выполнять задание по образцу и творчески; осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку; работать с информацией.

5. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, продукт ТСО – слайды, карточки с заданиям, прямоугольники красного, желтого и зеленого цвета.

Ход урока.

Мотивация.

-Сегодня к нам на урок пришли гости – учителя нашей школы.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

II. Формулирование темы и цели урока.

1.Какой сейчас урок? Как вы догадались? (буквосочетаниях на доске, нь, нье, мь, мья, бь, бьи).

 

-У-ль - Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? ( о ь знаке)

-Какое задание можете предложить? (Классификация.- ученик у доски)

- У-ль- Давайте предположим. Чему мы будем учиться?

Однажды пришел мягкий знак в Азбуку и увидел, что буквы живут дружно, согласные всегда соглашаются с гласными. И ему захотелось там жить. Но буквы удивились: «Что же ты будешь с нами делать? Ведь ты не обозначаешь никакого звука!» Стал мягкий знак их просить, умолять. И буквы сжалились. Они придумали для него целых 2 работы…

- Как вы думаете, какие это 2 работы?

-Какую роль выполняет Ь в сочетаниях НЬ, МЬ, БЬ ? ( Показатель мягкости)

- Какие еще буквы показывают. Что согласный надо читать мягко?( Е, Ё, Ю, Я, И )

- Тогда зачем же в буквосочетаниях НЬЯ, МЬЯ, БЬИ стоят рядом и эти гласные и Ь ? - Е, Ё, Ю, Я, И (Наверное, еще одна работа у мягкого знака (- Вторая работа: Ь – разделительный.)

- Верно. А какая? А вот мы сейчас узнаем, если внимательно понаблюдаем.

- Какие ваши предположения?

- У-ль - Как вы думаете, какова же тема урока?( Ь – разделительный)

У-ль: Мы постараемся создать маленький проект. Зачем? (чтобы пользоваться на уроках памяткой) Для чего?

(Составим на наши правила слова, для обогащения своего словарного запаса)

III. Каллиграфическая минутка.

У-ль: Запись в тетрадях число, классная работа. (буквосочетаниями НЬ, МЬ, БЬ, ВЬ НЬЕ, МЬЯ, БЬИ)

У-ль: - Для чего мы проводим каллиграфические минутки?

У-ль: - Какой у нас девиз при письме? (Пиши, но не спеши.)

- Пропишите буквосочетаниями НЬ, МЬ, БЬ, НЬЕ, МЬЯ, БЬИ)

- На что нужно обращать внимание? ( Следить за высотой наклоном и шириной букв).

-Что интересное вы заметили?

-Какая цель у нас? – ( Выяснить, какие две работы у мягкого знака) - Да. И еще сравним эти работы).

- Какие ваши предположения? –(Вторая работа: Ь- разделительный мягкий знак)

IV.Объяснение нового

Давайте исследуем это предположение, понаблюдав:

Соедини эти слова с транскрипцией (Дети соединяют на доске карточки) Какие мы звуки слышим в этих словах? (Дети называют звуки)

Коля – колья [кол’а - кол’й’а]

полет – польет [пал’от – пал’й’от] – после ль мы слышим согласный звук й и последующий о, на письме после буквы л пишется разделительный ь знак)

-Что заметили? (- Появился звук [ Й’].)

- Почему? (- Буквы Е,Я обозначают 2 звука)

- А еще какие буквы могут обозначать 2 звука? (- Ё,Ю,И)

А) Проверим Слайд1

Когда пишем в словах разделительный мягкий знак? Понаблюдаем

Деревья, бельё, ручьи, ночь, веселье. Подчеркни.

 

я

е

ё

и

ю

[й’а]

[й’э]

[й’о]

[й’и]

[й’у]

Мягкий знак надо подчеркивать одной чертой, а следующую за ним гласную – двумя чертами. Слайд 2

 

- Сделаем вывод.

(Разделительный Ь пишется после согласных перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которые будут обозначать 2 звука, первый из которых [Й’])

- А как его проверить? - По учебнику. Читают правило на с. 32

- Как вы считаете это орфограмма.? (Да)

VI. - Лексическое значение слов.

Наблюдаем дальше: мел – мель, семя – семья (карточки на доске)

- Изменилось ли лексическое значение слов с появлением мягкого знака? - Да (объясняют)

Вывод Учитель:

Будем мы всегда, где надо

Мягкий знак вставлять в слова,

Чтоб семья не стала семя

Колья- Колей никогда

VI I. Задания по выбору (дифференцированная работа)

1.Прочитайте.

платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто, просьба

- Можно ли на группы распределить слова?

А) Сильным - Распределите слова по группам , обозначьте орфограмму.

Б) Средним Запишите в один столбик слова с Ь – показателем мягкости, а в другой с Ь – разделительным

В) Спишите. Подчеркните Ь одной чертой, а следующие за ним гласные - двумя чертами .

платье, гостья, огоньки, жильё, лень, обезьяна, пальто, просьба- Проверка Слайд3

Платье огоньки

гостья просьба

жильё лень

обезьяна пальто

Вывод

- По какому правилу вы действовали? (- Ь – показатель мягкости пишется после мягких согласных или в конце слова)

Ь- разделительный пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И)

VI I I. Физминутка. Слайд 4

Ь- показатель – потопаем, ь- разделительный знак- похлопаем

(лень, деньки, варенье, воробьи, редька, пальто, ручьи, огоньки, новоселье)

IX. Первичное закрепление во внешней речи

-Начнем заносить в таблицу наши выводы: (заготовлены полоски с фразами, которые вставляются по ходу рассуждений в заранее вычерченную таблицу)

Дети формулируют высказывания

Ь – показатель мягкости

Ь - разделительный

Пишется после согласных перед согласными или в конце слова

коньки .день

Пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И, обозначающих 2 звука и первый звук у которых [ Й’].

Льёт [ л й о т ]

Меняет лексическое значение слов

угол - уголь

Меняет лексическое значение слов

семя - семья

Это орфограмма

Это орфограмма

X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Один – много (мой помощник у доски)

Друг – друзья, дерево – деревья, брат – братья, лист-лист

7. Включение в систему знаний и повторение.

А) Игра «Найди пару» (антонимы) Слайд 5

работа здоровье

свет безделье

болезнь тьма

скука польза

враги веселье

вред друзья

б) Слайд 6

Запиши одним словом :

снежная буря (вьюга)

мама, папа, дети (семья)

ягоды, сваренные в сахаре (варенье)

дом, жилище (жильё)

домики для пчёл (ульи)

в) Работа в группах Слайд 7

Составь пословицу из данных слов.

Без, учен…я, умен…я, нет.

(Без ученья нет уменья.)

-Как вы ее понимаете? Запишите. В каком слове спряталось наше правило?

В) Придумать слова на наши правила?

Проверим, что же мы усвоили.

Тестирование

Выберите правильный ответ.

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки

4. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) очки.

Подведём сейчас итог,

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Проанализируйте свою работу на уроке.

Выберите прямоугольник , цвет которого соответствует вашим знаниям:

зелёный, желтый, красный.

Красный цвет:

Стоп! Вперед нельзя!

Повторять усядусь я!

Жёлтый цвет:

Здесь – внимание!

Сомневаюсь ещё я!

Зелёный цвет:

А теперь вперёд!

В знаниях уверен я!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.