Урок русского языка во 2 классе «Части речи»

2
0
Материал опубликован 5 January 2022

Конспект урока по русскому языку

Класс: 2

Тема: Части речи

Дата проведения: 04.02.2021

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Пусть будет в этом классе сегодня светло, уютно, и нам всем очень легко!

Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками, поздороваемся друг с другом. Садитесь.

Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу, я желаю, чтобы вы всегда решали возникающие проблемы вместе, чтобы вы узнали что-то новое и открыли что-то интересное, и самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке. Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям. Готовы?

Учащиеся: Да!

Учитель: Ребята, для того, чтобы определить тему нашего урока, нам необходимо решить ребус. Посмотрите на экран. Посмотрите на первую картинку и скажите, что там изображено. Правильно, часы! А что на второй картинке? Это речка. Давайте попробуем отгадать, что же там зашифровано.

Тема сегодняшнего урока «Части речи». Запишите число и тему урока.

Учитель: Какие способы общения мы знаем?

(Мимика, жесты, речь)

- Какая бывает речь?

(Устная и письменная)

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- Из чего состоят предложения? (Из слов).

- Сколько букв в слове речь? (4), сколько звуков (3), а почему?

Произнесите первый звук. [Р]. Охарактеризуйте его.

Он согласный, звонкий, мягкий, непарный, сонорный, дрожащий звук.

Чистописание. Заглавная и строчная буква Рр.

Тему урока мы определили. А где мы с вами можем узнать, чему мы сегодня будем учиться?

Учащиеся: В учебнике!

Учитель: Конечно! Это не простой учебник, ребята. Это учебник, в котором находятся все инструктажи, правила и задания. Откройте учебники на стр. 39. Давайте найдем две строчки и прочитаем, чему мы будем учиться.

Учащиеся:

Определять, какой частью речи является слово;

Распознавать признаки частей речи.

Учитель: Вот чему мы будем учиться.

А теперь, прежде чем начать выполнять задания, я бы хотела прочитать вам сказку. Слушайте внимательно для того, чтобы предложить выход из сложившейся ситуации.

Было это давным-давно. Рассорила баба Яга все слова. И была среди них настоящая неразбериха. Одним словом – никакого порядка. Попытались слова как-то построиться. По-разному становились, всё плохо получается. В конечном итоге рассорились между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок.

Ребята, скажите, пожалуйста, как можно этот порядок навести? Как можно поделить слова? Какие есть предложения?

Учащиеся: Разложить на группы по признакам, по значению.

Учитель: Правильно! А давайте сами попробуем разделить слова на группы.


Кто? Что?

Какой? Какие?

Что делает?

Что делают?

лебеди

белые

плывут

камыш

зелёный

шумит

рыбаки

опытные

ловят


Учитель: Молодцы, ребята! Мы с вами слова распределили по группам. Скажите, пожалуйста, как мы узнаем, какая группа как называется? Если не знаете, где вы можете найти эту информацию?

Учащиеся: В учебнике.

Учитель: Ребята, откройте, пожалуйста, учебники на стр. 40 и прочитайте советы мудрой совы.

Учащиеся читают правило.

Учитель: Давайте еще раз прочитаем названия частей речи (жирным шрифтом).

Все вместе: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Учитель: Ребята, мы с вами распределили слова на группы. Теперь мы можем сказать, как они называются? Первая группа слов: лебедь, рыбаки, камыш. Эти слова отвечают на вопросы: Кто? Что? Как называются эти слова? На помощь к вам придет схема на стр. 41.

Учащиеся: Имя существительное.

Учитель: Как называется вторая группа слов: белые, зеленый, опытные?

Учащиеся: Имя прилагательное.

Учитель: Как называется третья группа слов: плывут, шумит, ловят?

Учащиеся: Глагол.

Учитель: Итак, скажите мне, как мы узнали, какие слова относятся к именам существительным, глаголу и именам прилагательным.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки захлопали,

Мальчики захлопали,

Девочки затопали.

Вместе дружно повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем.

И работать продолжаем.

Учитель: Молодцы! Справились с заданием. А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы догадались, что это за место?

Учащиеся: Наш пруд!

Учитель: Верно. А знали ли вы, что запрудили пруд 70 лет тому назад, в далеком 1951, в тяжелые послевоенные годы. А мальков рыб привезли из Благовещенского района в 1958г Баширов Газим и Назаров Гафурбай.

- Какую реку запрудили? (Уршак).

- Этот водоем искусственный или естественный? (искусственный).

Фантастическое место для отдыха. Мне он нравится, потому что одинаково завлекает людей и любящих позагорать на солнышке, и отдыхать на тенечке. С одного берега открытые холмы, а с другого нежно ласкает листва качавшихся на ветру тополей. С недавнего времени на наш пруд начали прилетать изумительной красоты птицы – лебеди.

Как величаво скользят они по воде. Они белы как утренний снег. У них удлиненная, грациозная шея. Живут они дружными семьями (парами), очень верны друг другу. Говорят, если лебедушка погибает, лебедь умирает от тоски, камнем бросается на землю и разбивается. Лебедь поет один раз в жизни- перед смертью. Стая окружает умирающего лебедя, и плывут вокруг него до последней минуты, слушая его лебединую песню. Эти птицы символы верности, любви и красоты. Ни один человек не может оставаться равнодушным. О них написано много произведений. Какие вы знаете?

Басня И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак», русская народная сказка «Гуси- лебеди», Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», А.С. Пушкин «О царе Салтане, сыне его Гвидоне и прекрасной Царевне-лебеди».


Есть птица красивая очень на свете,

Название – лебедь имеет она.

Не встретишь прекрасней ее на планете,

Она из чудесного будто бы сна.


И вид лебедей – как ограда для глаз,

Когда по воде они ровно плывут.

Спокойный, приятный их снежный окрас.

Собой украшают и реку, и пруд.


Степенные, яркие, нежные птицы.

В почете огромном они у людей.

Едва только лебедь на воду садиться.

Все взгляд на него переводят скорей

Давайте представим, что мы сидим на берегу. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Слушаем, как тихо плещется вода…

Дети составляют рассказ.

Наш пруд одинаково красив в любое время года. Чистый воздух. Многие там любят отдыхать. Ловить рыбу, у костра варить уху. Некоторые приезжают семьями, даже остаются по нескольку дней. Ставят палатки. А мы же, любим купаться и загорать. А иногда, когда пасём коров, лежим на холмах и наблюдаем за счастливчиками, которые катаются на лодках. Хотелось бы, чтобы наш пруд не засоряли! Чтобы лебеди прилетали каждую весну.

Учитель: Правильно, ребята. Даже самый малый вклад каждого человека принести результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет богатой, а народ – счастливый.

Учитель: А что такое Родина?

Ученики: Это место, где мы родились.

Учитель: А вы, ребята, как можете сделать для своей родины?

Учащиеся: Быть добрыми, помогать людям, защищать страну, не мусорить, беречь природу.

Учитель: Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «Родина».

Учащиеся: Отечество, отчизна, родной край, место рождения…

Учитель: Молодцы! На ваших партах лежат листочки с предложением. Прочитайте это предложение. Ваша задача определить часть речи каждого слова. Найдите существительные, прилагательные, глаголы и подпишите. Работаем в парах.

Родина начинается с родного порога.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Где бы ни родился человек – в деревне или в городе – он вспоминает малую родину – улицу, переулок детства, потому что там он провел детские годы, которые хранятся в сердце каждого. Как не помнить, что ты бегал по лужам босиком! Кому же мама не кричала о том, что обед остывает! Люди помнят запах бабулиных булок, запеченной в костре картошки, песни под походную гитару и холодную родниковую воду. Они любят уютный дворик, лавочки, сугробы до крыши.

Учитель: А теперь давайте проверим, как хорошо вы поняли тему урока. Это задание вы будете выполнять в группах по три человека. Вам нужно достать содержимое конверта. Первая группа кладет в корзинку только имена существительные. Вторая группа – глаголы. Третья – имена прилагательные.

Существительные: планета, земля, дом, семья, отчизна, школа.

Прилагательные: родной, заботливый, честный, добрый, порядочный, счастливый.

Глаголы: любить, уважать, охранять, беречь, дорожить, помогать.

Давайте проверим вашу работу. Первая команда назовите существительные, которые вы собрали в корзинку. Вторая команда назовите глаголы. Третья команда – имена прилагательные.

Посмотрите на экран.

Задание «Найти лишнее»

Янгурча, зима, ребенок, дятел, белый.

Красивый, гибкий, деревенский, сложно, быстрее.

Прибежать, рисовали, письмо, читать, напишет, пел.

Рефлексия. Вот мы и подошли к концу нашего урока. Давайте подведем итоги. Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового узнали?

Учащиеся: Мы узнали, что такое части речи. Научились делить слова на группы.

Учитель: В начале урока мы с вами поставили цель: научиться определять, какой частью речи является слово; распознавать признаки частей речи. Мы справились с поставленной задачей?

Учащиеся: Да!

Учитель: Какое задание показалось вам самым интересным?

Ответы учащихся.

Учитель: А теперь, пожалуйста, поднимите руки все те, кто считал ворон на уроке? Что это значит?

Учащиеся: отвлекаться, бездельничать.

Учитель: поднимите руки все те, кто работал, засучив рукава?

Учащиеся: старательно, усердно.

Учитель: И зарубили всё себе на носу. Что это значит?

Учащиеся: запомнить раз и навсегда, на всю жизнь.

Учитель: Молодцы! Для нашей Родины нужны такие умные, трудолюбивые люди, как вы. Запишите домашнее задание. Выучить правило на стр. 40, рассмотреть схему на стр. 41, снять маленький репортаж о нашем зимнем пруде.

Спасибо за работу! До свидания!





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.