Урок русского языка в 6 классе по теме «Использование сложносокращённых слов в речи»

1
0
Материал опубликован 12 October 2023

Урок русского языка в 6 классе по теме «Употребление сложносокращённых слов в речи».

Дидактическая цель:вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению через использование приёмов проблемного обучения и работы в постоянных группах.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Задачи:

образовательная: создать условия для формирования умения употреблять в речи сложные и сложносокращённые слова;

развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;

воспитательная: способствовать формированию желания познавать мир, воспитывать интерес к языку, слову.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

Ход урока.

Организационный момент.

Формулировка темы и цели урока.

- У известного поэта В. Маяковского есть стихотворение «Прозаседавшиеся». В этом стихотворении поэт высмеивает чиновников, которые вместо того, чтобы заниматься делом, заседают и заседают, а их бесконечные заседания никому не приносят пользы.

Кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учреждения…

- Какие слова в цитате вам показались странными? (глав, ком, полит, просвет)

- Выскажите предположения, что они могут означать, где могут употребляться? (это части сложных слов)

- Как выдумаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о сложных словах)

- Снова обратимся к стихотворению В. Маяковского:

Снова взбираюсь, глядя на́ ночь,

на верхний этаж семиэтажного дома.

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —

«На заседании

А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

- Вы поняли, о каком учреждении идёт речь? Почему?

- С какой целью, по-вашему, поэт придумал это слово? (чтобы сказать о бесполезности таких учреждений)

- Знаете ли вы слова, образованные подобным способом, но значение которых всем нам понятно? Приведите примеры.

- Часто ли они используются в речи?

- Какова, по-вашему, цель нашего урока? (проследить, как используются в речи сложные и сложносокращённые слова).

3. Закрепление.

- На слайдах фотографии известных объектов городов нашего края:

ДВФУ, ПСХА, ДОРА, УДТФДО

- Расшифруйте сложносокращённые слова. Выясните, как они образованы? Определите род, составьте с ними предложения.

- А мы с вами часто употребляем сложносокращённые слова в своей повседневной речи? (предположения детей).

- На слайдах объекты нашего села. Что вы видите?

СДК, ЗООШ, ООО «Заречное», ДВК

- Так всё-таки часто ли мы употребляем в повседневной речи сложносокращённые слова? (Очень часто, эти слова прочно вошли в речь, мы их употребляем каждый день)

- Хорошо ли вы знаете наш районный центр? Представьте себе, что в Покровку приехала группа китайских школьников и вас попросили познакомить их с нашим райцентром. Но китайские школьники приехали не просто так, дело в том, что они изучают русский язык и работают над проектом «Сложносокращённые слова в современном русском языке». Помогите китайским друзьям разобраться в данной теме.

5. Работа в группах.(Физминутку на данном уроке заменяют приготовления к работе в постоянных группах. Дети расставляют парты, чтобы было удобно работать в группе).

- Задача каждой группы заключается в том, чтобы составить речь экскурсовода по теме «Наша Покровка». Обязательное условие: использовать как можно больше сложносокращённых слов. Вы должны выбрать представителя для афиширования результатов проделанной работы.

6. Афиширование результатов. Подведение итогов.

Учитель демонстрирует слайды с фотографиями объектов райцентра, в названии которых используются сложносокращённые слова. Выясняем, какие из объектов не были названы учащимися.

7. Выводы:

- Что мы узнали на уроке?

- Чему научились?

8. Д. з. 1. Самое сложное. Подготовить слайдовую презентацию об использовании сложносокращённых слов в названиях города или села, где вы были на экскурсии или гостили.

2. Гораздо проще. Подготовить слайдовую презентацию «Наша Покровка».

3. Самое простое. Рассказ экскурсовода «Моё село Заречное» (Письменно).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации