12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Inna Nikolaevna Kotikova1242
Россия, Мордовия респ., п.Чамзинка
2

Урок-презентация во 2 классе «Сказка про Илью Муромца»




Сказка про Илью Муромца
PPT / 1.27 Мб

УМК ОС «Школа 2100»

Учебный предмет: «Литературное чтение»

Класс 2

Тема раздела: «Сказочные богатыри».

Тема урока: Богатырская «Сказка про Илью Муромца».

Цели:

- создать целостный образ былинного героя, сформировать понятие о былине, богатырской сказке - видах устного народного творчества;

формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Личностные результаты

1. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6. Ориентироваться на развороте учебника

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

4. На основе сопоставления объектов  делать собственные выводы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Участвовать в диалоге на уроке.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

Оборудование:

Учебные материалы: Р.Н. Бунеев, Е. В.Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Баласс, 2013.

Проектор, ПК

Презентация к уроку.

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

 

Ι.Актуализация знаний.

 

 

 

 

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

– Что такое былина?

 

– Почему она так называется?

 

 

- Давайте проверим как вы справились  с домашним заданием. Что вам было задано на дом?

2. Проверка домашнего задания.

- Итак, послушаем ваши рассказы с опорой на план, который вы видите на слайде.

 

3. Дополнительная беседа по вопросам:

– О чём рассказывается в былинах?

– Кто их сочинял? Известны ли авторы?

– Почему былины относятся к устному народному творчеству?

– Какие ещё жанры устного народного творчества вам знакомы?

- Чем, по-вашему, былина отличается от сказки?

 

– Назовите героев русских былин.

 

 

Приветствуют учителя.

Отвечают: Предполагаемые ответы

- О былинах.

- Былины – это жанр устного народного творчества.

 - Былина произошла от слов «быль», «было».

 

- Подготовить рассказ о былине.

 

Рассказывают о былине

 

 

 

Участвуют в беседе.

 

Автор неизвестен

Их передавали из уст в уста

 

Сказка, пословицы, поговорки

 

В былине рассказывается о реальных событиях, а в сказках о вымышленных

Называют: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Илья Муромец

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

3. Участвовать в диалоге на уроке.

4. Развивать умение слушать и понимать речь других.

5. Умение пересказывать небольшие тексты.

Регулятивные УУД

1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с ранее прочитанным текстом.

Познавательные УУД

1. Умение работать с ранее полученной информацией.

2.Логические -на основе сопоставления объектов  (жанров устного народного творчества) делать собственные выводы.

 

 

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом «Сказки про Илью Муромца».

1. Работа с текстом до чтения.

– А теперь откроем учебники на стр.175. Прочитайте заглавие.

– Что мы будем читать?

 

– Вспомните название раздела. Что можно предположить?

– Какое отношение имеет сказка к богатырям?

 

 

 

– Кто такой Илья Муромец? Что вы знаете об Илье Муромце?

– Просмотрите первую строчку текста и скажите, откуда родом Илья Муромец.

 

Рассказ учителя об Илье Муромце:

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин.

«…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов.

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома».

К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю.

Вот о каком богатыре сложена сказка, которую нам предстоит прочитать.

 

Работа с иллюстрацией.

– А теперь рассмотрите иллюстрацию на с.177. Найдите на ней предметы, которые говорят о древности сказки. (Одежда, причёски, посуда.)

– Где Илья? Как вы догадались? Опишите его.

– Можно ли предположить, о чём мы будем читать?

–Что ждете от сказки?  

Итак, давайте прочитаем сказку.

 

 

 

 

 

2. Работа с текстом по ходу чтения.

Комментирует

Беседа после чтения 1-й части:

– Как звали отца и мать Ильи? Почему у них не было фамилии?

 

 

 

 

– Что огорчало родителей?

 

Чтение 2-й части.

Словарная работа по ходу чтения:

не прекословил – не спорил;

тын – забор из брёвен или жердей;

странник – человек, который ходит пешком, странствует.

Уточняющие вопросы:

– Как понимаете: есть сын, да никуда не годящий?

– Сколько это – чаша в полтора ведра? Может ли быть такое в реальной жизни? (Нет, подобное преувеличение силы богатырей называется гиперболой.)

– Какое чудо сотворили странники с Ильёй?

 

– Какой наказ ему дали?

 

Чтение 3-й части.

Словарная работа по ходу чтения:

обух топора – тупая сторона топора;

подсоблять помогать.

Уточняющие вопросы:

– Как мать с отцом узнали о силе своего сына?

– Зачем старики корчевали пни в лесу? Лёгкое ли это было дело?

- Почему вы так думаете?

 

– Какую работу выполнил Илья? (Сцена рубки леса тоже построена на гиперболе – преувеличении.)

– Как жизнь крестьян зависела от посевов и урожаев пшеницы?

– Забыл ли Илья Муромец наказ странников? Из чего это видно?

– Как напутствовали Илью отец с матерью?

 

Что значит благословить? (Перекрестить человека, произнося слова молитвы, напутствия, пожелания.)

– На что благословили родители Илью? Сравните их напутствие и наказ странников. Что заметили?

 

 

 

 

 

– Чем отличаются по смыслу слова наказ и напутствие?

 

– Куда направился Илья Муромец?

 

Когда наше государство только появилось, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир.

 

Рассказ учителя

Во времена его княжения у южных границ русского государства постоянно кочевали хазары, половцы, печенеги, которых на Руси называли басурманами, т.к. они были другой веры. Кочевники постоянно вторгались в пределы Руси, разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. Князь Владимир избавил Русь от этих набегов, и в благодарность за это в народе его прозвали Владимир Красно Солнышко.

 

3. Работа с текстом после чтения.

– Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Расскажите.

– Как вы думаете, случайно ли странники остановились у дома Ильи?

– Можно ли раскорчёвку пней и расчистку поля для посева пшеницы назвать подвигом?

Если ребята дают отрицательные ответы, то учитель говорит, что к этому вопросу они вернутся на других уроках.

– Расскажите о первой битве Ильи.

– Почему Илья Муромец отпустил трёх царевичей басурманских?

– Что мы делали?

– Какое умение формировали?

 

 

 

 

Открывают учебники. Читают

Отвечают: (Отрывок из «Сказки про Илью Муромца)

Предполагают

 

Отвечают: (Это особые сказки про богатырей, и называются они богатырскими.)

Отвечают: (былинный герой)

 

Отвечают: (Он из Мурома, сейчас это город во Владимирской области.)

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают иллюстрацию, находят предметы старины на ней.

Отвечают.Описывают героя

Предполагают

 

Отвечают

 

 

 

 

 

Читают первую часть сказки, обращая внимание на комментарии учителя.

Отвечают (Иван Тимофеевич, Ефросинья Яковлевна. Раньше на Руси не было фамилий. Это ещё раз говорит о древних корнях сказки.)

Отвечают (Не было у них детей)

Читают вторую часть сказки, обращая внимание на комментарии учителя.

 

 

 

 

Участвуют в диалоге

- Негодный

- Нет

 

 

 

- Научили его ходить, прибавили ему сил

- Не обижать беззащитных,  а бить вора-разбойника…

Читают вторую часть сказки, обращая внимание на комментарии учителя.

 

 

Участвуют в диалоге

- Нет, нелегкое

 

- После тяжёлой работы все заснули от усталости.

Срубил весь лес, помог корчевать пни.

 

Будет много свободной земли для посева пшеницы.

- Нет.

Предполагают

- Не обижать беззащитных,  а бить вора-разбойника…

Предполагают

 

 

Отвечают, сравнивают, высказывают свое предположение. (Они похожи. И странники, и родители Ильи говорят о том, каким должен быть настоящий богатырь и настоящий человек).

(Напутствие – наказ человеку, отправляющемуся в путь.)

(Илья Муромец поехал послужить князю Владимиру Красно Солнышко в Киев.)

 

 

 

 

Слушают рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают,  рассказывают.

 

Отвечают.

 

Отвечают.

 

 

 

 

Рассказывают

Отвечают.

 

(Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

 

Регулятивные УУД

1. В сотрудничестве с учителем учитывать ориентиры в новом материале.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с ранее полученными знаниями.

3. Умение прогнозировать предстоящую работу

 

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

 

 

Познавательные УУД

1. Развить умение находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

2. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

 

Познавательные УУД

1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного.

2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте.

3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов)

 

 

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

2. Умение отвечать на вопросы, используя знания, полученные ранее.

3. Участвовать в диалоге на уроке.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать текст.

3. Участвовать в диалоге на уроке.

 

Познавательные УУД

1. Умение работать с текстом учебника, понимать смысл прочитанного.

2.Находить ответы на вопросы в прочитанном тексте.

3. Общеучебное – формирование умения понимать сущность объектов (ранее незнакомых слов)

4.  Логические - на основе анализа ситуаций (напутствия родителей и странников) делать собственные выводы.

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки героя в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умение выказывать своё отношение к героям, ситуациям,  выражать свои эмоции.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

 

Познавательные УУД

1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

 

 

ΙΙΙ. Итог.

– Итак, мы знаем, что в основе былин лежат реальные события, да и сами богатыри не плод народной выдумки. Почему же тогда история, прочитанная нами, называется сказкой?

– Что в прочитанной истории правдиво?

 

– А какие события можно назвать сказочными, волшебными?

 

– Найдите в сказке другие сказочные приметы.

 

– С каким настроением уходите с урока?

Как бы вы сами оценили свою работу?

 

Отвечают. (В этой истории есть вымысел)

 

 

- (Правдиво место действия, главный герой Илья Муромец)

Называют (Начало сказки, герой-помощник конь богатырский…)

Находят

 

Отвечают

Оценивают

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение выявлять сущность, особенности объектов (сказочные приметы).

Регулятивные

1.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

ΙV. Домашнее задание.

 

 

А теперь откроем дневник и запишем домашнее задание.

Перечитать сказку. Выполнить задание 1, 2 в тетради на с. 26.

 

Открывают дневник. Записывают домашнее задание

Регулятивные

1. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.