Урок по литературе во 2 классе «Права сказочных героев»
Пояснительная записка к презентации
Права сказочных героев
(Исследовательская работа Петухина Артёма)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
1. Документы о правах детей
2. Результаты анкетирования
3. Права детей
4. Сказки – прекрасный учебник жизни
5. Права сказочных героев
6. Защитники прав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Я заметил, что сейчас часто и много стали говорить о жестоком отношении к детям со стороны взрослых. В телевизионных программах, в газетных статьях рассказывается о нарушении прав ребёнка. Мои родители тоже обсуждают эти вопросы. На уроках литературного чтения мы знакомились с русскими народными сказками, и я задумался, а как обстоит дело с соблюдением прав у сказочных героев. Я захотел более подробно изучить этот вопрос, а заодно вспомнить основные права детей.
Цель моей работы: на примере сказочных героев рассказать о возможных нарушениях прав детей.
Задачи:
познакомиться с литературой по данной теме;
проанализировать взаимоотношения сказочных героев;
расширить знания о правах детей
Гипотеза: предположу, что в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.
Методики:
изучение литературы;
анкетирование;
сопоставление сказочных и жизненных ситуаций;
анализ полученных результатов;
защита своего проекта
ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
1. Документы о правах детей
Изучая литературу по своей теме, я узнал, что ещё в Древней Руси забота о детях вменялась родителям. Древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой» раскрывал содержание ответственности родителей за воспитание, образование и поведение детей в обществе. Много нового своими указами внёс в положение малолетних Пётр I. Сейчас права детей закреплены в таких документах, как Декларация прав ребёнка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году и определяла действия тех, кто отвечает за соблюдение прав ребёнка, и Конвенция о правах ребёнка – международный правовой документ, в котором говориться о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия.
2. Результаты анкетирования
А знают ли права детей наши родители и одноклассники? Я предложил им ответить на вопросы анкеты. (Приложение). Оказалось следующее: не все дети знают свои права. В основном знают о праве на образование, медицинское обслуживание и отдых. Об этом они узнали от родителей. Ребята считают, что нарушение прав в нашей жизни есть, а защитниками являются родители.
Взрослые тоже знают только о некоторых правах и их нарушениях, но иногда не задумываются о том, как исправить сложившуюся ситуацию. Поэтому сначала я захотел остановиться на основных правах детей.
3. Права детей
Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете.
Ребёнок имеет право:
на жизнь
на жизнь в семье со своими родителями
на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению
свободно выражать своё мнение
на бесплатное образование
на бесплатную медицинскую помощь
на владение личным имуществом
на неприкосновенность жилища
на свою тайну
на отдых и досуг
Мне очень понравилось стихотворение Кочуровой Тани, ученицы 8 класса МБОУ Пошатовская ООШ, в котором она рассказала о некоторых правах детей.
Ребёнок, не достигнув восемнадцати лет,
Не должен приниматься на работу.
Родители должны проявлять к нему
Большую любовь и заботу.
Должны его охранять и оберегать,
Никому в обиду не давать.
Ребёнок имеет право получить
Бесплатное образование
И, конечно, имеет право
На надлежащие уход и питание.
Ребёнок должен быть защищён
От небрежного к нему отношения.
Ребёнок должен в школе получать
Умения и знания.
Воспитываться же должен он
В духе взаимопонимания.
У ребёнка должна быть возможность
Развиваться и играть,
И как можно больше
На свежем воздухе бывать.
4. Сказки – прекрасный учебник жизни
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» А.С.Пушкин.
Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.
5. Права сказочных героев
Я ещё раз просмотрел русские народные сказки и проанализировал поступки сказочных персонажей. Вот что получилось.
Название сказки |
Что произошло |
Какое право нарушено |
Волк и семеро козлят |
Волк, проникнув в домик козлят, съел их. |
Право на жизнь. |
Гуси - Лебеди |
Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес. |
Право на жизнь в семье со своими родителями. |
Морозко |
Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну. |
Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению. |
Лиса и Журавль |
Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным. |
Право на хорошее питание. |
Заюшкина избушка |
Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки. |
Право на неприкосновенность жилища. |
Крошечка - Хаврошечка |
Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому. |
Право на отдых и досуг. |
Царевна - лягушка |
Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу. |
Право на свою тайну. |
По щучьему велению |
Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала. |
Право свободно выражать своё мнение. |
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1455367536.pptx (Права сказочных героев)
6. Защитники прав
Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники. Так Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке – Хаврошечке помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а царевна вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается.
Но и дети не одни в современном мире. На защите их прав стоят родители и государство. Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день ребёнка, 1 июня – День защиты детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я думаю, что моя работа принесёт пользу, так как ребята, познакомившись с ней, узнают много нового о своих правах. Это поможет им правильно вести себя как со взрослыми, так и со сверстниками. А родители, наверное, задумаются над тем, как защитить права своих детей в случае их нарушения.
Мой совет всем:
Пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.
Круглов Ю.Г. Сказки// Библиотека русского фольклора. - М.: Советская Россия, 1988 г.
Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.
Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.
Надежда