Урок-игра в 1 классе «Повторение изученного. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

0
0
Материал опубликован 10 March 2020

Тема: Повторение изученного. Правописание сочетаний "жи-ши,

ча-ща, чу-щу"

 

 

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.

Структура урока: Комбинированный.

Форма урока: Урок – игра.

 

 

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать у учащихся навык калиграфического письма.

2. Отрабатывать умение распознавать в словах шипящие звуки (ж, ш, ч, щ) и правильно обозначать сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у.

Развивающие:

1. Развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

2. Развивать внимательность, культуру речи, мышление.

3. Развивать устную и письменную речь.

4. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.

5. Расширять словарь учащихся.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение общаться и работать в группах.

2. Воспитывать любовь к родному языку.

3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.

 

 

Цель:

Закрепить у учащихся умение правильно писать орфограмму " жи-ши,

ча-ща, чу-щу".

 

 

Планируемые достижения учащихся:

Довести до автоматизма написание слов с сочетаниями " жи-ши, ча-ща,

чу-щу".

Оборудование:

1. " Русский язык – 1 класс", С.В. Иванов, А.О. Евдакимова, М.И. Кузнецова, М.: Вентана – Граф, 2008 г.

2. Разноуровневые индивидуальные карточки со словами.

3. Индивидуальные карточки с домашним заданием.

4. Карточки с сочетаниями "жи-ши, ча-ща, чу-щу".

5. Карточки со словами (для доски).

 

 

 

 

Перед началом урока детям раздаются карточки со словами, в которых встречаются правила, о которых пойдет речь на уроке.

 

 

Ход урока:

 

Организационный момент:

" Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем! "

- Ребята, сегодня на наш урок пришли гости. Они хотят посмотреть, какими взрослыми вы стали за этот год. Ведь теперь мы с вами знаем не только буквы, но и умеем писать. Писать правильно и красиво.

Проверка домашнего задания:

Работа в тетрадях:

А сейчас откроем тетради, запишем число, "Классная работа". ( Учащиеся выполняют задание.)

Минутка чистописания:

Пп оп ап

 

Запишите слова ёжик, часы

- Ребята, какие могут быть ошибки при написании этих букв. Смотрим. Анализируем. Записываем.)

( На протяжениии всего урока контролируется аккуратность и чистота работы в тетрадях. Ровная посадка детей.)

5. Сообщение темы и целей урока: Вопросы учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на удивительные планеты (показываю указкой). Посмотрите, какое загадочное звёздное небо. Это-галактика , огромная звездная система...В галактике обнаружили– три новые планеты. На каждой есть и жители. Какие? На каждой из планет живет какое-то правило. (К островам магнитом, обратной стороной к детям, прикреплены карточки с сочетаниями "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".) Вот только я совсем забыла, А какое именно правило на какой планете живёт., узнать должны вы .

У каждого из вас – карточки с заданием. Прочитайте их и вставьте пропущенную букву и скажите , какое слово лишнее

-Читают слова ребята, которые сидят на первом ряду.

(Этим детям даны слова с сочетаниями "жи-ши").

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?

- Ребята, расскажите это правило.

 

- Как вы думаете, какое правило живет на жёлтой планете?

- Молодцы! (Переворачиваю карточку .На ней – надпись "жи-ши".)

-( В одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило.

- Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.

- На жёлтой планете живет правило: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.)

 

- Теперь прочитают карточки ребята, которые сидят на втором ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "ча-ща" Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на зелёной планете?

- Молодцы! (Переворачиваю карточку на второй планете. На ней надпись – "ча-ща".)

-( В одну группу эти слова объединены потому, что у них общее правило.

- Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.

- На зелёной планете живет правило: Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.)

 

Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на третьем ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "чу-щу".)

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на синей планете?

- Молодцы! ( Переворачиваю карточку на третьем острове. На ней надпись – "чу-щу".)

- Эти слова объединены в одну группу потому, что у них общее правило.

- Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

- На третьем острове живет правило: Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

 

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Молодцы! Верно! Сегодня мы с вами повторим и закрепим правила написания сочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу". . И в конце урока откроем своё созвездие.

 

А теперь повторим правило.

Знаем твёрдо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где
ча и ща
Мы напишем только а.
Где же встретим мы
чу – щу,
То напишем букву у.

 

Чтобы попасть на планеты нам надо выполнить задания.

 

 

2.Вставьте пропущенную букву, напишите правильно слова в тетрадь

Лыжи, хороший, мыши
Чашка, чайка, чаща
Чудо, чужой, щука

 

3. Работа в парах. Найди лишние слова

 

Вершина, лужи, тишина,

Душистый, ландыши, весна

Шиповник, чижик, зашипит,

Пушистый, котик , сторожит

 

Работа в группах.

Из слов каждой строчки составить предложения. Дать название рассказу.

 

Много, в, грибов, лесу.

Тропинки, прячутся, у, боровики.

Полянке, на, рыжики, появились.

 

Работа по учебнику

Упр.6, стр. 110.

 

 

 

Вопросы учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на удивительные, красивые острова планеты (показываю указкой). Посмотрите, какое загадочное море звёздное небо. Это-галактика – это огромная звездная система, скопление звезд..Называется оно "ПИШИВЕРНО"Нам с вами надо бу. На море – три острова. На каждом есть и жители. Какие? На каждом из островов живет какое-то правило. (К островам магнитом, обратной стороной к детям, прикреплены карточки с сочетаниями "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".) Вот только я совсем забыла, какое именно правило на каком острове живет. Помогите мне разобраться.

У каждого из вас – карточки со словами. Прочитайте их самостоятельно ( Дети самостоятельно читают слова)

- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на первом ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "жи-ши").

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?

- Ребята, расскажите это правило.

 

- Как вы думаете, какое правило живет на первом острове?

- Молодцы! (Переворачиваю карточку на первом острове. На ней – надпись "жи-ши".)

- Теперь прочитают карточки ребята, которые сидят на втором ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "ча-ща"

 

Предполагаемые ответы детей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило.

- Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.

- На первом острове живет правило: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.

 

 

 

 

 

ща".

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на втором острове?

- Молодцы! (Переворачиваю карточку на втором острове. На ней надпись – "ча-ща".)

- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на третьем ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "чу-щу".)

- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?

- Ребята, расскажите это правило.

- Как вы думаете, какое правило живет на третьем острове?

- Молодцы! ( Переворачиваю карточку на третьем острове. На ней надпись – "чу-щу".)

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Молодцы! Верно! Сегодня мы с вами повторим правила написания сочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".

 

- В одну группу эти слова объединены потому, что у них общее правило.

- Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.

- На втором острове живет правило: Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.

 

 

 

 

 

 

 

- Эти слова объединены в одну группу потому, что у них общее правило.

- Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

- На третьем острове живет правило: Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

 

 

 

- Тема нашего урока: Правописание сочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".

 

6. Упражнения в правописании гласных после шипящих:

( Предварительно подготовлена карточка со словами: "лужи, час, весна, чудо")

- Ребята, посмотрите, в море ПИШИВЕРНО терпит крушение корабль. Чтобы его спасти, нужно выполнить задание.( Демонстрирую карточку со словами: "лужи, час, весна, чудо")

Вопросы учителя:

- Ребята, найдите "лишнее слово".

Предполагаемые ответы учеников:

- Лишнее слово – "весна".

 

-Почему вы решили, что слово "весна" является "лишним"?

 

 

- Докажите!

 

 

 

 

 

- Молодцы! Мы спасли корабль и его пассажиров. А теперь запишите слова с изученными правилами в свою тетрадь. (Дети выполняют задание.)

- Потому что во всех других словах есть правила, о котрых мы говорим сегодня на уроке, только в слове "весна" такого правила нет.

- В слове "лужи" правило: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. В слове "час" правило: Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. В слове "чудо" правило: Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

 

7. Пальчиковая физминутка (гимнастика)

- Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем

И опять писать начнем.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

А теперь мы отдохнем

И опять писать начнем.

 

8. Интегрированная работа по карточкам:

 

 

Вопросы учителя:

- Ребята, посмотрите, пассажиры того самого корабля, который мы спасли, обронили спасательный круг. А на нем – карточки с заданием. ( Демонстрирую детям.) Если уж этот спасательный круг волной прибило к

Предполагаемые ответы учеников:

 

нашему берегу, нужно выполнить и задание. (Карточки с заданием прикреплены к спасательному кругу, они подписаны, на каждой карточке подчеркнуто разное количество слов, в зависимости от уровня развития ребенка. В слова нужно вставить буквы.)

 

 

( В ходе работы прохожу по классу, просматриваю работы детей. В случае необходимости, делаю замечания, поправки. Подбадриваю детей похвалой. По окончании работы карточки собираю.)

 

9. Закрепление:

 

Вопросы учителя:

- Ребята, какие правила мы вспомнили сегодня на уроке?

 

 

 

- Ребята, подумайте, назовите свои слова, в которых встречаются эти правила.

Предполагаемые ответы детей:

- Сегодня на уроке мы вспомнили следующие правила: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

( Дети называют слова, формулируя то правило, которое встречается в данном слове.)

 

10. Списывание с доски:

( Предварительно на доске написан текст, в некоторых словах которого пропущены буквы.)

" ...астала зима. Леж...т пуш...стый снег. Девочка ...ина вышла в сад." (Настала зима. Лежит пушистый снег. Девочка Зина вышла в сад.)

Вопросы учителя:

- Ребята, посмотрите на доску. ( Читаю детям текст.)

- Какие буквы пропущены в первом

Предполагаемые ответы учеников:

 

 

- В первом предложении пропущена

 

предложении?

- Почему эта буква заглавная?

 

 

 

 

- Какие буквы пропущены во втором предложении?

 

- Почему вы так думаете? Докажите!

 

 

 

- Какие буквы пропущены в третьем предложении?

- Почему она заглавная?

 

 

 

- Молодцы! А теперь этот текст перепишите в свою тетрадь ( Дети выполняют задание. Во всей работе, как и всегда, дети подчеркивают знакомые им правила.)

заглавная буква "Н".

- Потому что первое слово в предложении пишем с заглавной буквы.(К доске выходит ребенок, пишет, вставляет нужную букву в слово.)

- В слове "лежит" пропущена гласная и, в слове " пушистый" пропущена гласная и.

- Мы знаем правило: сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. (К доске выходит ребенок, вставляет нужные буквы в слова.)

- В третьем предложении пропущена заглавная буква "З".

- Слово "Зина" – это имя девочки, а имена людей мы пишем с заглавной буквы. (К доске выходит ребенок, вставляет в слово нужную букву.)

 

11. Физминутка:

( Точечный массаж для пальчиков.)

 

12. Письмо под диктовку:

( Под диктовку дети записывают слова, находят в них правила. Подчеркивают. Объясняют. Формулируют правило.)

" Щука, жираф, чайка, дача, куча, шишка, ежи, чудак."

 

13. Домашнее задание (интегрированное):

( Еще в начале урока к доске магнитом прикреплены чайки с листочками в клювах. На этих листочках – домашнее задание. Оно (задание) дается интегрированно. Карточки подписаны, на каждой "галочкой" отмечены те задания, которые ребенку нужно выполнить дома.)

- Ребята, посмотрите, чайки в своих клювах принесли ваше домашнее задание. ( Раздаю детям карточки. Подробно объясняю задание.)

 

14. Подведение итогов урока:

Вопросы учителя:

- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Ребята, а какие правила мы с вами сегодня вспомнили?

 

 

 

- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Сегодня в дневниках всем нарисуем веселые рожицы.( Веселая рожица у детей соотносится с отметкой "5".)

Предполагаемые ответы учеников:

- Сегодня на уроке мы вспоминали правила.

- Мы сегодня вспомнили следующие правила: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

 

15. Пролог урока:

- На уроке все трудились,

Ни минутки не ленились!

И запомните, друзья,

Писать без правила нельзя!

 

Все дети хором: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.

 

 

(Наглядный материал, который использовался на уроке, прилагается.)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации