Урок-игра в 1 классе «Повторение изученного. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Тема: Повторение изученного. Правописание сочетаний "жи-ши,
ча-ща, чу-щу"
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.
Структура урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок – игра.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать у учащихся навык калиграфического письма.
2. Отрабатывать умение распознавать в словах шипящие звуки (ж, ш, ч, щ) и правильно обозначать сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2. Развивать внимательность, культуру речи, мышление.
3. Развивать устную и письменную речь.
4. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.
5. Расширять словарь учащихся.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение общаться и работать в группах.
2. Воспитывать любовь к родному языку.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
Цель:
Закрепить у учащихся умение правильно писать орфограмму " жи-ши,
ча-ща, чу-щу".
Планируемые достижения учащихся:
Довести до автоматизма написание слов с сочетаниями " жи-ши, ча-ща,
чу-щу".
Оборудование:
1. " Русский язык – 1 класс", С.В. Иванов, А.О. Евдакимова, М.И. Кузнецова, М.: Вентана – Граф, 2008 г.
2. Разноуровневые индивидуальные карточки со словами.
3. Индивидуальные карточки с домашним заданием.
4. Карточки с сочетаниями "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
5. Карточки со словами (для доски).
Перед началом урока детям раздаются карточки со словами, в которых встречаются правила, о которых пойдет речь на уроке.
Ход урока:
Организационный момент:
" Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем! "
- Ребята, сегодня на наш урок пришли гости. Они хотят посмотреть, какими взрослыми вы стали за этот год. Ведь теперь мы с вами знаем не только буквы, но и умеем писать. Писать правильно и красиво.
Проверка домашнего задания:
Работа в тетрадях:
А сейчас откроем тетради, запишем число, "Классная работа". ( Учащиеся выполняют задание.)
Минутка чистописания:
Пп оп ап
Запишите слова ёжик, часы
- Ребята, какие могут быть ошибки при написании этих букв. Смотрим. Анализируем. Записываем.)
( На протяжениии всего урока контролируется аккуратность и чистота работы в тетрадях. Ровная посадка детей.)
5. Сообщение темы и целей урока: Вопросы учителя:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на удивительные планеты (показываю указкой). Посмотрите, какое загадочное звёздное небо. Это-галактика , огромная звездная система...В галактике обнаружили– три новые планеты. На каждой есть и жители. Какие? На каждой из планет живет какое-то правило. (К островам магнитом, обратной стороной к детям, прикреплены карточки с сочетаниями "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".) Вот только я совсем забыла, А какое именно правило на какой планете живёт., узнать должны вы .
У каждого из вас – карточки с заданием. Прочитайте их и вставьте пропущенную букву и скажите , какое слово лишнее
-Читают слова ребята, которые сидят на первом ряду.
(Этим детям даны слова с сочетаниями "жи-ши").
- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?
- Ребята, расскажите это правило.
- Как вы думаете, какое правило живет на жёлтой планете?
- Молодцы! (Переворачиваю карточку .На ней – надпись "жи-ши".)
-( В одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило.
- Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.
- На жёлтой планете живет правило: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.)
- Теперь прочитают карточки ребята, которые сидят на втором ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "ча-ща" Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?
- Ребята, расскажите это правило.
- Как вы думаете, какое правило живет на зелёной планете?
- Молодцы! (Переворачиваю карточку на второй планете. На ней надпись – "ча-ща".)
-( В одну группу эти слова объединены потому, что у них общее правило.
- Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.
- На зелёной планете живет правило: Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.)
Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на третьем ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "чу-щу".)
- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?
- Ребята, расскажите это правило.
- Как вы думаете, какое правило живет на синей планете?
- Молодцы! ( Переворачиваю карточку на третьем острове. На ней надпись – "чу-щу".)
- Эти слова объединены в одну группу потому, что у них общее правило.
- Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.
- На третьем острове живет правило: Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.
- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Молодцы! Верно! Сегодня мы с вами повторим и закрепим правила написания сочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу". . И в конце урока откроем своё созвездие.
А теперь повторим правило.
Знаем твёрдо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем букву у.
Чтобы попасть на планеты нам надо выполнить задания.
2.Вставьте пропущенную букву, напишите правильно слова в тетрадь
Лыжи, хороший, мыши
Чашка, чайка, чаща
Чудо, чужой, щука
3. Работа в парах. Найди лишние слова
Вершина, лужи, тишина,
Душистый, ландыши, весна
Шиповник, чижик, зашипит,
Пушистый, котик , сторожит
Работа в группах.
Из слов каждой строчки составить предложения. Дать название рассказу.
Много, в, грибов, лесу.
Тропинки, прячутся, у, боровики.
Полянке, на, рыжики, появились.
Работа по учебнику
Упр.6, стр. 110.
Вопросы учителя: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на удивительные, красивые острова планеты (показываю указкой). Посмотрите, какое загадочное море звёздное небо. Это-галактика – это огромная звездная система, скопление звезд..Называется оно "ПИШИВЕРНО"Нам с вами надо бу. На море – три острова. На каждом есть и жители. Какие? На каждом из островов живет какое-то правило. (К островам магнитом, обратной стороной к детям, прикреплены карточки с сочетаниями "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".) Вот только я совсем забыла, какое именно правило на каком острове живет. Помогите мне разобраться. У каждого из вас – карточки со словами. Прочитайте их самостоятельно ( Дети самостоятельно читают слова) - Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на первом ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "жи-ши"). - Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? - Ребята, расскажите это правило.
- Как вы думаете, какое правило живет на первом острове? - Молодцы! (Переворачиваю карточку на первом острове. На ней – надпись "жи-ши".) - Теперь прочитают карточки ребята, которые сидят на втором ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "ча-ща"
|
Предполагаемые ответы детей:
- В одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило. - Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. - На первом острове живет правило: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.
|
ща". - Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? - Ребята, расскажите это правило. - Как вы думаете, какое правило живет на втором острове? - Молодцы! (Переворачиваю карточку на втором острове. На ней надпись – "ча-ща".) - Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на третьем ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "чу-щу".) - Скажите, почему эти слова объединены в одну группу? - Ребята, расскажите это правило. - Как вы думаете, какое правило живет на третьем острове? - Молодцы! ( Переворачиваю карточку на третьем острове. На ней надпись – "чу-щу".) - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? - Молодцы! Верно! Сегодня мы с вами повторим правила написания сочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу". |
- В одну группу эти слова объединены потому, что у них общее правило. - Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. - На втором острове живет правило: Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.
- Эти слова объединены в одну группу потому, что у них общее правило. - Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у. - На третьем острове живет правило: Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.
- Тема нашего урока: Правописание сочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу". |
6. Упражнения в правописании гласных после шипящих:
( Предварительно подготовлена карточка со словами: "лужи, час, весна, чудо")
- Ребята, посмотрите, в море ПИШИВЕРНО терпит крушение корабль. Чтобы его спасти, нужно выполнить задание.( Демонстрирую карточку со словами: "лужи, час, весна, чудо")
Вопросы учителя: - Ребята, найдите "лишнее слово". |
Предполагаемые ответы учеников: - Лишнее слово – "весна". |
-Почему вы решили, что слово "весна" является "лишним"?
- Докажите!
- Молодцы! Мы спасли корабль и его пассажиров. А теперь запишите слова с изученными правилами в свою тетрадь. (Дети выполняют задание.) |
- Потому что во всех других словах есть правила, о котрых мы говорим сегодня на уроке, только в слове "весна" такого правила нет. - В слове "лужи" правило: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. В слове "час" правило: Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. В слове "чудо" правило: Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у. |
7. Пальчиковая физминутка (гимнастика)
- Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем.
8. Интегрированная работа по карточкам:
Вопросы учителя: - Ребята, посмотрите, пассажиры того самого корабля, который мы спасли, обронили спасательный круг. А на нем – карточки с заданием. ( Демонстрирую детям.) Если уж этот спасательный круг волной прибило к |
Предполагаемые ответы учеников: |
нашему берегу, нужно выполнить и задание. (Карточки с заданием прикреплены к спасательному кругу, они подписаны, на каждой карточке подчеркнуто разное количество слов, в зависимости от уровня развития ребенка. В слова нужно вставить буквы.) |
|
( В ходе работы прохожу по классу, просматриваю работы детей. В случае необходимости, делаю замечания, поправки. Подбадриваю детей похвалой. По окончании работы карточки собираю.)
9. Закрепление:
Вопросы учителя: - Ребята, какие правила мы вспомнили сегодня на уроке?
- Ребята, подумайте, назовите свои слова, в которых встречаются эти правила. |
Предполагаемые ответы детей: - Сегодня на уроке мы вспомнили следующие правила: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у. ( Дети называют слова, формулируя то правило, которое встречается в данном слове.) |
10. Списывание с доски:
( Предварительно на доске написан текст, в некоторых словах которого пропущены буквы.)
" ...астала зима. Леж...т пуш...стый снег. Девочка ...ина вышла в сад." (Настала зима. Лежит пушистый снег. Девочка Зина вышла в сад.)
Вопросы учителя: - Ребята, посмотрите на доску. ( Читаю детям текст.) - Какие буквы пропущены в первом |
Предполагаемые ответы учеников:
- В первом предложении пропущена |
предложении? - Почему эта буква заглавная?
- Какие буквы пропущены во втором предложении?
- Почему вы так думаете? Докажите!
- Какие буквы пропущены в третьем предложении? - Почему она заглавная?
- Молодцы! А теперь этот текст перепишите в свою тетрадь ( Дети выполняют задание. Во всей работе, как и всегда, дети подчеркивают знакомые им правила.) |
заглавная буква "Н". - Потому что первое слово в предложении пишем с заглавной буквы.(К доске выходит ребенок, пишет, вставляет нужную букву в слово.) - В слове "лежит" пропущена гласная и, в слове " пушистый" пропущена гласная и. - Мы знаем правило: сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. (К доске выходит ребенок, вставляет нужные буквы в слова.) - В третьем предложении пропущена заглавная буква "З". - Слово "Зина" – это имя девочки, а имена людей мы пишем с заглавной буквы. (К доске выходит ребенок, вставляет в слово нужную букву.) |
11. Физминутка:
( Точечный массаж для пальчиков.)
12. Письмо под диктовку:
( Под диктовку дети записывают слова, находят в них правила. Подчеркивают. Объясняют. Формулируют правило.)
" Щука, жираф, чайка, дача, куча, шишка, ежи, чудак."
13. Домашнее задание (интегрированное):
( Еще в начале урока к доске магнитом прикреплены чайки с листочками в клювах. На этих листочках – домашнее задание. Оно (задание) дается интегрированно. Карточки подписаны, на каждой "галочкой" отмечены те задания, которые ребенку нужно выполнить дома.)
- Ребята, посмотрите, чайки в своих клювах принесли ваше домашнее задание. ( Раздаю детям карточки. Подробно объясняю задание.)
14. Подведение итогов урока:
Вопросы учителя: - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? - Ребята, а какие правила мы с вами сегодня вспомнили?
- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Сегодня в дневниках всем нарисуем веселые рожицы.( Веселая рожица у детей соотносится с отметкой "5".) |
Предполагаемые ответы учеников: - Сегодня на уроке мы вспоминали правила. - Мы сегодня вспомнили следующие правила: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у. |
15. Пролог урока:
- На уроке все трудились,
Ни минутки не ленились!
И запомните, друзья,
Писать без правила нельзя!
Все дети хором: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.
(Наглядный материал, который использовался на уроке, прилагается.)