Урок русского языка во 2 классе по теме «Что такое части речи»
Пояснительная записка к презентации
Урок русского языка во 2 классе.
Тема. Что такое части речи.
Цель: формировать умение различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Планируемые результаты:
Предметные: умение различать слова- названия предметов, слова – названия признаков, слова- названия действий, использовать в своей речи специальную терминологию.
Личностные: формирование ценностно-смысловой ориентации: наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, открывать для себя новое, удивительное в привычном и обычном.
Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу с помощью учителя; планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.
Коммуникативные: развитие умения сотрудничества с учителем и одноклассниками, оценивание действий партнёров по работе; работа в паре.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
II. Актуализация знаний.
1. Орфографическая минутка.
Прочитайте предложения:
Наступила осень. На ог..родах поспел богатый урожай. Уже убрали лу(к,г). Потом сняли спелые яблоч..ки. Убрали картофель, м..рковку, репу. Осталась одна к..пуста. Ей хол..д не страшен.
( слайд 3)
Можно ли их назвать текстом?
Как озаглавим текст? («Уборка урожая», « Богатый урожай»).
Объясните написание слов с пропущенными буквами. Выполняется устно.
2. Словарная работа.
Выпишите из текста, что убирали на огороде.
Запись в тетради:
Лук, яблочки, картофель, морковка, репа, капуста.
Какой части речи относятся эти слова? Докажите.
Как вы думаете, какое слово лишнее? (яблоко) Почему?
Как назвать одним словом остальные слова? (овощи)
Запишите это словарное слово. Подчеркните орфограмму.
( слайд 4,5)
III. Самоопределение к деятельности.
Какие части речи вы ещё знаете? (имя прилагательное, глагол)
Найдите в тексте имена прилагательные, глаголы. (слайд 3)
Какие части речи мы сегодня продолжим учиться распознавать?
IVРабот по теме урока.
1.Работа по блок- схеме (слайд 6- 9)
А) Какие жители живут в стране «Части речи»? ( Имя существительное, имя прилагательное, глагол) (слайд 6)
Какой волшебный предмет есть у имени Существительного?
( волшебная палочка) (слайд 7)
Во что он превращался? (в любые предметы)
В какие предметы он превращался?
Давайте составим схему, которая нам поможет лучше запомнить правило про имя существительное.
- Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает?
Расскажите по схеме об имени существительном.
Б) Работа по составлению схемы про имя прилагательное.
( слайд 8)
Каких слов много в речи у имени прилагательного? (которые отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие. Какой волшебный предмет есть у имени прилагательного? (волшебная кисть) Что происходит с предметами к которым прикасается имя прилагательное? (появляется какие – нибудь признаки).
Давайте составим схему, которая нам поможет лучше запомнить правило про имя прилагательное.
В) А теперь сходим в гости к глаголу. ( слайд 9)
Что волшебного происходит с глаголом? (у него много рук и ног, он всё время что-то делает). Составление схемы про глагол.
Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?
2.Игра « Помоги словам найти свой домик». (слайд 10)
Прочитайте слова:
Сказал, мальчик, красный, машина, пересолить, далёкий, книга, решал, весёлый, собака, гладит, сладкий.
Распределите слова по группам. Самостоятельная работа. Проверка (слайд11)
V. Закрепление изученного материала.
1.Работа по учебнику.
Коллективное выполнение упражнения 73 на стр.43.
Работа по рисунку (слайд 12).
- Рассмотрите фотографию птицы.
Чтение текста упражнения.
- Как озаглавим текст?
Запишите заголовок.
– Найдите и запишите описание птицы.
- Какая часть речи нам помогла увидеть красоту этой птицы?
( имя прилагательное)
2.Игра « Помоги Незнайке собрать правило». ( слайд13)
Работа в группах.
- Ребята, Незнайка узнал, что мы изучаем тему « Части речи». В сказочной школе они тоже изучают эту тему. Он составил правила, но так спешил к нам на урок, что рассыпал их все. Давайте, поможем ему их снова собрать.
( Группам раздаются части правил. Каждая группа собирает своё правило.) Выступление каждой группы.
3.Самостоятельная работа. ( слайд 14)
Подберите по 3 слова:
Кто?Что?____________________________________________
Какой?Какая?Какое?Какие?_____________________________
Что делать? Что делает?________________________________
VI. Рефлексия.
- Какое задание Вам понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало у вас затруднения?
- Кому потребовалась помощь учителя и товарищей?
Перед вами фигуры- сигналы. ( слайд 15)
Поднимите ту фигуру, которая соответствует вашему настроению и степени понимания сегодняшнего материала.
VII. Подведение итогов урока.
- Какие части речи мы сегодня учились распознавать?
Всех благодарю за урок.
Используемая литература:
Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное. М. «Самовар», 1995 г
Рик Т.Г. Здравствуйте , Имя Существительное. М. «Самовар», 1995 г
Рик Т.Г. Здравствуй , дядюшка Глагол. М. «Самовар», 1995 г
Кайрат Зинашов
лыженкова валентина