Внеклассное мероприятие по истории шахмат «В стране шахматного короля»
Внеклассное мероприятие
Выполнила:
Азанова Гульнара Кайруловна
Учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа №15»
г. Нефтеюганск
Основная часть.
Цель: Познакомить с историей происхождения шахмат, закрепить знания названий фигур, их игровых возможностей, развивать логическое мышление, прививать интерес к игре в шахматы.
ЗАДАЧИ:
1. Обобщить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; уметь решать простые шахматные задачи, ориентироваться на шахматной доске.
2.Способствовать активизации мыслительной деятельности школьников через решение простых шахматных задач.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Способность выбрать наиболее эффективный способ решения задач в конкретных условиях.
Способность строить логические цепи рассуждений, анализировать результат своих действий.
Коммуникативные УУД
Способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание.
Умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию собеседника.
Регулятивное УУД
Способность принимать и сохранять задачу, планировать контролировать и оценивать свои действия.
Предметные результаты УУД
Приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека.
Владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного материала.
Приобрести навык организации с использованием шахматной игры.
Методы достижения цели и решения задач.
Деятельностный метод.
Игры и игровые ситуации.
Место проведения – музыкальный зал школы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; костюмы, презентация, музыкальное сопровождение; иллюстрации, шахматная доска, шахматные фигуры.
Ход мероприятия.
Ведущий (в костюме шахматного короля).
- Здравствуйте! Я рад вас видеть в этом зале. И хочу пригласить вас в свою страну. Все знают, что игра в шахматы – это тоже маленькое сражение между двумя армиями с солдатами, офицерами, со своими правилами, и также есть кого защищать. Послушайте рассказ о том, как появилась игра шахматы.
2000 лет назад в Индии жил один воинственный падишах. Он завоевал все земли вокруг, очень устал и состарился. Тогда решил богач вернуться домой. После месяца отдыха он заскучал. Созвал падишах своих мудрецов и приказал им придумать какое – ни будь развлечение. Через некоторое время мудрецы пришли к нему и стали развлекать танцами, музыкой, фокусами. Но скоро и это надоело их хозяину. И вот один из слуг показал своему повелителю деревянную коробочку с красивыми резными фигурками, которые очень были похожи на войско падишаха. Он расставил их на доске и рассказал правила игры. Падишах сначала рассмеялся, но попробовал играть. Это оказалось интересно и не так – то просто! С тех пор все знатные люди Индии стали учиться игре в шахматы.
- Давайте с вами вспомним героев шахматной страны. Помогут в этом нам загадки и игры. А вы должны не только отгадать загадки, но и вспомнить, в каком домике живёт каждая фигура и поселить её в нужное место (показ видео).
Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла (выходит девочка - Пешка). Показать ход пешки с В1.
Стою на самом краю, путь откроют – пойду.
Только прямо хожу, как зовут – не скажу (выходит девочка – Ладья). Показать ход ладьи с С2.
Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,
По косой дорожке ходит, хоботом не води (выходит мальчик – Слон).
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (выходит мальчик – Конь)
Эта фигура выбирает свой собственный цвет —
белый на белом квадрате стоит,
чёрному чёрный удачу сулит.
Фигура, которая ходит как ладья и слон.
Является самой сильной из всех фигур (девочка – Ферзь).
Повернулся на престоле
И одно оставил поле
Кто играет эту роль?
Ну конечно же … (Король).
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная ... (доска).
Расскажите пожалуйста о шахматной доске. Из чего она состоит? (ответы детей).
Учитель: Сегодня мы проведем спортивный турнир, в котором будут участвовать не только дети, но и родители.
Представление команд.
У нас сегодня на празднике присутствует родительский совет, который будет выполнять функцию жюри. (представление жюри …)
-Жюри будет оценивать каждый конкурс, победит команда, набравшая самое большое количество баллов. Итак, начинаем!
Звучит марш.
Учитель: Я приглашаю команды соперников «Белая ладья» и «Тёмный рыцарь».
Пойми, не враг – противник твой,
И в правилах, заметьте-ка,
Чтоб честно биться за доской,
Раздел такой есть – этика.
Учитель: Ребята, какие правила этики мы должны соблюдать?
Дети: (нельзя мешать сопернику думать, нельзя разговаривать, нельзя подсказывать; по любым вопросам обращаться к арбитрам; перед началом игры надо пожать руку противнику, а в конце поздравить с победой).
Итак, поприветствуйте друг друга, пожмите руки соперникам.
1 задание: «Волшебная доска».
У каждой команды составные части шахматной доски. Кто быстрее соберёт?
2 задание: «вопрос – ответ» (каждой команде по 4 вопроса)
Вопросы 1 команде | Вопросы 2 команде |
1) Король – самая высокая фигура? (да) 2) Можно ли побить короля? (нет) 3) На шахматной доске два короля? (да) 4) Король перепрыгивает через другие фигуры? (нет) | 1) Из угла доски король держит под ударом три поля? (да) 2) Черный король может побить черного ферзя? (нет) 3) Может ли король пойти с белого поля на чёрное? (да) 4) Может ли король в начальном положении сделать первый ход? (нет). |
Оценивает жюри по итогам 2-х заданий.
- А теперь поиграем в игру, которая называется «В море шахмат» (играют родители и дети).
Дети плавают в море, а водящий произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, шахматная фигура на месте замри». Все дети замирают в позе шахматных фигур, а водящий проходит между ними и смотрит не шевелится ли кто. Тех игроков, которых он заметил двигающимися, водящий забирает в свое логово (заранее предусмотренное место). В конце игры проводится итог: кто был самым стойким и ни разу не пошевелился.
3 задание:
«Жмурки». – Есть такая дорогая фигура – ферзь. Дорогая, потому что ни одна фигура не может ходить так, как она. А ходит ферзь в любом направлении и на любое расстояние. В каждой команде выбирается «ферзь». Ему завязывают глаза. Игроки команды-противника становятся вокруг него. По команде ведущего дети разбегаются по залу, хлопая в ладоши, а «ферзь» должен их ловить. Игроки из команды «ферзя» могут с мест подсказывать направление движения. Выигрывает та команда, чей «ферзь» «больше срубит фигур».
4 задание:
«Самые внимательные». Перед каждой командой стоит шахматный набор. Необходимо расставить чёрные и белые фигуры. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит фигуры на доске.
Оценивает жюри.
Игра «Волшебный мешочек» (играют дети и родители)
Музыкальное сопровождение.
Дети и родители стоят в кругу. У одного ребенка в руках мешочек с фигурами. Как только зазвучит музыка, мешочек передаем по кругу. Музыка останавливается, и у кого в руках мешочек, достает фигуру и называет ее. Итак, игра продолжается.
5 задание
«Король едет на слоне». – Когда-то у этой фигуры был хобот, но он всё время перевешивал набок, и слон падал. Однажды при падении хобот отвалился, а название фигуры осталось. Посмотрите, как выглядит и как ходит слон. (Показ на образце шахматной доски). В Индии каждый богатый человек имел слона, на котором выезжал на прогулки. Вот и наши короли хотят отправиться погулять. Игроки каждой команды делятся на тройки. Двое игроков скрещивают руки, сцепляются ладонями, на которые садится третий игрок. Его надо донести до отметки впереди, а назад вернуться бегом без сцепки. Побеждает команда, которая не уронит короля и раньше вернётся на место.
6 конкурс: «Шахматная гонка»
Соревнуются две команды. Первый ученик берет шахматную фигуру, по сигналу ведущего передает ее следующему участнику так, чтобы она не упала. И так, пока фигура не окажется у последнего ученика. Получив фигуру, он поднимает ее, и ставит на шахматную доску. Чья команда быстрей расставит фигуры на доске, та и победит.
Оценивают жюри, подводят итоги.
Ученики читают стихи:
1.Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь, дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
2.Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен король – старина.
Зато на чеку королевская рать –
Должна короля она оберегать.
3.Ведь если б король беззащитный погиб,
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
Учитель:
-А сейчас объявляется музыкальная пауза. Давайте покажем свои таланты нашим гостям.
ЧАСТУШКИ
Черно-белая доска - Родственница сетки, Бело-черные цвета Чередуют клетки. | Пешка – маленький солдат, Храбрый и отважный, Ход в две клеточки она Делает однажды. |
За шеренгой пешек в ряд Выстроился штаб: Ферзь, король, ладья и конь Рядышком стоят. Слон наискосок идет, Только прикажи. В плен противник попадет, Вставший на пути. | Конь с ЖЕ- 2 на KА -4 Ходит буквой “Г”, Через головы скакать Может он вполне. Лодка армии – ладья Плавает легко Влево, вправо, взад, вперед, Прямо как в кино. |
Очень важная фигура В шахматном мирке - Ферзь! Его кандидатура Принята везде. | И последняя фигура – Шахматный король. Быть особенно он должен Защищен тобой. |
Учитель:
- Наш праздник, ребята, подошел к концу. И мне интересно знать какое настроение у вас осталось после праздника. (Учитель кратко поясняет значение картинок на доске).
Музыкальное сопровождение. Каждый ученик подходит к столу, берёт понравившуюся ему картинку и крепит на шахматную магнитную доску)
- всё отлично;– все хорошо; - есть вопросы.