Урок русского языка во 2 классе «Части речи»
Присяжнюк Екатерина Васильевна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа№3 п.Советский» Республики Марий Эл
Урок русского языка
2 класс (1-4)
Тема: Тепло родного дома
Обобщение знаний по теме «Части речи»
Цель: 1. Повторить и обобщить знания по теме «Части речи»
2. Развивать творческие способности детей
3. Воспитание бережного отношения к родному дому, к матери
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с пословицами,
рисунки бревен с написанными на них словами, магнитофон, сигнальные карточки, карточки с заданиями, титульный лист творческих работ (синквейн).
Организация. Песня Лещенко «Родительский дом»
- Послушайте музыку и подумайте о чем она?
Цель урока.
Родина, родной дом, родная – это исток, это начало начал.
И сегодня на уроке, изучая части речи, мы будем строить дом.
Словарная работа.
- Как по другому мы называем дом?
- Постройте ассоциативный ряд к слову
Дом, изба, квартира, жилище.
* В древнерусском языке слово изба произносилось так: истба и означало баня, теплое помещение.
Сравните слова: топить, истопить, тепло.
! Какая мудрость: там, где тепло – есть изба, есть дом.
Показываются слайды
(Дом бывает разным: на Украине – хата, на севере – яранга, у жителей юга – юрта)
Справились с первым заданием, кладем 1 бревно. Это любовь (цепляю на доску картинку).
Почему любовь? Я объясняю:
Все начинается с любви…
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка
Все начинается с любви.
Работа над пословицами:
Человек издавна берег и ценил свой дом и сложил о нем пословицы.
(на доске на карточках пословицы)
Дом без хозяина – сирота.
Дом построить – не шапку на голову надеть.
Дома и стены помогают.
- Прочитайте пословицы.
- Как вы понимаете вторую пословицу?
Выпишете в тетрадь только глаголы.
Почему вы так считаете?
-( Кладем второе бревно в наш дом).
Работа по индивидуальным карточкам.
Гн…здо, бол…шой, строител…, г…рдился, сем…я, защищ…ет, замечател…ный, прибеж…т.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Найдите слова на правило а) жи, ши
б) ча, ща
в) ь – показатель мягкости
г) разделительный
д) с безуарной гласной
I ряд – подчеркнуть имя существительное
II ряд – имя прилагательное
III ряд – глаголы
- (Замечательно потрудился Коля, и положит третье бревно).
Физкультминутка.
* А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело!
Работа с деформированным текстом.
! добрым, учат, нас, делам, мамы
(Слайд. У доски работает ученик)
Составьте из слов и запишите предложение.
- Посмотрите на первую пословицу.
Во многих домах, мама – хозяйка. Согласитесь, без ее заботы, внимания трудно представить, что в доме будет тепло.
Подчеркните.
- Главные члены предложения.
- Какой частью речи является подлежащее, сказуемое?
(Ученик, работающий у доски, кладет четвертое бревно)
Было утром тихо в доме
Я писала на ладони имя мамино
Не в тетрадке на листе,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино.
Было утром тихо в доме.
Стало шумно среди дня…
- Что ты спрятала в ладони?
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала.
- О каком счастье говорится в стихотворении?
Тестирование.
(по сигнальным карточкам)
1. Выбери верное утверждение.
а) имя существительное обозначает признак предмета.
б) имя существительное обозначает действие предмета.
в) имя существительное обозначает предмет
2. Укажите глагол:
а) бережёт
б) уютный
в) семья
3. Выберите верное утверждение:
а) имя прилагательное – это член предложения
б) имя прилагательное – это часть речи
в) имя прилагательное – это часть слова.
Творческая работа.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором мы попробуем высказать свое отношение к нашему дому.
Итак, эти 5 строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке.
(на доске слайды, на партах у ребят карточки)
дом
Это одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Три глагола, показывающих действие понятия.
Короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-либо или чему-либо.
Одно слово, обычно существительное через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Собираем творческие работы, скрепляем и у нас получается сборник ваших работ
Тишина. (послушаем тишину)
Соберите в ладони свое тепло…
Пусть его будет много…
Почувствуйте это тепло…
Поделитесь этим теплом друг с другом, с гостями (маме)
-От того, как вы замечательно потрудились, стало тепло и уютно на душе и в нашем доме.
- Поделитесь теплом друг с другом, с гостями, частичку тепла сохраните, отнесите домой и подарите маме завтра 8 марта.
- Кто-нибудь встречал такой дом?
(Крепится к дому крыша)
Спицына Любовь Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Дармина Елена Николаевна