Пояснительная записка к презентации
Открытый урок. 23.12.2020г.
Литературное чтение.
Тема: Сочетание «ЖИ» и «ШИ»
Цель: систематизировать знания о сочетаниях «ЖИ» и «ШИ».
Задачи:
обучающая: закрепить знания учащихся о сочетании «ЖИ» и «ШИ», закрепить знания о всегда твердых звуках [Ж] и [Ш], формировать навыки правильного плавного чтения, дать представление о правописании «ЖИ» и «ШИ».
развивающая: развивать фонематический слух, память, речь, внимание, наблюдательность, умение анализировать.
воспитательная: воспитывать доброту и любовь к сказкам, прививать интерес к предмету и процессу обучения через игровые моменты.
Ход урока.
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок!
Наши ушки на макушке
Глазки широко раскрыты.
Идя к заветной цели
Работать будем дружно.
Сегодня на уроке
Нам много сделать нужно!
-Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
- У нас сегодня присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.
- Сегодня нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.
- Желаю быть внимательными, старательными и быть активными, чтобы у нас с вами всё получилось.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в сказку. Какими словами чаще всего начинаются сказки?
Дети. Жили–были…(На доске «Жили-были…» (слайд 2))
Учитель: Сколько слогов в слове жили?
Дети. Два слога.
Учитель: Какой первый слог?
Дети. «Жи».
Учитель. Какой второй?
Дети. «Ли».
Учитель. Какую роль выполняет гласный звук «И»?
Дети. Смягчает предшествующий согласный.
Учитель. Но «Ж» - твёрдый звук. Почему стоит буква «И»?
Дети. Высказывают свои мысли.
Учитель: Ребята, а знаете ли вы еще какие-нибудь звуки похожие на звук «Ж»?
Дети: Да, звук «Ш», согласный, всегда твердый и глухой.
Учитель: Ребята, а может вы ещё и орфограмму какую-нибудь знаете, про сочетание «ШИ»?
Дети: «ШИ» пиши с буквой «И».
Учитель. Написание «ЖИ», которое пришло к нам из сказки, живёт теперь тоже во всех других словах.
III. Объявление темы урока.
Темой нашего урока сегодня будет сочетание «ЖИ» и «ШИ».
Ребята как я вам и говорила. Мы отправимся сегодня в сказку.
Подумайте и скажите мне, пожалуйста, на чем можно путешествовать?
Дети: Ответы ребят. (поезд)
Учитель: вот и мы отправимся сегодня в сказку на поезде. (слайд 3)
Но сначала мы с вами чуть – чуть разомнемся.
Физкультминутка: (Слайд 4)
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка.
Приседай скорей, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбнулся и садись.
А теперь ребята мы отправляемся в сказку.
Внимание, поезд отправляется! (Слайд 5) ребята изображают поезд.
И первая наша остановка - станция «4 лишний»! (Слайд 6)
Посмотрите,пожалуйста, на слайд и скажите какое слово лишнее и почему?
Дети: Ответы детей.
ужи, мыши, ежи, машина.
Учитель: Молодцы! А теперь наш поезд отправляется дальше.(Слайд 7) ребята изображают поезд.
И следующая наша остановка - станция «Допиши словечко». (Слайд 8)
У вас у всех на столе лежат листики с недописанными словами, поставьте нужную букву в слова.
Выполните, пожалуйста, работу. Даю вам 2 минуты.
Выполнили? А теперь обменяйтесь листиками с соседом по парте и проверьте правильно ли все сделано. Свериться можно с доской. (Слайд 9)
Проверили? Исправили ошибки?
Теперь снова обменяйтесь листочками.
Поднимите руки те, у кого получилось, так как у меня на доске.
У кого получилось чуточку не так, ничего страшного, значит нужно ещё потренироваться.
Молодцы! Ну, а у кого были ошибки, ничего страшного, значит нужно ещё потренироваться.
Отправляемся дальше в путь… (Слайд 10) ребята изображают поезд.
Станция «Орфограмма» (Слайд 11)
Я буду говорить слова. Если в них есть наши орфограммы «ЖИ» и «ШИ», то вы встаете, если нет – поднимаете руки вверх.
ТУЧИ, СНЕЖИНКА, СВЕЧА, СНЕГИРЬ, ВЕРШИНА, КНИЖКА, ЧУДО, ОВЧАРКА, ЛУЖИ, МАШИНА, ЖИЛЬЁ.
Очень хорошо. Давайте отправимся дальше в путь. (Слайд 12) ребята изображают поезд.
И наконец - то мы добрались до станции «Сказка». (Слайд 13)
На стр.28. в азбуке нас ждет сказка «Мужик и медведь»
Ребята давайте ее прочитаем, все поставили пальчик и следим. Читать будем по предложению.
Ребята скажите, пожалуйста, что означают 3 точки в конце предложения?
Дети: Предположения детей (троеточие обозначает, что история имеет продолжение)
Учитель: Ребята давайте вспомним и продолжим сказку. Что же было дальше, чем закончилась сказка? Разобрать слова: корешки и верши.
Ребята давайте подчеркнем карандашом в тексте все орфограммы «ЖИ» и «ШИ».
Посчитайте их.
Ребята вот и подошло наше путешествие к концу.
Давайте повторим, какое важное правило нам нужно запомнить? (Слайд 14)
Скажите ребята, что вам больше всего понравилось делать на уроке?
Что было трудно?
Я тоже хочу поделиться с вами своими впечатлениями, мне понравилось, как активно работали:…..
Наведите порядок у себя на парте, закройте учебник, положите все на край стола. Про
Оцените свою работу на уроке: встаньте те кто считает, что у вас все хорошо получилось. Встаньте все ребята, вы тоже старались, вы тоже молодцы. (Слайд 14).