12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лабутина Мария Александровна42
Россия, Нижегородская обл., семенов
2

Сказки А. С. Пушкина в воспитании младших школьников



1. Мотивирование к учебной деятельности:

Доброго ура –

Солнцу и птицам!

Доброго ура –

Улыбчивым лицам!

Успехов, удачи,

Тепла и добра

Желаю с утра вам,

Моя детвора.

Садитесь.

Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Ответы детей (сейчас время года – зима)

А нравится ли вам зима и почему?

Ответы детей (да/нет, потому что…)

Зима – это время, наполненное радостью и по-настоящему чистым и детским счастьем. Зима - волшебное время года, когда всё вокруг напоминает сказку, в которую хочется поверить. Многие поэты воспевали зиму в своих стихотворениях.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в проблемном обучении.

В класс входит ученик в образе А. С. Пушкина. Читает стихотворение

ЗИМНЕЕ УТРО.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче…погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Кто знает, что за гость к нам заглянул?

(Познавательные ууд: формировать мыслительные операции, способствовать развитию логического мышления)

Ответы детей (А. С. Пушкин)

Совершенно верно.

О творчестве, какого автора мы буде говорить на нашем уроке?

Ответы детей (на уроке мы буде говорить о творчестве А. С. Пушкина)

Тема нашего урока: «Сказки А. С. Пушкина в воспитании школьников»

Пользуясь опорными словами, поставьте цели урока:

Ознакомиться с биографией (А. С. Пушкина)

Узнать чему учат сказки … (А. С. Пушкина)

Краткая биография А. С. Пушкина. (Рассказывает учащийся)

Пушкин: Ребята, а вы мои сказки знаете?

Ответы детей (Да)

Пушкин: Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать, что это за персонаж из какой сказки?

1. Что за зверь в хрустальном доме

Князю прибыль создает,

Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет?

Ответ (белка из сказки о царе Салтане)

2. Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

Ответ (золотой петушок из сказки о золотом петушке)

3. Сети в море ты закинь,

Раза три, а не один,

Может, ты меня поймаешь,

А кого скажи, коль знаешь?

Ответ (золотая рыбка из сказки о рыбаке рыбке)

Пушкин: А какие ещё названия моих сказок вы знаете?

Ответы детей: (Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях; Сказка о попе и работнике его Балде; Жених; незаконченная сказка о медведихе)

Пушкин: Молодцы ребята! К сожалению, мне пора прощаться с вами, но мы еще не раз встретимся на уроках литературного чтения.

Ребята, а угадать сказку по её отрывку вы сможете?

Ответы детей (да нет)

Давайте попробуем. Случайте внимательно. Кто знает название сказки, поднимает руку. За правильный ответ вы получаете золотую рыбку.

1. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

2. Сказка о золотом петушке

3. Сказка о рыбаке и рыбке

4.Сказка о попе и работнике его Балде

5.Сказка о мёртвой царевне и о 7 богатырях

Молодцы!

3. Открытие нового знания:

Сейчас вам предстоит работа в паре, но для начала давайте вместе с вами вспомним правила, которые вам нужно соблюдать.

Правила работы в паре:

Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар;

Работать должен каждый на общий результат;

Умей выслушать, не перебивая;

Своё несогласие высказывай вежливо;

Результатом работы является общее мнение пары.

Не забывайте эти правила во время работы!

Ребята, а как вы думайте, сказка нас может чему-то научить? Обсудите этот вопрос вместе с товарищем.

Ответы детей (Сказка нас может научить, например, добру, потому что…)

Молодцы, всё верно!

А чему ещё нас могут научить сказки, мы узнаем из отрывка статьи Кирпичёвой, которая называется «Сказки А. С. Пушкина в воспитании младших школьников». Читайте очень внимательно.

О. А. Кирпичёва

Сказки А. С. Пушкина в воспитании младших школьников

Большими возможностями в плане воспитания младших школьников обладают сказки. Знакомство с ними происходит с самого раннего детства и продолжается в течение всей жизни.

Именно начиная со сказки, ребенок знакомится с литературным миром. В сказках отражаются отношения, такие же, как у людей.

В сказках говорится, что, как и в жизни, нам могут встречаться трудности. Сказки учат нас не бояться трудностей, а храбро с ними справляться. Положительные герои сказок становятся образцом для подражания. Они добры, находчивы, трудолюбивы.

Огромное влияние на воспитание младших школьников оказывают сказки А. С. Пушкина, преимущество которых заключается в том, что:

знакомят с народным творчеством, историей и традициями народа, так как в сказках А. С. Пушкина за вымыслом скрывается реальная жизнь людей: «…Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком»; «Кабы я была царица, - Говорит одна девица…»;

учат трудолюбию, доброте, смелости, а так же учат отрицательно относиться к жестокому отношению и жадности: «Отпустил он рыбку золотую. И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе»…»

Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло.

Каждая его сказка несет в себе какой-либо урок: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

Учитель: Вы читали, вы читали ваши глазоньки устали, так давайте отдохнем.

4. Включение нового знания в систему знаний

А сейчас мы узнаем, какая пара внимательно читала статью. Смело отвечайте на мои вопросы. За правильный ответ пара получает золотую рыбку. Ответ на мой вопрос можно выделить в статье карандашом.

Вопросы:

Почему именно сказки обладают большими возможностями в плане воспитания?

(Знакомство с ними происходит с самого раннего детства и продолжается в течение всей жизни)

Что отражается в сказках?

(В сказках отражаются отношения, такие же, как у людей)

Чему нас могут научить сказки?

(Сказки учат нас не бояться трудностей, а храбро с ними справляться)

Огромное влияние на воспитание младших школьников оказывают сказки

А. С. Пушкина.

Что скрывается за вымыслом в сказках А. С. Пушкина?

(За вымыслом скрывается реальная жизнь людей)

Чему учат сказки А. С. Пушкина?

(учат трудолюбию, доброте, смелости, а так же учат отрицательно относиться к жестокому отношению и жадности)

Какая главная отличительная черта сказок Пушкина?

(добро всегда побеждает зло)

Подумайте, что значит выражение: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»

Молодцы, хорошо поработали!

Подпишите ваше Ф. И. в уголке на листочке со статьей и количество злотых рыбок, которое есть у вашей пары. А если у вашей пары нет рыбок, не расстраивайтесь. У вас всё еще впереди.

 

Молодцы, хорошо поработали!

На следующем уроке мы продолжим работать со статьей. А пока отложите её на край пары. Давайте откроем дневники, запишем Д. З. выучить отрывок из любимой вами сказки А. С. Пушкина.

4. Рефлексия:

Что для вас показалось наиболее важным в статье?

Ответы детей (например, что добро всегда побеждает зло, сказка учит доброте)

Подумайте, а что такое добро?

Ответы детей (добро это…)

Добро – это, прежде всего поступки, которые приносят пользу не только нам, но и окружающим нас людям. Добро должно быть бескорыстным, совершаться от чистого сердца. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим. Не забывайте делать добрые дела.

Наш урок подходит к концу, давайте встанем.

Представьте, что наши ладошки – это весы. На одной ладошке знания, которые у вас уже есть, а на другой, знания, которые вы получили на сегодняшнем уроке. Давайте, их соединим.

Урок окончен, молодцы, спасибо, за работу./data/files/z1509698138.docx (Этапы урока с УУД)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.