Урок шахмат «Основы эндшпиля. Король и два слона против короля» (4 класс)
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа № 2
им. Ю. Б. Шагдарова»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по шахматам по теме:
«Основы эндшпиля. Король и два слона против короля»Учитель: Батоева Цыпылма Дашинимаевна.
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Автор |
Батоева Цыпылма Дашинимаевна |
Предмет |
Шахматы |
Класс |
4 |
УМК |
УМК И.Г.Сухин «Шахматы. Тайны королевской игры» 3 год обучения, Духовное возрождение, г.Обнинск |
Тип урока |
Урок решения учебной задачи |
Технология построения урока |
Шахматно-задачная технология, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, деятельностный метод обучения |
Тема |
Основы эндшпиля. Король и два слона против короля |
Цель |
освоить метод матования одинокого короля двумя слонами |
Основные термины, понятия |
Шах, мат, эндшпиль, матовые позиции |
Технические средства |
Демонстрационная шахматная доска; Наборы шахматных фигур; Магниты (красные, синие, зелёные); ЖК телевизор |
Цель: освоить метод матования одинокого короля двумя слонами.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ-
повторить основы эндшпиля, рассмотреть типичные матовые позиции, раскрыть пример матования двумя слонами, закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.
формировать умений ставить цель , планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы
определять шаги решения задачи
формировать умение решать задачи на мат в два и три хода.
развивать внимание, память, мышление, формы волевого управления поведением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:
-развивать способность определять и формулировать цель деятельности , работать по предложенному учащимися плану, умение высказывать своё предположение на основе шахматных ситуаций
Познавательные УУД:
-развивать умение давать анализ своих действий во время разбора шахматных ситуаций, делать выводы в результате игры, нахождение выигрышных ходов.
Коммуникативные УУД:
-планировать учебное сотрудничество, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Оборудование и дидактическое оснащение урока:
Демонстрационная доска;
Наборы шахматных фигур;
Комплекты учебников И.Г.Сухина «Шахматы» 2 часть 3 год обучения;
Презентация.
Урок решения учебной задачи.
Учитель, сталкивая учащихся с необходимостью овладеть новыми способами действий, организует их поиск.
Решить учебную задачу, значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа.
В начале урока учитель организует общеклассную дискуссию. Педагог включается в решение задачи на равных с учениками, погруженным в действие, задает логику поиска. Функция учителя организация совместных действий детей как внутри одной группы, так и между группами.
На этом этапе работы учителю важно обеспечить участие каждого ребенка в совместных действиях по удержанию и решению учебных задач.
В структуре урока выделяются три компонента:
Анализ условий решения задачи.
Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.
Рефлексия
Психолого-педагогическая характеристика 4 –Б класса.
В классе 12 мальчиков и 11 девочек. По успеваемости класс находится на среднем уровне. Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Уроки шахмат проходят в классе один раз в неделю. Дети с больших интересом посещают уроки. У детей развиваются умственные способности, терпеливость, дисциплинированность, тактика решения задач.
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Вводно-мотивационный этап. Мотивация к познавательной деятельности Эмоциональный настрой к познавательной деятельности Планирование учебного сотрудничества |
-Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех в Шахматной академии. Желаю всем доброго дня и интересного занятия. Мы с вами встретились вновь, для того чтобы продолжать изучать волшебный мир шахмат.- Что такое шахматы? -Какое ключевое слово у вас получилось в раб.тетради? Р.т. с 20 Задание 2. « Занимательные задания» -Какая шахматная фигура поможет нам на уроке? |
Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. Шахматы- это шахматная доска, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур " Шахматы- это гимнастика для ума." развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать -СЛОН (слайд 1) |
Планирование учебного сотрудничества. |
1.Актуализация знаний
2.Постановка задачи и определение темы занятия
II.Операционно-содержательный этап.
ФИЗМИНУТКА. Слайд 5
Решение задач: Мат в 2 хода.
Мат в 3 хода.
III.Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы. |
-Посмотрите на слайд2. Слайд 2. Типичные матовые позиции диаграмма 1 и 2. Рассмотрите диаграммы. Вот типичные матовые позиции. -Какая стадия шахматной партии? -На диаграмме даны фигуры, сформулируйте тему урока. -Вот типичные матовые позиции (рассмотреть ). Составим план действий матования двумя слонами. Слайд 3 -Рассмотрим следующий пример матования двумя слонами уч. 43. (рассмотреть на магнитной доске) 1.С f5 Кр с 6 2.С f4 (первым делом слоны занимают активные позиции поближе к центру) …. Кр b5 3. С e4 Кр b4 4.C d3 Кр b3 5.C d2 (затем слоны ход за ходом уменьшают подвижностьчерного короля) …Кр.b2 6. Кр.с 4 (теперь в игру включается белый король) … Кр.а 3 (король черных оттеснен на крайнюю линию, и белые постипенно начинают оттеснять его к одному из угловых полей ) 7.Кр.c 3 Кр.a 4 8. Кр.с2 Кр. а3 9.С.b5 Кр.а 2 10.С с 1 (важный маневр, теперь чёрные располагают всего двумя полями) …..Кр.а1 11. С b2 + Кр.а2 12. С с 4 Х В рассмотренном примере король сильнейшей стороны уже располагается в центре.Если бы он находился вдали от центра, то план игры заключался бы в следующем: Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И еще два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки. Кто встречает нас на стр. 44(Карандаш, автор-Юрий Дружков ) Мат в 2 хода. Ход белых. С. 44 учебник. Слайд 5.
На стр. 45 сказочный герой-Буратино, назовите автора и название произведения. Мат в 3 хода. С. 45 учебник. Слайд 6.
Проверьте план действий. 1. Вытеснить черного короля с центральных полей; Ответьте на вопросы Шахматной академии слайд 8. Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши. – Дорогие друзья! Большие успехи начинаются с малого. Бытует мнение, что шахматы – сложная игра. Но мы сегодня увидели, что она может быть легкой и принести тысячи радостей. Спасибо за игру! Желаю Вам дальнейших побед и творческих свершений! - Эти аплодисменты в вашу честь. Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание.
|
Эндшпиль.
(Король и два слона против короля). Слайд 2
Пример матования с.43 учебник План действий: (слайд 3) Кр. и С. - занимают центральные поля Кр. и С. –на крайнюю линию Кр.и С. – к угловым полям Кр. ставится мат, достигается в любом положении.
Откройте учебник на стр. 44. Его придумал Юрий Дружков, первый редактор журнала «Приключения Карандаша и Самоделкина».
№1: 1.Сb7+(но не 1. Сd6,пат)1…Крb8 2.Сd6X. №2:1. Cd6+(но не 1. Сb7,пат)1…Кра8 2. Сb7X №3:1.Сd5+ Крh8 2.Сe5X №4:1.Сg3+Крh1 2. Сf3X (Алексей Николаевич Толстой, «Золотой ключик или приключения Буратино») №1:1…Cd7+ 2.Крh2 Cc7+ 3.Крh1 Cc6X №2:1…Сd3+2.Крg1 Cg3+ 3.Крh1 Cc6X №3:1…Са3 (важный выжидательный ход; но на1… Сb2, пат) 2.Кра1 Cb2+ 3.Кра1 Cd3X. №4:1…Крg3(обратите внимание, что в большинстве случаев для постановки мата король сильнейшей стороны стремится расположиться на расстоянии хода коня от углового поля) 2.Крg1 Сe3+ 3. Крh1 Cg2X
1.Я узнал… 2.Я научился… 3.У меня сегодня получилось… |
Способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, прогнозировать тему урока.
Умение давать анализ своих действий во время разбора диаграмм, делать выводы в результате игры
развивать умение давать анализ своих действий во время разбора шахматных ситуаций, делать выводы в результате игры, нахождение выигрышных ходов. |
Литература:
1. И.Г Сухин «Шахматы, третий год или Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2013г.;
2. И.Г.Сухин учебник и рабочая тетрадь. «Шахматы, третий год или Тайны королевской игры Часть 2, 1. Обнинск «Духовное возрождение» 2014г.;