Урок шахмат «Основы эндшпиля. Король и два слона против короля» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 9 November 2017

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа № 2

им. Ю. Б. Шагдарова»


 

 
 


 


 


ОТКРЫТЫЙ УРОК

по шахматам по теме:

«Основы эндшпиля. Король и два слона против короля»

Учитель: Батоева Цыпылма Дашинимаевна.

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Автор

Батоева Цыпылма Дашинимаевна

Предмет

Шахматы

Класс

4

УМК

УМК И.Г.Сухин «Шахматы. Тайны королевской игры» 3 год обучения, Духовное возрождение, г.Обнинск

Тип урока

Урок решения учебной задачи

Технология построения урока

Шахматно-задачная технология, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, деятельностный метод обучения

Тема

Основы эндшпиля. Король и два слона против короля

Цель

освоить метод матования одинокого короля двумя слонами

Основные термины, понятия

Шах, мат, эндшпиль, матовые позиции

Технические средства

Демонстрационная шахматная доска;

Наборы шахматных фигур;

Магниты (красные, синие, зелёные);

ЖК телевизор


 

Третий год обучения. (4-е классы) Тема: Основы эндшпиля. Король и два слона против короля (3час из 6-и)

Цель: освоить метод матования одинокого короля двумя слонами.

Задачи:

ПРЕДМЕТНЫЕ-

повторить основы эндшпиля, рассмотреть типичные матовые позиции, раскрыть пример матования двумя слонами, закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.

формировать умений ставить цель , планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы

определять шаги решения задачи

формировать умение решать задачи на мат в два и три хода.

развивать внимание, память, мышление, формы волевого управления поведением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Регулятивные УУД:

-развивать способность определять и формулировать цель деятельности , работать по предложенному учащимися плану, умение высказывать своё предположение на основе шахматных ситуаций

Познавательные УУД:

-развивать умение давать анализ своих действий во время разбора шахматных ситуаций, делать выводы в результате игры, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные УУД:

-планировать учебное сотрудничество, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

Демонстрационная доска;

Наборы шахматных фигур;

Комплекты учебников И.Г.Сухина «Шахматы» 2 часть 3 год обучения;

Презентация.

Урок решения учебной задачи.

Учитель, сталкивая учащихся с необходимостью овладеть новыми способами действий, организует их поиск.

Решить учебную задачу, значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа.

В начале урока учитель организует общеклассную дискуссию. Педагог включается в решение задачи на равных с учениками, погруженным в действие, задает логику поиска. Функция учителя организация совместных действий детей как внутри одной группы, так и между группами.

На этом этапе работы учителю важно обеспечить участие каждого ребенка в совместных действиях по удержанию и решению учебных задач.

В структуре урока выделяются три компонента:

Анализ условий решения задачи.

Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.

Рефлексия


 

Психолого-педагогическая характеристика  4 –Б класса.

В классе 12 мальчиков и 11 девочек. По успеваемости класс находится на среднем уровне. Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Уроки шахмат проходят в классе один раз в неделю. Дети с больших интересом посещают уроки. У детей развиваются умственные способности, терпеливость, дисциплинированность, тактика решения задач.


 


 


 


 

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Вводно-мотивационный этап.

Мотивация к познавательной деятельности

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности Планирование учебного сотрудничества

-Ребята, уважаемые гости, рада приветствовать всех в Шахматной академии. Желаю всем доброго дня и интересного занятия.

Мы с вами встретились вновь, для того чтобы продолжать изучать волшебный мир шахмат.-

Что такое шахматы?

-Какое ключевое слово у вас получилось в раб.тетради?

Р.т. с 20 Задание 2. « Занимательные задания»

-Какая шахматная фигура поможет нам на уроке?

Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

Шахматы- это шахматная доска, где разворачиваются увлекательные сражения, происходят удивительные приключения маленьких пешек и шахматных фигур

" Шахматы- это гимнастика для ума." развивает мозг, чтобы сделать ход, нужно обязательно подумать

-СЛОН (слайд 1)

Планирование учебного сотрудничества.

1.Актуализация знаний


 


 


 


 

2.Постановка задачи и определение темы занятия


 


 


 


 


 


 

II.Операционно-содержательный этап.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ФИЗМИНУТКА. Слайд 5


 


 


 


 


 

Решение задач:

Мат в 2 хода.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Мат в 3 хода.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

III.Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы.

-Посмотрите на слайд2.

Слайд 2. Типичные матовые позиции диаграмма 1 и 2.

Рассмотрите диаграммы. Вот типичные матовые позиции.

-Какая стадия шахматной партии?

-На диаграмме даны фигуры, сформулируйте тему урока.

-Вот типичные матовые позиции (рассмотреть ).

Составим план действий матования двумя слонами. Слайд 3

-Рассмотрим следующий пример матования двумя слонами уч. 43.

(рассмотреть на магнитной доске)

1.С f5 Кр с 6

2.С f4 (первым делом слоны занимают активные позиции поближе к центру) …. Кр b5

3. С e4 Кр b4

4.C d3 Кр b3

5.C d2 (затем слоны ход за ходом уменьшают подвижностьчерного короля) …Кр.b2

6. Кр.с 4 (теперь в игру включается белый король) … Кр.а 3 (король черных оттеснен на крайнюю линию, и белые постипенно начинают оттеснять его к одному из угловых полей )

7.Кр.c 3 Кр.a 4

8. Кр.с2 Кр. а3

9.С.b5 Кр.а 2

10.С с 1 (важный маневр, теперь чёрные располагают всего двумя полями) …..Кр.а1

11. С b2 + Кр.а2

12. С с 4 Х

В рассмотренном примере король сильнейшей стороны уже располагается в центре.Если бы он находился вдали от центра, то план игры заключался бы в следующем:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Кто встречает нас на стр. 44(Карандаш, автор-Юрий Дружков )

Мат в 2 хода. Ход белых. С. 44 учебник. Слайд 5.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

На стр. 45 сказочный герой-Буратино, назовите автора и название произведения.

Мат в 3 хода. С. 45 учебник. Слайд 6.


 


 


 


 


 


 


 

Проверьте план действий.

1. Вытеснить черного короля с центральных полей;
2. Оттеснить короля на край доски.
3. Оттеснить короля в угол доски.
4. Построить матовую позицию.

 

Ответьте на вопросы Шахматной академии слайд 8.

Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши. – Дорогие друзья! Большие успехи начинаются с малого. Бытует мнение, что шахматы – сложная игра. Но мы сегодня увидели, что она может быть легкой и принести тысячи радостей. Спасибо за игру! Желаю Вам дальнейших побед и творческих свершений!

- Эти аплодисменты в вашу честь. Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание.


 

Эндшпиль.


 

(Король и два слона против короля).

Слайд 2


 

Пример матования с.43 учебник

План действий: (слайд 3)

Кр. и С. - занимают центральные поля

Кр. и С. –на крайнюю линию

Кр.и С. – к угловым полям

Кр. ставится мат, достигается в любом положении.


 

Откройте учебник на стр. 44. Его придумал Юрий Дружков, первый редактор журнала «Приключения Карандаша и Самоделкина».


 

1: 1.Сb7+(но не 1. Сd6,пат)1…Крb8 2.Сd6X.

2:1. Cd6+(но не 1. Сb7,пат)1…Кра8 2. Сb7X

3:1.Сd5+ Крh8 2.Сe5X

4:1.Сg3+Крh1 2. Сf3X

(Алексей Николаевич Толстой, «Золотой ключик или приключения Буратино»)

1:1…Cd7+ 2.Крh2 Cc7+ 3.Крh1 Cc6X

2:1…Сd3+2.Крg1 Cg3+ 3.Крh1 Cc6X

3:1…Са3 (важный выжидательный ход; но на1… Сb2, пат)

2.Кра1 Cb2+ 3.Кра1 Cd3X.

4:1…Крg3(обратите внимание, что в большинстве случаев для постановки мата король сильнейшей стороны стремится расположиться на расстоянии хода коня от углового поля) 2.Крg1 Сe3+ 3. Крh1 Cg2X


 


 


 


 


 


 


 


 

1.Я узнал…

2.Я научился…

3.У меня сегодня получилось…

Способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, прогнозировать тему урока.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Умение давать анализ своих действий во время разбора диаграмм, делать выводы в результате игры


 


 


 

развивать умение давать анализ своих действий во время разбора шахматных ситуаций, делать выводы в результате игры, нахождение выигрышных ходов.

Литература:

1. И.Г Сухин «Шахматы, третий год или Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2013г.;

2. И.Г.Сухин учебник и рабочая тетрадь. «Шахматы, третий год или Тайны королевской игры Часть 2, 1. Обнинск «Духовное возрождение» 2014г.;


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.