Урок литературы во 2 классе на тему «Сказки А.С. Пушкина»
Пояснительная записка к презентации
1. Мотивирование к учебной деятельности:
Доброго ура –
Солнцу и птицам!
Доброго ура –
Улыбчивым лицам!
Успехов, удачи,
Тепла и добра
Желаю с утра вам,
Моя детвора.
Садитесь.
Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Ответы детей (сейчас время года – зима)
А нравится ли вам зима и почему?
Ответы детей (да/нет, потому что…)
Зима – это время, наполненное радостью и по-настоящему чистым и детским счастьем. Зима - волшебное время года, когда всё вокруг напоминает сказку, в которую хочется поверить. Многие поэты воспевали зиму в своих стихотворениях.
2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемном обучении.
В класс входит ученик в образе А. С. Пушкина. Читает стихотворение
ЗИМНЕЕ УТРО.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче…погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Кто знает, что за гость к нам заглянул?
(Познавательные ууд: формировать мыслительные операции, способствовать развитию логического мышления)
Ответы детей (А. С. Пушкин)
Совершенно верно.
О творчестве, какого автора мы буде говорить на нашем уроке?
Ответы детей (на уроке мы буде говорить о творчестве А. С. Пушкина)
Тема нашего урока: «Сказки А. С. Пушкина в воспитании школьников»
Пользуясь опорными словами, поставьте цели урока:
Ознакомиться с биографией (А. С. Пушкина)
Узнать чему учат сказки … (А. С. Пушкина)
Краткая биография А. С. Пушкина. (Рассказывает учащийся)
Пушкин: Ребята, а вы мои сказки знаете?
Ответы детей (Да)
Пушкин: Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, что это за персонаж из какой сказки?
1. Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает,
“Во саду ли, в огороде...”-
Звонко песенку поет?
Ответ (белка из сказки о царе Салтане)
2. Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
Ответ (золотой петушок из сказки о золотом петушке)
3. Сети в море ты закинь,
Раза три, а не один,
Может, ты меня поймаешь,
А кого скажи, коль знаешь?
Ответ (золотая рыбка из сказки о рыбаке рыбке)
Пушкин: А какие ещё названия моих сказок вы знаете?
Ответы детей: (Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях; Сказка о попе и работнике его Балде; Жених; незаконченная сказка о медведихе)
Пушкин: Молодцы ребята! К сожалению, мне пора прощаться с вами, но мы еще не раз встретимся на уроках литературного чтения.
Ребята, а угадать сказку по её отрывку вы сможете?
Ответы детей (да нет)
Давайте попробуем. Случайте внимательно. Кто знает название сказки, поднимает руку. За правильный ответ вы получаете золотую рыбку.
1. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
2. Сказка о золотом петушке
3. Сказка о рыбаке и рыбке
4.Сказка о попе и работнике его Балде
5.Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях
Молодцы!
3. Открытие нового знания:
Сейчас вам предстоит работа в паре, но для начала давайте вместе с вами вспомним правила, которые вам нужно соблюдать.
Правила работы в паре:
Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар;
Работать должен каждый на общий результат;
Умей выслушать, не перебивая;
Своё несогласие высказывай вежливо;
Результатом работы является общее мнение пары.
Не забывайте эти правила во время работы!
Ребята, а как вы думайте, сказка нас может чему-то научить? Обсудите этот вопрос вместе с товарищем.
Ответы детей (Сказка нас может научить, например, добру, потому что…)
Молодцы, всё верно!
А чему ещё нас могут научить сказки, мы узнаем из отрывка статьи Кирпичёвой, которая называется «Сказки А. С. Пушкина в воспитании младших школьников». Читайте очень внимательно.
О. А. Кирпичёва
Сказки А. С. Пушкина в воспитании младших школьников
Большими возможностями в плане воспитания младших школьников обладают сказки. Знакомство с ними происходит с самого раннего детства и продолжается в течение всей жизни.
Именно начиная со сказки, ребенок знакомится с литературным миром. В сказках отражаются отношения, такие же, как у людей.
В сказках говорится, что, как и в жизни, нам могут встречаться трудности. Сказки учат нас не бояться трудностей, а храбро с ними справляться. Положительные герои сказок становятся образцом для подражания. Они добры, находчивы, трудолюбивы.
Огромное влияние на воспитание младших школьников оказывают сказки А. С. Пушкина, преимущество которых заключается в том, что:
знакомят с народным творчеством, историей и традициями народа, так как в сказках А. С. Пушкина за вымыслом скрывается реальная жизнь людей: «…Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком»; «Кабы я была царица, - Говорит одна девица…»;
учат трудолюбию, доброте, смелости, а так же учат отрицательно относиться к жестокому отношению и жадности: «Отпустил он рыбку золотую. И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе»…»
Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло.
Каждая его сказка несет в себе какой-либо урок: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
Учитель: Вы читали, вы читали ваши глазоньки устали, так давайте отдохнем.
4. Включение нового знания в систему знаний
А сейчас мы узнаем, какая пара внимательно читала статью. Смело отвечайте на мои вопросы. За правильный ответ пара получает золотую рыбку. Ответ на мой вопрос можно выделить в статье карандашом.
Вопросы:
Почему именно сказки обладают большими возможностями в плане воспитания?
(Знакомство с ними происходит с самого раннего детства и продолжается в течение всей жизни)
Что отражается в сказках?
(В сказках отражаются отношения, такие же, как у людей)
Чему нас могут научить сказки?
(Сказки учат нас не бояться трудностей, а храбро с ними справляться)
Огромное влияние на воспитание младших школьников оказывают сказки
А. С. Пушкина.
Что скрывается за вымыслом в сказках А. С. Пушкина?
(За вымыслом скрывается реальная жизнь людей)
Чему учат сказки А. С. Пушкина?
(учат трудолюбию, доброте, смелости, а так же учат отрицательно относиться к жестокому отношению и жадности)
Какая главная отличительная черта сказок Пушкина?
(добро всегда побеждает зло)
Подумайте, что значит выражение: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»
Молодцы, хорошо поработали!
Подпишите ваше Ф. И. в уголке на листочке со статьей и количество злотых рыбок, которое есть у вашей пары. А если у вашей пары нет рыбок, не расстраивайтесь. У вас всё еще впереди.
Молодцы, хорошо поработали!
На следующем уроке мы продолжим работать со статьей. А пока отложите её на край пары. Давайте откроем дневники, запишем Д. З. выучить отрывок из любимой вами сказки А. С. Пушкина.
4. Рефлексия:
Что для вас показалось наиболее важным в статье?
Ответы детей (например, что добро всегда побеждает зло, сказка учит доброте)
Подумайте, а что такое добро?
Ответы детей (добро это…)
Добро – это, прежде всего поступки, которые приносят пользу не только нам, но и окружающим нас людям. Добро должно быть бескорыстным, совершаться от чистого сердца. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим. Не забывайте делать добрые дела.
Наш урок подходит к концу, давайте встанем.
Представьте, что наши ладошки – это весы. На одной ладошке знания, которые у вас уже есть, а на другой, знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке. Давайте, их соединим.
Урок окончен, молодцы, спасибо, за работу./data/files/z1509698138.docx (Этапы урока с УУД)