Внеклассное мероприятие по истории шахмат «В стране шахматного короля»

0
0
Материал опубликован 5 November 2020

Внеклассное мероприятие

«В стране шахматного короля»


Выполнила:

Азанова Гульнара Кайруловна

Учитель начальных классов

МБОУ «Начальная школа №15»

г. Нефтеюганск


Основная часть.

Цель: Познакомить с историей происхождения шахмат, закрепить знания названий фигур, их игровых возможностей, развивать логическое мышление, прививать интерес к игре в шахматы.

ЗАДАЧИ:

1. Обобщить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; уметь решать простые шахматные задачи, ориентироваться на шахматной доске.

2.Способствовать активизации мыслительной деятельности школьников через решение простых шахматных задач.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

Способность выбрать наиболее эффективный способ решения задач в конкретных условиях.

Способность строить логические цепи рассуждений, анализировать результат своих действий.

Коммуникативные УУД

Способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание.

Умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию собеседника.

Регулятивное УУД

Способность принимать и сохранять задачу, планировать контролировать и оценивать свои действия.

Предметные результаты УУД

Приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека.

Владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного материала.

Приобрести навык организации с использованием шахматной игры.


Методы достижения цели и решения задач.

Деятельностный метод.

Игры и игровые ситуации.

Место проведения – музыкальный зал школы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; костюмы, презентация, музыкальное сопровождение; иллюстрации, шахматная доска, шахматные фигуры.

Ход мероприятия.

Ведущий (в костюме шахматного короля).

- Здравствуйте! Я рад вас видеть в этом зале. И хочу пригласить вас в свою страну. Все знают, что игра в шахматы – это тоже маленькое сражение между двумя армиями с солдатами, офицерами, со своими правилами, и также есть кого защищать. Послушайте рассказ о том, как появилась игра шахматы.

2000 лет назад в Индии жил один воинственный падишах. Он завоевал все земли вокруг, очень устал и состарился. Тогда решил богач вернуться домой. После месяца отдыха он заскучал. Созвал падишах своих мудрецов и приказал им придумать какое – ни будь развлечение. Через некоторое время мудрецы пришли к нему и стали развлекать танцами, музыкой, фокусами. Но скоро и это надоело их хозяину. И вот один из слуг показал своему повелителю деревянную коробочку с красивыми резными фигурками, которые очень были похожи на войско падишаха. Он расставил их на доске и рассказал правила игры. Падишах сначала рассмеялся, но попробовал играть. Это оказалось интересно и не так – то просто! С тех пор все знатные люди Индии стали учиться игре в шахматы.

- Давайте с вами вспомним героев шахматной страны. Помогут в этом нам загадки и игры. А вы должны не только отгадать загадки, но и вспомнить, в каком домике живёт каждая фигура и поселить её в нужное место (показ видео).

Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла (выходит девочка - Пешка). Показать ход пешки с В1.

Стою на самом краю, путь откроют – пойду.

Только прямо хожу, как зовут – не скажу (выходит девочка – Ладья). Показать ход ладьи с С2.

Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой дорожке ходит, хоботом не води (выходит мальчик – Слон).

Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят. (выходит мальчик – Конь)

Эта фигура выбирает свой собственный цвет —

белый на белом квадрате стоит,

чёрному чёрный удачу сулит.

Фигура, которая ходит как ладья и слон.

Является самой сильной из всех фигур (девочка – Ферзь).

Повернулся на престоле

И одно оставил поле

Кто играет эту роль?

Ну конечно же … (Король).

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная ... (доска).

Расскажите пожалуйста о шахматной доске. Из чего она состоит? (ответы детей).

Учитель: Сегодня мы проведем спортивный турнир, в котором будут участвовать не только дети, но и родители.

Представление команд.

У нас сегодня на празднике присутствует родительский совет, который будет выполнять функцию жюри. (представление жюри …)

-Жюри будет оценивать каждый конкурс, победит команда, набравшая самое большое количество баллов. Итак, начинаем!

Звучит марш.

Учитель: Я приглашаю команды соперников «Белая ладья» и «Тёмный рыцарь».

Пойми, не враг – противник твой,

И в правилах, заметьте-ка,

Чтоб честно биться за доской,

Раздел такой есть – этика.

Учитель: Ребята, какие правила этики мы должны соблюдать?

Дети: (нельзя мешать сопернику думать, нельзя разговаривать, нельзя подсказывать; по любым вопросам обращаться к арбитрам; перед началом игры надо пожать руку противнику, а в конце поздравить с победой).

Итак, поприветствуйте друг друга, пожмите руки соперникам.

1 задание: «Волшебная доска».

У каждой команды составные части шахматной доски. Кто быстрее соберёт?

2 задание: «вопрос – ответ» (каждой команде по 4 вопроса)

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде

1) Король – самая высокая фигура? (да)

2) Можно ли побить короля? (нет)

3) На шахматной доске два короля? (да)

4) Король перепрыгивает через другие фигуры? (нет)

1) Из угла доски король держит под ударом три поля? (да)

2) Черный король может побить черного ферзя? (нет)

3) Может ли король пойти с белого поля на чёрное? (да)

4) Может ли король в начальном положении сделать первый ход? (нет).

Оценивает жюри по итогам 2-х заданий.

- А теперь поиграем в игру, которая называется «В море шахмат» (играют родители и дети).

Дети плавают в море, а водящий произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, шахматная фигура на месте замри». Все дети замирают в позе шахматных фигур, а водящий проходит между ними и смотрит не шевелится ли кто. Тех игроков, которых он заметил двигающимися, водящий забирает в свое логово (заранее предусмотренное место). В конце игры проводится итог: кто был самым стойким и ни разу не пошевелился.

3 задание:

«Жмурки». – Есть такая дорогая фигура – ферзь. Дорогая, потому что ни одна фигура не может ходить так, как она. А ходит ферзь в любом направлении и на любое расстояние. В каждой команде выбирается «ферзь». Ему завязывают глаза. Игроки команды-противника становятся вокруг него. По команде ведущего дети разбегаются по залу, хлопая в ладоши, а «ферзь» должен их ловить. Игроки из команды «ферзя» могут с мест подсказывать направление движения. Выигрывает та команда, чей «ферзь» «больше срубит фигур».

4 задание:

«Самые внимательные». Перед каждой командой стоит шахматный набор. Необходимо расставить чёрные и белые фигуры. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит фигуры на доске.

Оценивает жюри.

Игра «Волшебный мешочек» (играют дети и родители)

Музыкальное сопровождение.

Дети и родители стоят в кругу. У одного ребенка в руках мешочек с фигурами. Как только зазвучит музыка, мешочек передаем по кругу. Музыка останавливается, и у кого в руках мешочек, достает фигуру и называет ее. Итак, игра продолжается.

5 задание

«Король едет на слоне». – Когда-то у этой фигуры был хобот, но он всё время перевешивал набок, и слон падал. Однажды при падении хобот отвалился, а название фигуры осталось. Посмотрите, как выглядит и как ходит слон. (Показ на образце шахматной доски). В Индии каждый богатый человек имел слона, на котором выезжал на прогулки. Вот и наши короли хотят отправиться погулять. Игроки каждой команды делятся на тройки. Двое игроков скрещивают руки, сцепляются ладонями, на которые садится третий игрок. Его надо донести до отметки впереди, а назад вернуться бегом без сцепки. Побеждает команда, которая не уронит короля и раньше вернётся на место.

6 конкурс: «Шахматная гонка»

Соревнуются две команды. Первый ученик берет шахматную фигуру, по сигналу ведущего передает ее следующему участнику так, чтобы она не упала. И так, пока фигура не окажется у последнего ученика. Получив фигуру, он поднимает ее, и ставит на шахматную доску. Чья команда быстрей расставит фигуры на доске, та и победит.

Оценивают жюри, подводят итоги.

Ученики читают стихи:

1.Король любит гладкий, расчищенный путь:

В любую он сторону может шагнуть,

Однако легко ты заметишь, дружок,

Что в силах он сделать не шаг, а шажок.

2.Всего одно поле – вот шага длина,

Не очень проворен король – старина.

Зато на чеку королевская рать –

Должна короля она оберегать.

3.Ведь если б король беззащитный погиб,

Фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

Учитель:

-А сейчас объявляется музыкальная пауза. Давайте покажем свои таланты нашим гостям.

ЧАСТУШКИ

Черно-белая доска -

Родственница сетки,

Бело-черные цвета

Чередуют клетки.


Пешка – маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды.


За шеренгой пешек в ряд

Выстроился штаб:

Ферзь, король, ладья и конь

Рядышком стоят.

Слон наискосок идет,

Только прикажи.

В плен противник попадет,

Вставший на пути.

Конь с ЖЕ- 2 на KА -4

Ходит буквой “Г”,

Через головы скакать

Может он вполне.

Лодка армии – ладья

Плавает легко

Влево, вправо, взад, вперед,

Прямо как в кино.


Очень важная фигура

В шахматном мирке -

Ферзь! Его кандидатура

Принята везде.


И последняя фигура –

Шахматный король.

Быть особенно он должен

Защищен тобой.



Учитель:

- Наш праздник, ребята, подошел к концу. И мне интересно знать какое настроение у вас осталось после праздника. (Учитель кратко поясняет значение картинок на доске).

Музыкальное сопровождение. Каждый ученик подходит к столу, берёт понравившуюся ему картинку и крепит на шахматную магнитную доску)

t1604587902aa.jpg - всё отлично;– t1604587902ab.png все хорошо; - t1604587902ac.jpgесть вопросы.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.