12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина145
Россия, Алтайский край, п. Васильевка


 

Васильевская НОШ филиал МБОУ Хабарская СОШ №2 Хабарского района Алтайского края

«Новые образовательные форматы деятельности

учителя малокомплектной сельской школы»

 

Урок русского языка (2 и 4 классы)

«Начальное общее образование в малокомплектной школе»


Участник: Целюрик Ирина Александровна,

учитель начальных классов


 


 


 


 

п. Васильевка 2018


 


 

Содержание методической разработки:

Содержание ………………………………………………………………….1

Введение ……………………………………………………………………..1

Основная часть ………………………………………………………….2 - 11

Список литературы ………………………………………………………..12

Приложения ……………………………………………………………13 -

Целюрик И.А.,

МБОУ «Хабарская СОШ №2»

филиал Васильевская НОШ

Хабарского района Алтайского края


 

Введение

Технологическая карта урока русского язык соответствует требованиям ФГОС НОО, реализуемый УМК «Школа России», учебник В. П. Канакина, В.Г.Горецкий. Урок проводится в классе – комплекте 2 и 4 классы. На уроке используются современные образовательные технологии:

Проблемного обучения

Уровневой дифференциации

Развивающего обучения

Здоровьесберегающие

ИКТ

Критического мышления

Партнёрские (педагогика сотрудничества)

Интерактивные

Технологии групповой деятельности


 


 


 


 


 


 

Урок № 11

Тема:

2 класс «Главные члены предложения (основа предложения)».

4 класс «Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения».

Тип: изучение нового материала.

Цель:

2 класс – сформировать умение распознавать в предложении главные члены предложения (основу предложения).

4 класс – сформировать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложении.

Задачи:

Учить устанавливать смысловую связь между словами в предложении;

Учить находить главные (и второстепенные члены предложения 4 класс) и основу предложения;

Формировать позитивное отношение к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Устанавливать связь между членами предложения при помощи вопросов (2 и 4 кл)

Различать главные и второстепеныые члены предложения (4 кл)

Метапредметные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

Отбирать нужную информацию и представлять её в знаковой форме;

Классифицировать объекты по общим признакам;

Уметь слушать других, принимать разные мнения, общаться в паре и группе.

Личностные:

Проявлять позитивное отношение к учебной деятельности к изучению русского языка;

Осознавать значимость своих приобретённых навыков, знаний, умений.

Ресурсы урока: рабочая программа, учебник «Русский язык» 2 и 4 классы В.П. Канакина, В.Г Горецкий, рабочие тетради, тетради успеха для записи алгоритма, карточки с заданиями, светофоры сигнальные, компьютер, CD приложение к учебнику русского языка 2 класс, рабочие тетради на печатной основе, рекомендованные к УМК «Школа России», презентация.


 

Ход урока:


 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся 2 класса

Деятельность обучающихся

4 класса

Формируемые УУД

1.Органи-зационный момент.

Цель: создать благопри-ятную психологи-ческую атмосферу.

Предлагаю по-приветствовать друг друга словами: «Здравствуй, друг! Как ты тут? Улыбнись мне, а я тебе!

Объединяются в пары, смотрят друг другу в глаза и проговаривают слова, при желании обнимаются.

Проверяют всё ли готово к уроку.

Объединяются в пары, смотрят друг другу в глаза и проговаривают эти слова, при желании обнимаются. Проверяют всё ли готово к уроку.

Личностные: выражают позитивное отношение к предстоящей деятельности.

2.Актуали-зация зна-ний.

Цель: пов-торение опорных понятий и раннее усвоенных учебных действий.

Предлагаю задание: Дорогие друзья! На межпланетной конференции в информации-онной сети «Космонет» к вам как специи-алистам обра-тились жители сказочной планеты «Предложениус». Они просят по- мочь им в поисках «Основы». Они приготовили для вас вот такие конвертики.

Предлагаю вспомнить просьбу жителей сказочной планеты.

Спрашиваю, можем ли мы им помочь?

Предлагаю вспомнить и учащимся 4 класса рассказать 2 классу о том, что такое основа предложения.

Предлагаю определить тему урока, и сказать на каком этапе учебной деятельности мы находимся?

На доске ступеньки, первая ступенька имеет вопрос ЧТО? (что мы сегодня будем узнавать)

Объединяются в группу и получают конверт, на листочке написано задание: Прочитайте предложение. Что общего в предложениях каждой пары? Чем они отличаются?

День угасал. -Короткий осенний день угасал.

Обсуждают, высказывают мнения.

Предполагают, что есть одинаковые слова.

Могут затрудняться с ответом.

Нет, мы сами не знаем.

Слушают и повторяют, проговаривание во внешней речи.

Высказывают разные мнения, выслушиваем.

Определяют, что мы на первом этапе (ЧТО?)

Объединяются в группу и получают конверт, на листочке написано задание: Прочитайте предложение. Что общего в предложениях каждой пары? Чем они отличаются?

Лебеди опустились. – Лебеди опустились на берег реки для отдыха. Ковёр шуршал. – Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами.

Обсуждают, высказывают мнения.

Предполагают, что подлежащее и сказуемое в этих предложениях одинаковые.

Называют, что они просили найти «Основу».

Да, мы можем помочь. Мы знаем, что такое основа предложения.

Объединяются в пары 2- 4 кл и учащиеся 4 класса рассказывают 2 классу, что они помнят о том, что такое основа. 4 класс выступает в роли «маленького учителя»

Высказывают мнения о том, что основа предложения или главные члены предложения и т. д

Определяют, что мы на первом этапе (ЧТО?)

Познавательные: поиск необходимой информации, речевые высказывания.

Коммуникативные:

сотрудничество.

Регулятивные:

принятие учебно – познавательной задачи и её сохранение.

3.Целепо-лагание

Цель: выявление затруднений и постанов-ка целей.

Открываю запись темы урока. Прошу прочитать.

Ребята, что вам известно по данной теме? Предлагаю обменяться информацией.

Предлагаю оце-нить свои знания по теме:

- знаю всё.

- знаю, но не всё.

- не знаю.

Предлагаю поставить цели.

Что бы вы хотели узнать?

Читают: «Главные члены предложения (основа предложения).

Слушают, отвечают.

Работа в парах (обсуждают, делают вывод)

На карточках оценивают

На карточках есть начало предложения, дети пишут продолжение. «Я учусь находить …» Я учусь определять в предложении…

Читают: «Главные и второстепенные

Члены предложения. Основа предложения».

Слушают, отвечают.

Работа в парах (обсуждают, делают вывод)

На карточках оценивают

Высказывают свои цели и говорят зачем эти знания нам необходимы сегодня, где пригодятся. (поможем жителям сказочной планеты)

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные:

сотрудничество.

Регулятивные:

Самооценка

Регулятивные: целеполагание.

4.Планиро-вание предстоя-щей деятельнос-ти. Цель: составление плана действий

Какая ступенька в нашем плане будет следующая?

Что поможет в достижении цели?

Отвечают вторая (КАК?)

Называют и фиксируют знаками на доске:

1.учебник

2.вопрос

3.правило

4. задания

Отвечают вторая (КАК?)

Называют и фиксируют знаками на доске:

1.учебник

2.наши знания

3. задания

4. применение умений

Регулятивные:

планирование учебной деятельности

Познавательные:

знаково – символическое обозначение

5. Реализа-ция плана.

Цель: пост-роение нового знания и примене-ние в учебной деятельнос-ти.

Какой шаг следующий?

Предлагаю 1 пункт плана учебник (исследовать)

Предлагаю 2 классу ответить на вопрос: Что такое главные члены предложения?

Предлагаю прослушать сведения на CD приложении к учебнику русского языка о главных членах предложения, основе и второстепенных члена.

Поднимите, пожалуйста, руки кто понял всё и может объяснить другу.

Поднимите, пожалуйста, руки кто не всё понял и требуется помощь.

Поднимите, пожалуйста, руки кому не понятно.

Предлагаю отдохнуть.

Продолжаем. Предлагаю выбрать задания для применения наших знаний.

Спрашиваю: Какой шаг следующий?

Предлагаю самостоятельную работу по составленным алгоритмам, контролирую, по необходимости оказываю помощь, договариваемся, что те, кто не успеет всё, делает определённую часть упр.

У 2 класса упр небольшого объ-ёма, предлагаю им проверку по эталону.

Предлагаю прочитать правило на стр.30 и выполнить упр 31.

Пока 2 класс работает самостоятельно предлагаю 4 классу проверку упр 24 по эталону.

Предлагаю вспомнить, о чём вас просили жители сказочной планеты.

Говорю о том, что от каждого класса нужно подготовить ответ на этот вопрос и рассказать им так, чтобы они научились самостоятельно находить основу предложения.

Называют 3 ступеньку (ПРИМЕНЯЮ)

Стр. 29-30

Находят нужную информацию

Отвечают, если есть затруднения, обращаемся за помощью к 4 классу.

Слушают.

Поднимают или не поднимают.

Поднимают или не поднимают.

Поднимают или не поднимают.

Выбирают любую физминутку для отдыха.

Просматривают упр в учебнике предлагают, выбираем, договарива-емся.

Составляем алгоритм к упр. 29

Читают задание и знаками обозначают действия, которые будут выполнять, фиксируют в тетрадях.

Самостоятель-ная работа.

Берут эталон – карточка для проверки, зелёный цвет, проверяют, исправляют и оценивают себя сами.

Слушают, читают, выполняют.

Отвечают.

Объединяются в группы, обсуждают, определяют выступающего.

Выслушивают ученика 4 класса, задают вопросы.

Называют 3 ступеньку (ПРИМЕНЯЮ)

Стр. 18-21

Находят нужную информацию

Выступают в роли маленького учителя, оказывают помощь и, используя правило на стр. 31 в учебнике называют, что такое второстепенные члены предложения.

Слушают.

Поднимают или не поднимают.

Поднимают или не поднимают.

Поднимают или не поднимают.

Выбирают любую физминутку для отдыха.

Просматривают упр в учебнике предлагают, выбираем, договарива-емся.

Составляем алгоритм к упр.24

Читают задание и знаками обозначают действия, которые будут выполнять, фиксируют на доске и в тетрадях.

Самостоятель-ная работа.

Берут эталон – карточка для проверки, зелёный цвет, проверяют, исправляют и оценивают себя сами.

Отвечают.

Объединяются в группы, обсуждают, определяют выступающего

Выслушивают ученика 2 класса, вносят дополнения по необходимости.

Познавательные:

Осуществяют поиск и выделяют необходимую ин-формацию из источника (учебник)

Познавательные:

Смысловое чтение, рассуждении, построение речевого высказывания, формулирование выводов.

Регулятивные:

контроль

Здоровьесберега-ющие технологии

Познавательные:

знаково – симво-лические

Регулятивные: контроль и само-оценка

Познавательные:

осуществляют поиск, выделяют необходимую информацию, находят отдельные признаки

Регулятивные: контроль и само-оценка

Коммуникативные:

сотрудничество.

Коммуникативные:

умение слышать и слушать другого

6. Контроль

за процесс-сом и ре-зультатом учебной деятель-ности.

Цель: обучение способам контроля и самооцен-ки деятель-ности.

Спрашиваю, какой шаг следующий?

Предлагаю 2 классу «Проверь себя» выполнить на компьютере CD приложение к учебнику.

Предлагаю 4 классу по упр.23 выполнить задания.

Предлагаю оценить свою деятельность с помощью знака светофора.

Зелёный – всё понятно, жёлтый – сомневаюсь, красный – сигнал опасности, не всё получилось.

 

Отвечают что 4 ступенька (П.С)

Проверь себя

Работают с компьютером, задание: Прочитай стихотворные строчки Зои Александровой. Загремел весёлый гром… Дождь идёт в лесу густом. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Работают самостоятельно

Берут светофоры и показывают определённый знак.

Отвечают что 4 ступенька (П.С)

Проверь себя

Устно находят в предложениях главные члены, доказывают, почему они называются главными, называют какую роль в данных предложениях играют второстепенные члены.

Берут светофоры и показывают определённый знак.

Регулятивные:

Планирование

Регулятивные:

самооценка

7. Рефлексия деятельнос-ти.

Цель: подведение итогов совместной и индивиду-альной дея-тельности учеников.

Спрашиваю: какой шаг следующий?

Какую цель вы ставили в начале урока?

Удалось достичь результата?

Оцените результаты своей работы с помощью светофора.

Благодарю за совместную деятельность.

Отвечают, что 5ступенька (СОЛНЫШКО)

Отвечают: Я учусь находить основу предложения.

Анализируют.

Оценивают.

Отвечают, что 5ступенька (СОЛНЫШКО)

Отвечают: Я учусь находить главные и второстепенные члены предложения и находить основу предложения.

Анализируют.

Оценивают.

Это цель, к которой шли.

Регулятивные: оценивание результатов.

8.Домашнее задание

Цель: развитие творческих способнос-тей.

Предлагаю учащимся 4 класса написать сообщение для

межпланетной конференции в информации-онной сети «Космонет» жителям сказочной планеты «Предложениус».

Предлагаю уч-ся 2 класса подготовить для этих жителей карточки с предложениями, для определения в них основы предложений. Подготовить интересные предложения.

Для тех, кому будет трудно это сделать, можно выполнить в рабочей тетради на печатной основе любое упр. По выбору.

Благодарю за работу: «Окончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам».

Выслушивают, выбирают, записывают.

Выслушивают, выбирают, записывают.

Личностные:

выражают позитивное отношение к предстоящей деятельности, имеют право выбора.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы:

Воронцова А.Б Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. Издательство Просвещение 2011 г - стр. 147

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В.Г.Горецкого (Школа России) Москва ВАКО 2014 г – стр.40

Канакина В.П. Горецкий В.Г. Русский язык ч.1 издательство Просвещение 2014 г стр. 18 – 21 ( 4 класс)

Канакина В.П. Горецкий В.Г Русский язык ч.1 издательство Просвещение 2012 г - стр.29-30


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.

2 класс упр. 29

Алгоритм, который можно составить для работы с ним.

Приложение 2.

4 класс упр.24, алгоритм к этому упражнению.

Приложение 3.

2 класс самостоятельная работа с правилом и упр. 31.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 4.

Лесенка шагов учебной деятельности

1 шаг - что будем изучать?

2 шаг – как ? (алгоритм, планирование)

3 шаг – применяю ( реализация плана)

4 шаг – П.С. (проверь себя) проверка по эталону, исправляет ученик сам ручкой зелёного цвета.

5 шаг – оцениваю (рефлексия, вывод)

Солнышко – это наша цель, к которой мы двигались сегодня в совместной учебной деятельности.


 


 


 


 


 

Приложение 5.

2 класс Электронное приложение к учебнику Русский язык.


 

Карточка для самооценки:

 

- знаю всё.

- знаю, но не всё.

- не знаю.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 6.

Светофор для оценивания.


 


 


 

- всё понятно, могу научить другого!


 


 


 


 

- не всё понятно, есть сомнения!


 


 


 


 


 

- не понятно, нужна помощь!


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 7. Работа в группе.

Васильевская НОШ Хабарский район

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.