Конспект урока русского языкв «Правописание буквосочетаний жи-ши. Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши»
Конспект урока по русскому языку
Тема: Правописание буквосочетаний жи-ши. Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши (повторение).
Цель: развитие умения наблюдать за написанием слов, включающих шипящие звуки.
Задачи:
образовательная - формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши; уточнить представления учащихся о звуках [ж], [ш], как твёрдых.
развивающая - развивать умение выражать свои мысли; структурировать знания; развивать орфографическую зоркость.
воспитательная - содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности.
Класс: 2 «Б»
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Ι. Актуализация знаний. |
Начинается урок. Он пойти вам должен впрок. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал. Почему это важно?
Откройте тетрадь. Что надо записать? Какую запись должны сделать дальше? Напишите слова «Классная работа». Ребята, вы любите слушать песни? А смотреть концерты с известными исполнителями? Представьте себе, что вы смотрите концерт и вдруг пропал звук. Вы видите артиста, но не слышите его. Представьте, что вы видите такую картинку. (Учитель широко открывает рот, как будто произносит звук .) Озвучьте её. Попробуйте также открыть рот и произнести звук. Какой звук у вас получился? А теперь вы видите такую картинку. (Учитель вытягивает губы в трубочку, как будто произносит звук [у].) Произнесите этот звук. Озвучьте следующую картинку. (Учитель растягивает губы в стороны, произнося про себя звук [и]..) Как называются звуки, которые можно петь? Затем учитель записывает на доске звуки [и], [а], [у]. – Какие ещё есть гласные звуки? |
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежнос-тей, высказывают свои мысли о необходимости правильной организации рабочего места. Дату. Комментированная запись числа. Классная работа. Отвечают на вопросы учителя. Дети произносят звук [а]. Звук [а]. Дети произносят звук [у]. Дети повторяют движение и называют этот звук. Гласные. Звуки [о], [у], [ы]. |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. |
– Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 162. – Что вы на нём видите? – Какие звуки сопровождают их действия? Как они называются? Согласные... согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. (В. Берестов) А какие особые согласные вы знаете? Какие звуки требуют к себе особого внимания? Почему? Назовите шипящие звуки. Эти звуки учитель записывает на доске. Эти согласные требуют особого внимания к себе со стороны гласных: с одними гласными дружат, а других просто никогда к себе не подпускают. Сформулируйте тему урока на основе записей на доске. Посмотрите на название параграфа 13 над кадром киноплёнки и сравните со своей формулировкой. Что в названии параграфа является для вас новым? С этим понятием мы будем знакомиться на следующем уроке. А сегодня вспоминаем то, что знаем. Составим план урока. Что мы сейчас делали? |
Дети играют. Согласные. Шипящие, свистящие, сонорные. Шипящие. Рядом с их буквами находится опасное место. ([ж], [ш], [ч], [щ]) Ученики называют тему: «Написание букв гласных и, а, у после шипящих». Орфограмма. План (примерный). - Воспринимать на слух слова с буквосочетаниями ча-ща. - Находить в словах буквосочетания ча-ща, жи-ши, чу-щу. -Графическое обозначение буквосочетаний. Планировали свою деятельность. |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. Подготовка к сочинению. |
Наблюдение над написанием буквы и после шипящих [ж] и [ш]. 1. Упр. 143, «Дидактический материал» . Какой буквы здесь не хватает? Можно ли че-ша-ща назвать словом? Почему? 2. Упр. 162 – развивается умение видеть буквосочетание жи-ши. Что сближает звуки [ж] и [ш]? Какой звук слышится после них? А какая буква пишется? Вспомните правило и сделайте вывод.
3. Упр. 163 – развивается умение находить в словах буквосочетания жи и ши, группировать слова по этим признакам и делать графические обозначения. Посмотрите на условный знак около этого упражнения. В какой форме будем выполнять задание? Как вы думаете, почему? Проверьте работу по образцу (на доске). Оцените работу вашей пары с помощью волшебной линеечки. По каким критериям можете оценить? Какая буква пишется после ж и ш в этих словах? А с какой буквой ж и ш не дружат? Почему? 4. Звуко-буквенный анализ слова лыжи – 2 сл., [лы|жы] – 4 б., 4 зв. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? |
Ученики учатся слушать и находить в словах буквы шипящих. Дети учатся называть буквы шипящих и соответствующие звуки. Буквы ж. Нет. Набор слогов не имеет смысла. Оба они шипящие, твёрдые, непарные. [ы] и В сочетаниях жи-ши слышится звук [ы], а пишется буква и. Дети закрашивают буквы-«человечки». Учащиеся выполняют задание самостоятельно в тетрадях. В парах. Потому что задание более сложное, чем предыдущее. Выполнение задания в парах. Проверяют работы. По критерию «правильность». Дети оценивают работу. Варианты ответов детей. Умение работать с информацией. |
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. |
Графически покажите то, что повторяли на уроке. Что у вас получалось сегодня лучше всего? В чём испытали затруднения? Кто сегодня получил отметку в дневник? За что? |
жи, ши Ответы детей. |
|
V. Домашнее задание. |
Упр. 164. |
Самоанализ урока
Обучение ведется по учебнику «Русский язык», 2 класс, Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., образовательная система «ШКОЛА 2100». Раздел учебника - «Правописание буквосочетаний». Данный урок — первый в данном разделе. На изучение курса отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.
Тип урока: обобщение знаний обучающихся.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Урок ориентирован на предметные, метапредметные и личностные результаты.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, план работы также пытались сформулировать самостоятельно с помощью учителя.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
На уроке были включены различные способы самооценки учебной деятельности, на различных этапах урока учащиеся проговаривали умения, которые формировали в ходе выполнения определенных упражнений.
Целеполагание. Цель и план урока сформулированы четко, в соответствии с требованиями стандарта, в совместной деятельности на основе субъективного опыта обучающихся.
Содержание учебного материала соответствует дидактическим требованиям, адекватно поставленным целям и задачам.
Логика организации УПД. Этапы урока выделены четко, логично, обоснованно. Логика отличается продуманностью, завершенностью всех этапов уроков, оптимальностью видов учебно-познавательной деятельности.
Методы организации УПД. В ходе урока использовались методы: проблемной ситуации, наблюдение над написанием буквосочетаний, словесный. Считаю ,что методы адекватны поставленным задачам, хорошо структурированы. Сочетание методов оптимально и стимулирует познавательную активность учащихся.
Формы организации УПД. На уроке были использованы такие формы работы, как индивидуальная, фронтальная, парная. Рациональное сочетание форм организации УПД в ходе всего урока. В продумывании форм используются личностные особенности и интересы учащихся.
Организация контрольно-оценочной деятельности на уроке. Контроль оптимально обеспечивает обратную связь. Контроль дифференцирован в зависимости от личностных особенностей. Оценочная деятельность отличается позитивной направленностью, рефлексивная деятельность учащихся хорошо организована.
Результаты проведенного урока соответствует поставленным целям и диагностичен по всем аспектам.