Урок русского языка в 8 классе по теме «Безличные предложения»
Ф.И.О. педагога: Егорова Ирина Васильевна
Предмет: русский язык
Класс/курс: 8 «А» класс
Тема: Безличные предложения
Тип урока: ОНЗ
Основные цели
Личностные:
1) Создать условия для того, чтобы учащиеся смогли воспринимать способность учебного сотрудничества с учителем и сверстниками как неотъемлемую ценность в процессе созидания;
2) Создать условия для формирования устойчивого познавательного интереса;
3)Попытаться сформировать у учащихся понятие «ценность знания»
4)попытаться сформировать у учащихся понятие «ценность учиться»
Метапредметные:
1) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания
2) создать условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно построили правило нахождения нового вида односоставных предложений;
3) создать условия для выполнения каждым учащимся действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками и способствовать тому, чтобы формировались умения выполнять действия с учётом позиции другого, умения согласовывать свои действия (с опорой на эталоны «Правила работы в паре», «Правила работы в группе»);
4) тренировать умение адекватно оценивать свою деятельность.
Предметные:
1) изучить особенности безличных предложений, их выразительные возможности;
2) сформировать умение строить правило нахождения безличных предложений.
3) тренировать умение отличать безличные предложения от других предложений
4) сформировать умение пользоваться безличными предложениями в речи.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание для пробного действия; 3) таблица с предложениями 4) грамматическая арифметика;
5) шаги плана действий; 6) эталон.
Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы;,5) «Лестница успеха.
Мотивация к учебной деятельности
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Наш урок я бы хотела начать с высказывания известного итальянского художника Леонардо да Винчи: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.» Как вы понимаете данное высказывание? Ответы учащихся:
-Иногда у тебя долго что-то не получается сделать и тебе кажется , что то, что ты учишь совсем неважно для тебя, но когда вырастешь-все полученные знания пригодятся»
-Нужно трудиться, если хочешь чего-то добиться
- Чтобы чему-то научиться, мы должны очень много и усердно работать.
– Молодцы! Как вы думаете. Почему я начала урок с данного высказывания? Ответы учащихся:
–Мы на уроках учимся тому. что пригодится нам в нашей жизни в дальнейшем
– Потому что мы сегодня будем учиться открывать новое знание
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Прочитайте предложения и определите их состав и вид .
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. И мне надо работать
В чем особенности этих предложений?Что общего?
( Они односоставные)
Поднимите руку, у кого нет результата?
У кого есть?
В чем затруднение? Что вы пока не смогли сделать?(Я пока не могу определить вид односоставных предложений. Я не знаю особенности данных предложений.
Что вам надо узнать? (Что это за предложения).
3.Выявление места и причины затруднения.
Ребята, почему вы испытали затруднение?
(Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какие это предложения . У нас нет эталона.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
Что же мы будем делать, чтобы выйти из затруднения?
– Мы будем искать правило, по которому поймем, в чем особенность предложений
− Хорошо, молодцы! В русском языке такие предложения, в которых действие или состояние не может быть приписано лицу, принято называть безличными. Как вы думаете, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока.
Дети формулируют тему урока «Безличные предложения».
Какие цели мы будем сегодня достигать на уроке?
1)изучим особенности безличных предложений, их выразительные возможности;
2) сформируем умение строить правило нахождения безличных предложений.
3) научимся отличать безличные предложения от других предложений
4) сформируем умение пользоваться безличными предложениями в речи.
На доске вы видите пункты плана выхода из затруднения:
Найти информацию в авторитетном источнике
Записать правило, основываясь на теоретическом материале
Выписать признаки безличных предложений
Применить правило на практике
Высвечивается верный план на экране:
1 Найти информацию в авторитетном источнике
2 Записать правило, основываясь на теоретическом материале
3. Выписать признаки безличных предложений
4 Применить правило на практике
– Хорошо, молодцы!
Открываем тетради, записываем «число», «классная работа»,тему урока.
Итак, вы составили план. Для чего? (Чтобы выйти из затруднения и достигнуть поставленных целей.)
– Как вы думаете, как нам лучше организовать нашу деятельность, чтобы справиться с таким, довольно объемным заданием? (Нам лучше объединиться в группы и распределить обязанности.)
Ребята объединяются в группы, вспоминая правила работы.
(На слайде высвечивается памятка «Правило работы в группах». Несколько учащихся, друг за другом зачитывают вслух правило)
5) Реализация построенного проекта.
Предлагаю выполнить первые шаги , согласовать новое правило. Откройте учебники .найдите эталон ,который поможет нам выйти из затруднения.
В течение 5-7 минут ребята работают над теоретическим материалом:
В учебнике находят признаки безличных предложений: учебник «Русский язык», 8 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцовастраницы 110 -111) Составьте в каждой группе свои эталоны по теме «Безличные предложения»
Группы представляют свои минипроекты…
Учитель открывает презентацию с эталоном, и учащиеся соотносят свой результат с ним.
− Вы абсолютно правильно сформулировали правило.
− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило определения безличных предложений!
– Какой следующий шаг? (практическое применение нового правила.)
− Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.) Обратимся к нашему тексту.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило определения безличных предложений).
Учащиеся выполняют задание письменно, обозначая грамматические основы безличных предложений и указывая , чем они выражены. Затем по цепочке проговаривают объяснение.
В результате в тетрадях должно быть записано:
За окном мутно - слова категории состояния.
Каплет с крыш- личным глаголом в безличном значении.
Надо вставать – инфинитивом
Мне нездоровится – безличным глаголом
В избе жарко натоплено- кратким причастием в форме среднего рода
Сравните свои задания с эталоном. На экране высвечивается упражнение.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой.
Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)
-Да, совершенно верно, в этом вам поможет упражнение 203 на странице 111. Выполним задание на примере четырех предложений.
После работы учащиеся проверяют себя по подробному образцу для самопроверки:
Двусоставные предложения | Односоставные безличные предложения |
Мокрый снег залепил все окна Пыль покрыла стол. Пуля пробила стену. Молния слепит глаза | Мокрым снегом залепило окна Пылью покрыло стол Пулей пробило стену Молнией слепило глаза. |
− В каком месте возникло затруднение?
− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение.
− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу копилку знаний о таком предложении,как безличное, пригодится в жизни: нужно уметь отличать безличные предложения от других.)
− Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.).На столах лежат эталоны односоставных предложений.
– Определите вид односоставных предложений. Укажите главный член и способ выражения главного члена в каждом односоставном предложении.
1..Люблю тебя, Петра творенье. 2. Пахнет весною сквозь стекла.3.Теплый летний день. 4. В поселке строят школу. 5.Было морозно и ясно. Сегодня не работается.
− Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!
9. Рефлексия учебной деятельности
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.) В чем у вас было затруднение? (Мы не могли подчеркнуть грамматические основы в безличных предложениях).
– Какую цель вы поставили в начале урока? (Цель нашего сегодняшнего урока: изучить признаки безличных предложений, изучив теоретический материал и применить полученное новое знание на практике.)
− Как вы открывали новое знание? (Мы обратились к авторитетному источнику, учебнику, составили эталон, который помог обозначить признаки безличных предложений и поработали над рядом упражнений)
Вы достигли поставленной цели? (Да) Докажите! (в упражнении выполнили самостоятельную работу по определению безличных предложений.)
Что вам помогло открыть новое знание? (Задание на затруднение, план, авторитетный источник)
Кого бы вы сегодня похвалили на уроке? Что ему/ей удалось? (Учащиеся высказывают свои мнения, приводя аргументы)
– Молодцы! Спасибо за урок!
Домашнее задание:
Выписать из учебника математики 10 безличных предложений.