Урок русского языка во 2 классе «Части речи»
Конспект урока по русскому языку
Класс: 2
Тема: Части речи
Дата проведения: 04.02.2021
Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Пусть будет в этом классе сегодня светло, уютно, и нам всем очень легко!
Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками, поздороваемся друг с другом. Садитесь.
Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу, я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы узнали что-то новое и открыли что-то интересное, и самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Готовы?
Учащиеся: Да!
Учитель: Ребята, для того, чтобы определить тему нашего урока, нам необходимо решить ребус. Посмотрите на экран. Посмотрите на первую картинку и скажите, что там изображено. Правильно, часы! А что на второй картинке? Это речка. Давайте попробуем отгадать, что же там зашифровано.
Тема сегодняшнего урока «Части речи». Запишите число и тему урока.
Учитель: Какие способы общения мы знаем?
(Мимика, жесты, речь)
- Какая бывает речь?
(Устная и письменная)
- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
- Из чего состоят предложения? (Из слов).
- Сколько букв в слове речь? (4), сколько звуков (3), а почему?
Произнесите первый звук. [Р]. Охарактеризуйте его.
Он согласный, звонкий, мягкий, непарный, сонорный, дрожащий звук.
Чистописание. Заглавная и строчная буква Рр.
Тему урока мы определили. А где мы с вами можем узнать, чему мы сегодня будем учиться?
Учащиеся: В учебнике!
Учитель: Конечно! Это не простой учебник, ребята. Это учебник, в котором находятся все инструктажи, правила и задания. Откройте учебники на стр. 39. Давайте найдем две строчки и прочитаем, чему мы будем учиться.
Учащиеся:
Определять, какой частью речи является слово;
Распознавать признаки частей речи.
Учитель: Вот чему мы будем учиться.
А теперь, прежде чем начать выполнять задания, я бы хотела прочитать вам сказку. Слушайте внимательно для того, чтобы предложить выход из сложившейся ситуации.
Было это давным-давно. Рассорила баба Яга все слова. И была среди них настоящая неразбериха. Одним словом – никакого порядка. Попытались слова как-то построиться. По-разному становились, всё плохо получается. В конечном итоге рассорились между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок.
Ребята, скажите, пожалуйста, как можно этот порядок навести? Как можно поделить слова? Какие есть предложения?
Учащиеся: Разложить на группы по признакам, по значению.
Учитель: Правильно! А давайте сами попробуем разделить слова на группы.
Кто? Что? | Какой? Какие? | Что делает? Что делают? |
лебеди | белые | плывут |
камыш | зелёный | шумит |
рыбаки | опытные | ловят |
Учитель: Молодцы, ребята! Мы с вами слова распределили по группам. Скажите, пожалуйста, как мы узнаем, какая группа как называется? Если не знаете, где вы можете найти эту информацию?
Учащиеся: В учебнике.
Учитель: Ребята, откройте, пожалуйста, учебники на стр. 40 и прочитайте советы мудрой совы.
Учащиеся читают правило.
Учитель: Давайте еще раз прочитаем названия частей речи (жирным шрифтом).
Все вместе: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Учитель: Ребята, мы с вами распределили слова на группы. Теперь мы можем сказать, как они называются? Первая группа слов: лебедь, рыбаки, камыш. Эти слова отвечают на вопросы: Кто? Что? Как называются эти слова? На помощь к вам придет схема на стр. 41.
Учащиеся: Имя существительное.
Учитель: Как называется вторая группа слов: белые, зеленый, опытные?
Учащиеся: Имя прилагательное.
Учитель: Как называется третья группа слов: плывут, шумит, ловят?
Учащиеся: Глагол.
Учитель: Итак, скажите мне, как мы узнали, какие слова относятся к именам существительным, глаголу и именам прилагательным.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали,
Девочки захлопали,
Мальчики захлопали,
Девочки затопали.
Вместе дружно повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем.
И работать продолжаем.
Учитель: Молодцы! Справились с заданием. А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы догадались, что это за место?
Учащиеся: Наш пруд!
Учитель: Верно. А знали ли вы, что запрудили пруд 70 лет тому назад, в далеком 1951, в тяжелые послевоенные годы. А мальков рыб привезли из Благовещенского района в 1958г Баширов Газим и Назаров Гафурбай.
- Какую реку запрудили? (Уршак).
- Этот водоем искусственный или естественный? (искусственный).
Фантастическое место для отдыха. Мне он нравится, потому что одинаково завлекает людей и любящих позагорать на солнышке, и отдыхать на тенечке. С одного берега открытые холмы, а с другого нежно ласкает листва качавшихся на ветру тополей. С недавнего времени на наш пруд начали прилетать изумительной красоты птицы – лебеди.
Как величаво скользят они по воде. Они белы как утренний снег. У них удлиненная, грациозная шея. Живут они дружными семьями (парами), очень верны друг другу. Говорят, если лебедушка погибает, лебедь умирает от тоски, камнем бросается на землю и разбивается. Лебедь поет один раз в жизни- перед смертью. Стая окружает умирающего лебедя, и плывут вокруг него до последней минуты, слушая его лебединую песню. Эти птицы символы верности, любви и красоты. Ни один человек не может оставаться равнодушным. О них написано много произведений. Какие вы знаете?
Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», русская народная сказка «Гуси- лебеди», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», А.С. Пушкин «О царе Салтане, сыне его Гвидоне и прекрасной Царевне-лебеди».
Есть птица красивая очень на свете,
Название – лебедь имеет она.
Не встретишь прекрасней ее на планете,
Она из чудесного будто бы сна.
И вид лебедей – как ограда для глаз,
Когда по воде они ровно плывут.
Спокойный, приятный их снежный окрас.
Собой украшают и реку, и пруд.
Степенные, яркие, нежные птицы.
В почете огромном они у людей.
Едва только лебедь на воду садиться.
Все взгляд на него переводят скорей
Давайте представим, что мы сидим на берегу. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Слушаем, как тихо плещется вода…
Дети составляют рассказ.
Наш пруд одинаково красив в любое время года. Чистый воздух. Многие там любят отдыхать. Ловить рыбу, у костра варить уху. Некоторые приезжают семьями, даже остаются по нескольку дней. Ставят палатки. А мы же, любим купаться и загорать. А иногда, когда пасём коров, лежим на холмах и наблюдаем за счастливчиками, которые катаются на лодках. Хотелось бы, чтобы наш пруд не засоряли! Чтобы лебеди прилетали каждую весну.
Учитель: Правильно, ребята. Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливый.
Учитель: А что такое Родина?
Ученики: Это место, где мы родились.
Учитель: А вы, ребята, как можете сделать для своей родины?
Учащиеся: Быть добрыми, помогать людям, защищать страну, не мусорить, беречь природу.
Учитель: Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «Родина».
Учащиеся: Отечество, отчизна, родной край, место рождения…
Учитель: Молодцы! На ваших партах лежат листочки с предложением. Прочитайте это предложение. Ваша задача определить часть речи каждого слова. Найдите существительные, прилагательные, глаголы и подпишите. Работаем в парах.
Родина начинается с родного порога.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: Где бы ни родился человек – в деревне или в городе – он вспоминает малую родину – улицу, переулок детства, потому что там он провел детские годы, которые хранятся в сердце каждого. Как не помнить, что ты бегал по лужам босиком! Кому же мама не кричала о том, что обед остывает! Люди помнят запах бабулиных булок, запеченной в костре картошки, песни под походную гитару и холодную родниковую воду. Они любят уютный дворик, лавочки, сугробы до крыши.
Учитель: А теперь давайте проверим, как хорошо вы поняли тему урока. Это задание вы будете выполнять в группах по три человека. Вам нужно достать содержимое конверта. Первая группа кладет в корзинку только имена существительные. Вторая группа – глаголы. Третья – имена прилагательные.
Существительные: планета, земля, дом, семья, отчизна, школа.
Прилагательные: родной, заботливый, честный, добрый, порядочный, счастливый.
Глаголы: любить, уважать, охранять, беречь, дорожить, помогать.
Давайте проверим вашу работу. Первая команда назовите существительные, которые вы собрали в корзинку. Вторая команда назовите глаголы. Третья команда – имена прилагательные.
Посмотрите на экран.
Задание «Найти лишнее»
Янгурча, зима, ребенок, дятел, белый.
Красивый, гибкий, деревенский, сложно, быстрее.
Прибежать, рисовали, письмо, читать, напишет, пел.
Рефлексия. Вот мы и подошли к концу нашего урока. Давайте подведем итоги. Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?
Учащиеся: Мы узнали, что такое части речи. Научились делить слова на группы.
Учитель: В начале урока мы с вами поставили цель: научиться определять, какой частью речи является слово; распознавать признаки частей речи. Мы справились с поставленной задачей?
Учащиеся: Да!
Учитель: Какое задание показалось вам самым интересным?
Ответы учащихся.
Учитель: А теперь, пожалуйста, поднимите руки все те, кто считал ворон на уроке? Что это значит?
Учащиеся: отвлекаться, бездельничать.
Учитель: поднимите руки все те, кто работал, засучив рукава?
Учащиеся: старательно, усердно.
Учитель: И зарубили всё себе на носу. Что это значит?
Учащиеся: запомнить раз и навсегда, на всю жизнь.
Учитель: Молодцы! Для нашей Родины нужны такие умные, трудолюбивые люди, как вы. Запишите домашнее задание. Выучить правило на стр. 40, рассмотреть схему на стр. 41, снять маленький репортаж о нашем зимнем пруде.
Спасибо за работу! До свидания!