12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Любовь1535
Россия, Нижегородская обл., д.Каменное
Материал размещён в группе «Мультимедийное сопровождение урока»

Технологическая карта урока русского языка в малокомплектной школе

4 класс

Тема: Урок развития речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»

Цель: развивать умения определять тему картины, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отно­шение к картине.

Формируемые УУД: п. — осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — составление плана и последовательности действий; сличение способа действия и его результата с задан­ным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; л. - нравственно-этическое оцени­вание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценно­стей.

Оборудование: презентация, карточки, музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима»

2 класс

Тема урока: «Упражнения в написании слов с безударными гласными»

Цель. Совершенствовать умения подбирать проверочные слова и обосновывать написание гласной в безударном слоге.

Формируемые УУД: предметные.- формирование представления о словах с безударной гласной, непроверяемой ударением и правильно писать словарные слова.

Метапредметные: личностные: формирование положительного отношения к предмету и к школе;- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Познавательные УУД:- развитие умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, проводить классификацию, выстраивать логическую цепочку рассуждений и доказательств, делать выводы. Регулятивные УУД:- учить принимать учебную задачу, планировать действие, выполнять учебное действие в громко-речевой и умственной форме;- развивать умение концентрировать своё внимание, осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном и коррекцию работы, оценивать свою работу; - учить пониманию того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознанию качества и уровня усвоения, развивать умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД:- учить учащихся участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, обсуждать индивидуальные результаты, строить монологическое высказывание. - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в решении проблемы.


 

Образовательные технологии, используемые на уроке:

здоровьесберегающие технологии;

ИКТ – технологии;

технология сотрудничества.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация «Картинный диктант», снежинки с заданияи

Название этапа, цель

Содержание этапа

2 класс

4 класс

1

Самоопределение к деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

-Пускай прекрасным будет настроенье,

Ведь это очень много в жизни значит.

Кто радостно настроен, без сомненья,

Быстрее добивается удачи!

-Ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке.

Предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Здравствуй, друг! Как ты тут? Улыбнись мне, а я тебе!

2

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Зима» (Приложение 1) (На доске развешаны снежинки)

- Ребята, сегодня у нас ночью кто –то похозяйничал. Как вы думаете кто? (Зима)

Для ребят 2 класса они приготовили задания. (Второклассники выполняют задания, написанные на снежинках. Учитель работает с ребятами 4 класса, в моменты смены заданий, переходит ко 2 классу, и наоборот)

1.Чистописание (приложение 2)

Списывают текст, записывают слова, вставляют пропущенную букву, подбирают проверочное слово

(Оценивают свои работы)

2. Словарная работа «Картинный диктант»

(Презентация Приложение3 ) Запиши слова, оставь ударение, подчеркни букву, которую нужно запомнить.

Алфавит, посуда, капуста, сахар, осина, дорога, лопата, топор, ягода, береза, яблоко. (Взаимопроверка)

Актуализация знаний

3. «Составь предложение» на карточках

На, л_сной, речки, построили, б_бры, хатку, б_регу.

- Какие буквы пропущены? Как проверить написание слов?

-Над чем мы будем работать? Какую цель поставим? (Гласные, подобрать проверочные слова: лес, бобр, берег. Будем упражняться в написании слов с безударной гласной, подбирать пров.слова)

- Послушайте стихотворение и попытайтесь представить себе картину, которую рисует поэт.

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.


Иван Бунин

Когда смотрю на первые снежинки,
На сердце почему-то так светло,
Летят, кружа, холодные пушинки,
Становится кругом белым-бело.
Какую радость чувствую и нежность,
Когда на жёлтых листьях первый снег,
Бодрит мороз, и вдохновляет снежность.
Вдыхает воздух глубже человек.
Какое это всё же наслажденье —
На первые снежинки посмотреть
И самое их первое круженье
Увидеть в вышине небес успеть.


Зимина Н.

- Какова цель нашего урока?(ответы детей)

Какую картину вы нарисовали в своём воображении?

Какой тип речи вы использовали, когда отвечали на во­прос? (Описание.)

Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Описывать картину, на которой изображён первый снег.)

-Чтобы сочинение было написано интересно, нужно научиться правильно рассматривать картину, читать её. Постарайтесь, чтоб ваша речь была точной, образной, яркой. Для этого важно внимательно относиться к словам, правильно строить предложения.

3

4

Работа по теме урока

Обобщение и введение в систему ранее усвоенных знаний

Работа по учебнику упр.153 стр.99

(Подбор проверочных слов)

Сопоставление личных наблюдений.

Цель: активизация словаря

-Что вы чувствуете, когда видите первый снег?

Вставь  А или О

ст . лы

м . сты

гр . чи

сл . ны

м . рской

с . ды

сл . варь

к . злёнок

гр . за

г . ра

д . жди

к . ты

п . лы

к . вёр

к . рмить

Можно провести игру «Сугроб» ( Куча снежинок, на них слова с б.г. Дети подбегают, берут снежинку, несут на парту, вписывают букву, у кого больше снежинок с правильно вписанными гласными получится - победитель. Снежинки заранее готовят всем классом)

Подготовка к написанию сочинения.

Цель: подготовиться к написанию сочинения,

обогащение словаря.

Портрет Пластова (Приложение 4)

Стр.92 упр161

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он родился в деревне. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно. Он любил детей и деревню. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти всегда в его картинах: "Первый снег", "Витя - подпасок", "Летом (1945)", "Ужин тракториста», «Сенокос».

Мы отравляемся в волшебный мир красок и звуков и постараемся с помощью слов описать увиденное. Сегодня мы познакомимся с произведением великого русского художника А.А.Пластова.

Презентация (использован технологич. прием лупа)

Найдите во вкладыше картину Пластова «Первый снег», рассмотрите её.

-Картина называется «Первый снег». Почему?

- Какое время года изобразил художник?

- Почему вы догадались, что это именно начало зимы?

- Кого изобразил художник на переднем плане?

- Опишите их внешний вид.

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

Заполняют таблицу

п/п

Кто? Что?

Какой?

Что делает?

Варианты предложений

Вступление

Художник

А.А.Пластов

Знаменитый, известный, русский

Написал картину

 

Основная часть

Снег

Белый, чистый,

   

Дети

восхищенные

   

Береза

Запорошена снегом,

   

Ворона

Лохматая, серая

   

Задний план

     

Заключение

       

Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы

Выявление изобразительных средств картины.

Цель: обогащение словаря

- Обратите внимание на фон картины. Какой он, темный или светлый?

А какой цвет здесь главный и почему?

Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?

5

Физминутка

 

Организует физминутку.

 

Самостоятельная работа

В рабочей тетради упр.98 стр 45-46

­ Составление плана сочинения.

-Какова мысль картины. Выбери ответ.

1.Наступила зима.

2. Изменения в природе всегда волшебны.

3. Выпал первый снег.

Чтобы написать сочинение, нужен план. Расположите пункты по порядку.

Моё отношение к картине.

Какова основная мысль картины?

Что изображено на картине?

Как называется картина? Кто её автор?

Написание сочинения.

Цель: развитие письменной речи

-Запишите сочинение на черновик

Обрати внимание!

Раскрыта ли тема?

Связь между словами

Связь между предложениями.

Последовательность текста.

Ошибки


 

6

Д/задание

 

Переписать сочинение на чистовик

7

Рефлексия

Достигли ли цели? Что понравилось? Что было трудно?

Самооценка

-Вернёмся к цели урока. Какую цель ставили?

- Получилось ли у нас сочинение?

-Что вызвало затруднения?

-Получилось ли увидеть красоту зимнего утра?

Звучит музыка. – Я хочу, чтоб хорошее настроение и удовлетворение от работы сохранилось в течение всего дня.


 


 

        

вставь  А или О

 

вставь  А или О

 

ст . лы

 

дв . ры

 

м . сты

 

д . ма

 

гр . чи

 

скв . рцы

 

сл . ны

 

м . ря

 

м . рской

 

ш . ры

 

с . ды

 

сл . ва

 

сл . варь

 

к . за

 

к . злёнок

 

с . сна

 

гр . за

 

стр . на

 

г . ра

 

тр . ва

 

д . жди

 

ст . да

 

к . ты

 

к . тёнок

 

п . лы

 

х . лмы

 

к . вёр

 

б . льной

 

к . рмить

 

к . рмушка

 


 


 


 


 

е)Игра «Внимательно, быстро, правильно»

А сейчас немного поиграем. У вас у каждого на парте снежинки, на которых написаны буквы. А на доске у меня 2 сугроба из слов. Вам нужно по очереди (по 1-2 человека с каждого ряда) достроить сугроб, а для этого надо снежинку поставить правильно, подумать какую куда, чей сугроб вырастет быстрей.

Кр…чать                к…рмить

Хл…ба                  цв…ты

Тр…ва                  д…жди

М…ряк                  гр…за

Гл…за      зв…нок

св…стеть б…жать

ст…на гл…за


 

Аркадий Александровичвич Пластов — выдающийся отечест­венный живописец, широко известен в нашей стране и за рубе­жом как певец русской природы и деревни.

(Слайд — портрет А.А. Пластова.)

Он родился в деревне Прислонихе Симбирской губернии. Был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем и сумел воплотить мечту — поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

А.А. Пластов — природный реалист. Он жил в реальном мире и любовался его красотой. Он считал, что надо писать правду. Главные герои его картин - русские крестьяне. Любил Пластов писать деревенских ребятишек. Они присутствуют почти на каж­дом его полотне, например на картинах «Витя-подпасок», «Пер­вый снег», «Летом», «В деревне» и др.

(Слайды - репродукции картин.)

Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выра­жают восхищение человеком-тружеником.

Использованные интернет ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=82&v=AQk9EMIyepQ

https://www.youtube.com/watch?v=_HgI73V8QuU – клип первый снег

http://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/generator-propisi/ - генератор прописи


 

http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9601 - стих о первом снеге

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

Иван Бунин

Когда смотрю на первые снежинки,
На сердце почему-то так светло,
Летят, кружа, холодные пушинки,
Становится кругом белым-бело.
Какую радость чувствую и нежность,
Когда на жёлтых листьях первый снег,
Бодрит мороз, и вдохновляет снежность.
Вдыхает воздух глубже человек.
Какое это всё же наслажденье —
На первые снежинки посмотреть
И самое их первое круженье
Увидеть в вышине небес успеть.

Зимина Н.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B0&img_url=https%3A%2F%2Fdl.backbook.me%2Ffull%2F9204242888.jpg&pos=1&rpt=simage&lr=47- лопата

http://cdn3.freepik.com/image/th/55-292934366.jpg- сундук

http://file.mobilmusic.ru/a5/31/b1/950488.gif- снежинки

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%82&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fotvet.imgsmail.ru%2Fdownload%2Fu_66f61bc9e61a3db431ad88d8d6e4f3fe_800.gif&pos=10&rpt=simage&lr=47- снежок

http://900igr.net/datas/russkij-jazyk/Izmenenie-imjon-suschestvitelnykh-po-padezham/0001-001-Urok-russkogo-jazyka.jpg-фон для презентации сова

http://st-gdefon.gallery.world/wallpapers_original/443807_gallery.world.jpg- фон снежок


презентация картинный диктант 2 класс
PPTX / 3.46 Мб

презентация к уроку 4 класс
PPTX / 411 Кб

И. Бунин "Зимним холодом пахнуло" ЭОР лит.чтение 2 кл
MP3 / 1.95 Мб
Опубликовано в группе «Мультимедийное сопровождение урока»


Комментарии (5)

Алина Яковлевна Корогод, 04.01.18 в 15:49 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересная работа! Как тяжело дать урок в малокомплектной школе!!!

Сафронова Елена Леонидовна, 05.01.18 в 08:51 1 Ответить Пожаловаться
Уважаемая Любовь! Спасибо! Уроки написания сочинения сами по себе сложные, а уж в малокомплектной школе...
Любовь, 05.01.18 в 10:36 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, да трудно работать с двумя классами. Урок был открытым для учителей своей школы. Работая над технологической картой для себя "накопала" и взяла много интересного, изучила прием "Лупа". Он полезен также для учителей ИЗО при работе над картинами.

Отредактировано 06-01-2018 19:20

Наталья Николаевна, 06.01.18 в 19:05 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, урок интересный. Действительно трудно с двумя классами, сама работаю. Когда в одном 8, да в другом столько же.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.