Конспект урока по всеобщей истории в 8 классе «Парламент против короля. Революция в Англии»

5
0
Материал опубликован 24 June 2020 в группе

Парламент против короля. Революция в Англии
PPTX / 12.4 Мб

/data/files/b1592979137.pptx (Парламент против короля. Революция в Англии)Конспект учителя истории и обществознания

МОУ СОШ с УИОП № 18 г.о. Орехово-Зуево

Байтеряковой А.Ф.

Раздел: Всеобщая история 8 класс

Тема: Парламент против короля. Революция в Англии

Тип занятия: изучение и освоение нового материала

Цель занятия: охарактеризовать основные причины английской революции, ее последствия; определить основные события революции в Англии; формировать и развивать умение работать с информационными источниками

Задачи:

1. Создать условия по изучению причин, основных событий и результатов английской революции, способствовать определению движущих сил революции в Англии.

2. Предоставить возможность изучения и оценивания деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, используя информационные источники.

3. Стимулировать способность учащихся обосновывать свои суждения; работать с дополнительными источниками информации; давать определения понятий; приводить доказательства; объяснять изученные положения на конкретных примерах; делать выводы на основании конкретных фактов; обобщать изученный материал.

4. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методическое оснащение занятия: учебник «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 319 с.; Поурочные разработки по всеобщей истории. История Нового времени. 7 класс / А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2016. – 208 с.; проектор; мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.

Форма организации деятельности детей: рассказ, обсуждение, работа с текстом, заполнение таблицы, ответы на вопросы.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.):

До начала урока учитель делит класс на 5 групп (по 4-5 человек), размещает списки с фамилиями учащихся на столах, за которыми они будут работать.

- приветствие: Добрый день.

- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?

(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);

- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;

- настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.

II. Мотивационно-целевой этап (3 мин.)

Учитель зачитывает информацию из учебника «Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. - стр. 154:

(слайд 2) «30 января 1649 г. Карл I Стюарт прошел пешком весь путь от дворца до лобного места, по пути беседуя с солдатами. В предсмертной речи с эшафота он упрекнул своих подданных в том, что они хотели управлять государством вместе с королем. Ни тени раскаяния, ни капли страха не было в его поведении. За несколько минут до смерти Карл I продолжал отстаивать систему абсолютной монархии. «Помните!» - выкрикнул король перед тем, как умереть. Призыв не только современникам, но и будущим монархам».

Вот так завершилась жизнь английского короля Карла I Стюарта.

III. Формулирование проблемных вопросов урока (3 мин.)

1) Почему англичане свергли и казнили своего короля?

2) Чем закончилась революция в Англии?

Вот на эти вопросы вам и предстоит ответить в конце урока. Для этого вам нужно будет воспользоваться бланком «Подведение итогов» (Приложение 1.).

IV. Изучение нового материала (28 мин.)

План урока

1. Англия накануне революции.

2. Причины революции.

3. Карл I. Жизнь диктует необходимость перемен.

4. Начало революции – созыв Долгого парламента. Реформы парламента.

5. Гражданская война между королем и парламентом.

6. Казнь короля.

7. Установление республики.

Учитель: Англия стала первой европейской страной, установившей в конце XVII в. конституционную парламентскую монархию – государственный строй, при котором законодательная власть принадлежит парламенту. Но для этого стране пришлось пережить две революции. Первая проходила в форме гражданских войн, о ней мы сегодня поговорим, а вторая была бескровной, ее мы изучим на следующих уроках.

1. Англия накануне революции.

Один из учащихся заранее подготовил выступление об Англии накануне революции с применением мультимедийной презентации. Он/она выходит к доске и рассказывает классу об Англии XVII в.

Учитель переключает слайды презентации.

(слайд 3) Доклад об Англии XVII в.

(слайд 4) XVI век закончился для Англии блистательно: развивалась промышленность, процветала морская торговля.

(слайд 5) После разгрома испанского флота – Непобедимой армады страна превратилась в сильную морскую державу.

(слайд 6) В Америке была основана первая колония – Виргиния, создана Ост-Индская компания, в Лондоне открыта биржа.

(слайд 7) Были успехи в области искусства и науки: имена Бэкона, Шекспира всемирно известны.

(слайд 8) Многие джентри (новые дворяне) и купцы по своему богатству могли соперничать с лордами.

(слайд 9) В стране росло число пуритан, последователей кальвинизма, заявлявших о необходимости очистить англиканскую церковь от пышных богослужений, требовавших упразднить должности епископов, обвиняя их в том, что они служат не Богу, а королю.

Среди пуритан было много представителей нового дворянства, богатых купцов, мастеров, владельцев мануфактур, зажиточных крестьян.

(слайд 10) Церковные поборы тяготили и простой народ. Недовольные говорили: «Нам нужна более дешёвая церковь».

(слайд 11) Многие верили в божественное происхождение королевской власти, но для них эта власть была законна только в том случае, если она придерживалась старых английских законов и традиций, считалась с парламентом. Они искренне верили, что парламент создан по Божьему повелению.

Учитель: Прослушав сообщение об Англии XVI-XVII вв. вам предстоит изучить дальнейший ход событий, происходивших в этой стране. Каждая группа работает с определенной проблемой/проблемами. Опираясь на информацию из учебника, вам нужно будет ответить на ряд вопросов, обозначенных на специально подготовленных бланках, заполнить таблицы.

1-я группа работает по теме «Причины революции», для этого изучается информация учебника на стр. 149-150 и заполняется таблица (Приложение 2.), где нужно заполнить следующие пункты:

- система управления страной;

- экономическая политика;

- религиозная политика;

- внешняя политика.

2-я группа работает по теме «Карл I. Жизнь диктует необходимость перемен», для этого изучается информация учебника на стр. 150-151 и заполняется таблица (Приложение 3.), состоящая из следующих пунктов:

- причины, подталкивающие английское общество к переменам;

- действия, направленные на защиту прав и свобод английского общества.

3-я группа работает по теме «Начало революции – созыв Долгого парламента. Реформы парламента», для этого изучается информация учебника на стр. 151-152, 153-154 и выполняются следующие задания бланка (Приложение 4.):

раскрыть значение представленных элементов:

1) 1640 г.;

2) Долгий парламент:

- основная цель Долгого парламента;

- реформы

3) 1642 г.

4-я группа работает по теме «Гражданская война между королем и парламентом», для этого изучается информация учебника на стр. 152-153 и выполняются следующие задания бланка (Приложение 5.):

- противоборствующие стороны Гражданской войны;

- этапы Гражданской войны.

5-я группа работает по теме «Казнь короля», для этого изучается информация фрагмента документа «Обвинение против короля» на стр. 157-158, учащиеся отвечают на вопросы к документу на стр. 158 (Приложение 6.)

После выполнения заданий, группы презентуют результаты своих работ – от каждой группы выступает один представитель. После выступления он при помощи магнита прикрепляет бланки с ответами к доске, для того, чтобы у ребят, по завершению урока, была возможность более подробно изучить представленную информацию или сфотографировать.



(слайд 12) 1-я группа «Причины Английской революции 1640-1660»

Направления

Примеры

система управления страной

а) стремление Якова I править единолично без парламента, тем самым нарушая давние традиции;

б) казнокрадство и взяточничество, царившие при дворе и среди чиновников

экономическая политика

а) поддержка старой цеховой системы;

б) продажа отдельным лицам и компаниям исключительного права на производство каких-либо товаров и на торговлю, что нарушало законы рынка

религиозная политика

а) защита англиканской церкви;

б) преследование пуритан

внешняя политика

сближение с католическими державами Испанией и Францией



(слайд 13) 2-я группа «Карл I. Жизнь диктует необходимость перемен»

Причины, подталкивающие английское общество к переменам

Действия, направленные на защиту прав и свобод английского общества

1. Карл I не оправдал возлагаемые на него надежды английского общества – отсутствие реформ в системе управления страной.

2. Со временем у Карла I проявились болезненное самолюбие, вспыльчивость, неуравновешенность, лицемерие.

3. Женитьба на сестре Людовика XIII, французской принцессе, католичке Генриетте Марии, которая подчинила своему влиянию Карла I.

4. Английское общество стало подозревать Карла I в желании ввести в стране католичество.

5. Роспуск парламента, который не созывался 11 лет.

6. Установление режима личного правления.

1. В 1628 г. парламент вынудил короля подписать «Петицию о праве», где содержались требования уважать права парламента и объявлялись незаконными проводимые без разрешения суда аресты.

2. Без одобрения парламента король не мог вводить новые налоги.



3-я группа «Начало революции – созыв Долгого парламента. Реформы парламента»

Задание. Раскрыть значение представленных элементов:

1) 1640 г.;

2) Долгий парламент:

а) основная цель парламента;

б) реформы;

3) 1642 г.

Ответ:

1) 1640 г. – казна опустела, в это время войну против Англии начала Шотландия, где английские епископы стали насильно вводить богослужение по образцу англиканской церкви. Для войны нужны были деньги, и Карлу I пришлось созвать парламент, который вошел в историю под названием Долгого парламента, так как он не расходился 12 лет. Это событие стало началом революции.

2) Долгий парламент:

а) основная цель – борьба против абсолютизма, ограничение власти короля законом и парламентом;

б) реформы:

- уничтожение королевских судов, преследовавших инакомыслящих;

- запрещение епископской цензуры;

- запрещение полиции;

- принятие закона, по которому палата общин могла быть распущена только с ее согласия;

- за парламентом закреплялось право устанавливать налоги;

- парламент должен был собираться не реже одного раза в год;

- дворян-землевладельцев освободили от налоговых платежей в пользу короны, земля стала их собственностью;

- купцам не больше покупать разрешение на ведение торговли;

- церковь подчинили парламенту;

- земли короля, его сторонников, епископов конфисковали.

3) 1642 г. – Карл I, после неудачной попытки арестовать руководителей мятежного парламента, бежал из Лондона на север страны. Началась Гражданская война (1642-1646) короля с парламентом.



4-я группа «Гражданская война между королем и парламентом»

- противоборствующие стороны Гражданской войны:

1) сторонники короля: «кавалеры» - представители знати, крупные землевладельцы, дворяне;

2) сторонники парламента: «круглоголовые» - небогатые, незнатные; крестьяне, ремесленники, рабочие мануфактур, буржуазия, купцы

- этапы Гражданской войны:

Год

Событие

1642 г.

Карл I поднял королевский штандарт на крыше замка в Ноттингеме. Это означало, что король призывает своих вассалов к исполнению долга – к борьбе за честь и достоинство короля.

1645 г.

Палата общин приняла меры по укреплению армии парламента, создав единое войско. Так появилась армия нового образца, состоявшая из добровольцев.

14 июня 1645 г.

В битве близ деревни Нейзби армия парламента разбила армию короля.

1646 г.

Карл I сдался в плен.



После выступления 4-й группы, учитель дает небольшую информационную справку о событиях, предшествовавших казни Карла I Стюарта.

Учитель – «Информационная справка о событиях, предшествовавших казни Карла I Стюарта»

После поражения в битве при Нейзби Карл I недолго пробыл в лагере шотландцев – они фактически продали его парламенту. Зимой 1647 г. короля поместили под охраной в замке. в силу своего характера и взглядов Карл I не пошел на компромисс с парламентом. Суд над королем начался 20 января 1649 г. А 30 января 1649 года Карл I Стюарт был казнен. А теперь давайте послушаем информацию, подготовленную 5-й группой, о том, в чем английский суд обвинил Карла I, и можно ли было найти иной вариант решения сложившейся проблемы.



5-я группа «Казнь короля»

Вопросы:

1. Составьте перечень основных обвинений, предъявленных судом Карлу I.

Ответ:

- намерения установить и держать в своих руках неограниченную тираническую власть для управления страной по своему произволу, уничтожить права и вольности народа;

- объявил изменническую и преступную войну против настоящего парламента и народа;

- был вдохновителем и причиной того, что были убиты тысячи свободных людей.

2. Изложите своё мнение о решении суда.

Ответ:

Решение суда было политическим и не справедливым, т.к. приговор был известен до того, как был вынесен судом.

3. Предложите иной вариант решения и докажите его возможность в данных исторических условиях.

Ответ:

Иным вариантом могло стать изгнание короля из Англии.

V. Рефлексия (5 мин.)

Учитель: Прослушав информацию каждой из групп, теперь вам нужно будет письменно ответить на наши вопросы, обозначенные еще в начале урока:

1) Почему англичане свергли и казнили своего короля?

2) Чем закончилась революция в Англии?

По завершению работы учащимися, учитель задает вопросы:

1) Какой материал был трудным, непонятным?

2) Что нового вы узнали?

3) Понравился ли вам урок?

VI. Подведение итогов (2 мин.)

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.

VII. Домашнее задание (2 мин.): параграф № 16, ответы на вопросы на стр. 156. По желанию ознакомиться с фрагментами документов на стр. 156-158 и ответить на вопросы к ним.



























































Приложение 1.

«Подведение итогов»

1) Почему англичане свергли и казнили своего короля?

2) Чем закончилась революция в Англии?



Ф.И учащегося _______________________________

















































Приложение 2.



«Причины Английской революции 1640-1660»

Направления

Примеры

система управления страной


экономическая политика


религиозная политика


внешняя политика




Приложение 3.

«Карл I. Жизнь диктует необходимость перемен»

Причины, подталкивающие английское общество к переменам

Действия, направленные на защиту прав и свобод английского общества







Приложение 4.

Раскрыть значение представленных элементов:

1) 1640 г. -









2) Долгий парламент:

- основная цель Долгого парламента;









- реформы:





























3) 1642 г. –







Приложение 5.

«Гражданская война между королем и парламентом»

- противоборствующие стороны Гражданской войны:

1)







2)







- этапы Гражданской войны:

Год

Событие

1642 г.


1645 г.


14 июня 1645 г.


1646 г.






Приложение 6.

Фрагмент документа «Обвинение против короля»

1. Составьте перечень основных обвинений, предъявленных судом Карлу I.

Ответ:























2. Изложите своё мнение о решении суда.

Ответ:















3. Предложите иной вариант решения и докажите его возможность в данных исторических условиях.

Ответ:



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.