План-конспект по письму и развитию речи «Твёрдые и мягкие согласные», «Сочетание гласных с шипящими: жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Урок письма и развития речи 3 класс |
Урок письма и развития речи 4 класс |
Тема: Твёрдые и мягкие согласные. |
Тема: Сочетание гласных с шипящими: жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
Цель: Формирование умения определять и различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах. |
Цель: Упражнения в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
|
Задачи: Коррекционно-образовательные: совершенствовать знания и умения обучающихся в различии твёрдых и мягких согласных; Коррекционно-развивающие: -способствовать коррекции недостатков развития мышления на основе дифференциации твёрдых и мягких согласных; развитие связной устной речи путём комментирования своих действий; Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительную мотивацию учения. |
Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать орфографические знания, умения и навыки на основе развития орфографической зоркости, систематизировать знания обучающихся о правописании гласных после шипящих, развивать умения распознавать в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Коррекционно-развивающие: развивать речь обучающихся через обогащение словарного запаса, коррекция внимания, памяти на основе зрительного и слухового восприятия; Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительную мотивацию учения. |
Оборудование: Русский язык. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2012г., предметные картинки, чудесный мешочек, карточки с именами, картинки с изображением дивана, скамейки. |
Оборудование: Русский язык. Аксенова А.К., Н.Г.Галунчикова Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2012г., Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть 1. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская., М., Просвещение, 2006., индивидуальные карточки. |
Ход урока |
Ход урока |
I.Организационный момент -Проверим готовность к уроку. Откройте тетради, подпишите число. |
I.Организационный момент -Проверим готовность к уроку. Откройте тетради, подпишите число. |
II.Минутка чистописания Дописать элементы, чтобы получились буквы и прописать их. |
II.Минутка чистописания Прописать: Жж, Чч, Щщ |
III. Сообщение темы -Сегодня на уроке будем учиться различать твердые и мягкие согласные. |
III.Сообщение темы -Продолжим закреплять написание слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
IV.Работа с учителем. 1)Чтение слогов на доске: Ма-мя бо-бё Ла-ля по-пё Ра-ря во-вё На-ня фо-фё -Как произносится первый звук? Второй? Твердые согласные подчеркиваем одной чертой, мягкие согласные двумя чертами. 2)Работа с правилом. -Откройте учебники на стр. 77, прочитайте правило. 3) Разбор упр. 3 стр. 77 - Давайте соединим буквы, чтобы получились слоги. Прочитайте их. |
IV.Самостоятельная работа На индивидуальных карточках. Задание «Лесенка». Вставить вместо точек букву: Ч…й Уш… Щ…ка Рощ… Ш…шка Свеч… Малыш… Стриж… Выруч…й Ландыш… |
V.Самостоятельная работа Выполнение упр. 3 стр. 77 -Образуйте слоги, запишите их, Подчеркните твердые – одной чертой, мягкие согласные – двумя чертами. |
V.Работа с учителем. 1)Проверка работы на карточках. 2) Разбор упр. 8 стр. 48 -Прочитайте стихотворение. -Какие буквы надо вставить? |
VI.Работа с учителем. 1)Игра «Рассади детей» -Как произносится первый звук в ваших именах? -На карточках написаны имена ребят, их надо рассадить на диванчик и скамеечку. -Если слышите твердый согласный, то на скамеечку, если слышите мягкий согласный, то на диванчик. Митя, Шура, Вова, Витя, Федя, Жора, Саша, Сеня, Петя, Коля. 2) Разбор упр. 2 стр. 77 -Прочитайте слова. -Назовите эти предметы одним словом. -Произнеси первые звуки в словах и называй, какие они: твердые или мягкие. |
VI.Самостоятельная работа. Упр. 8 стр. 48 -Спишите стихотворение в тетрадь, вставьте буквы, подчеркните пропущенные буквы. |
Физкультминутка Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела и села. |
Физкультминутка |
VII.Самостоятельная работа. Упр. 2 стр. 77 Списать слова, подчеркнуть твердые согласные одной чертой, мягкие согласные двумя чертами. |
VII.Работа с учителем. 1)Задание «Составь слова». -Откройте рабочие тетради на стр. 21, задание №2. -Какие геометрические фигуры вы видите? -Что на фигурах написано? -Нужно соединить одинаковые фигуры и найти начало и конец слова: ландыши, задача, дружина, щука. 2)Разбор упр. 3 стр. 22 -Паук написал мухе письмо, прочитайте его. -Сколько предложений? -Найдите слова, в которых есть слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
VIII. Работа с учителем. Закрепление Игра «Чудесный мешочек» -Достаем из мешочка предметную картинку и называем первый согласный: твердый или мягкий. Санки, бусы, тапки, конфета, морковь, зонт. Мяч, зеркало, ведро, кисточка, лиса, пирамидка. |
VIII.Самостоятельная работа. 1)Упр. 3 стр. 22 (рабочая тетрадь) Списать, подчеркнуть слоги. |
IX.Итог урока. -Какие бывают согласные? -Как подчеркиваем твердые согласные? - Как подчеркиваем мягкие согласные? |
IX.Итог урока. -Как пишутся слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу? |