Технологическая карта урока географии «От плоской Земли к земному шару» (5 класс)
Технологическая карта урока №3 ДАТА _____________________________
Тема
«От плоской Земли к земному шару Пр. работа « Сравнительная характеристика космического снимка, рисунка, географической карты»»
Цель
Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты
Задачи
Создание проблемной ситуации для выхода на универсальный способ сравнения способов изображения Земли в географии и расширения знаний учащихся о планете Земля; проведение практической работы
Основное содержание темы, термины и понятия
Планета, горизонт. Имена Аристотель, Пифагор, Эратосфен, картография, описательный метод, космический метод
Планируемый результат
Предметные
УУД
В познавательной сфере:
- давать определение планета, горизонт
- уметь составлять сравнительное описание космического снимка, рисунка, карты
- уметь вести диалог с одноклассниками
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать роль географических знаний о планете
Личностные: развитие познавательных мотивов
Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Познавательные:
Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации
Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные:
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Межпредметные связи
Учебный предмет, курс
Формы работы
Ресурсы
История, математика
парная
презентация
учебник
Мотивационный этап
Цель
Содержание
Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации
1. Приветствие.
2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.
Глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того. Чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это?
Ответ учащихся: « это линия горизонта»
Но мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! В древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. А так ли на самом деле?
Из данного текста сформулируйте тему нашего урока.
Ученики выдвигают свои названия темы урока.
Этап учебно – познавательной деятельности
Цель
Содержание
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
1. Обсуждение и выдвижение гипотез.
Проводится обсуждение.
Расскажите все, что вы знаете о представлениях древних людей о нашей планете. А скажите, а на самом деле эти представления соответствуют действительности? Попытаемся определить задачу нашего урока.
- НАША ЗАДАЧА: ВЫЯВИТЬ различия в представлениях древних людей и современной географии о Земле.
- Что поможет нам расширить наши знания о планете Земля?? (предлагают сравнить изображения древних людей и современные снимки).
- Что означает слово планета?
Учащиеся вспоминают определение понятия ПЛАНЕТА.
На данном этапе возможны продолжения занятия:
§ ГРУППОВАЯ РАБОТА. Задача: нарисуйте общий рисунок нашей планеты.
2. Анализ результата.
- Что вы сейчас делали? Рисовали рисунок планеты как мы его представляем). Докажите (Мы только предполагаем, что она так выглядит).
- Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить информацию, обратившись к учебнику).
- Каким образом?( прочитав информацию о ученых и их вкладе в изучении планеты на с. 17-18)
3. Выход на новое знание.
После осмысленного чтения текста учебника, учитель задает вопросы :
- Что являлось источником информации о планете? (путешествия, научные экспедиции, математические вычисления, наблюдения за лунными затмениями)
- Обратите внимание, Эратосфен даже смог высчитать размеры Земли. И для этого ему нужны были только три числа Длина тени, которая отбрасывается от палочки в разных городах и расстояние между этими городами . Почему?
- Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить)
- Можно ли сразу определить чем воспользовался Эратосфен?
1. А можно ли применить сравнительный метод изображения Земли рисунка и космического снимка?
Попробуйте это сделать, выполнив практическую работу в группах.
Сравнительное описание сделайте по плану:
1. Формы и размеры
2. Наличие линии горизонта
3. Четкость изображенных географических объектов.
РЕЗУЛЬТАТЫ обсуждаются.
Учитель просит вернуться ребят к поставленной задаче.
- На все ли вопросы мы нашли ответ?
- Почему люди в древности считали, что Земля плоская?
-Кто из ученых древности рассчитал размеры земного шара?
- Какие доказательства шарообразности привел Аристотель?
Учитель подводит учащихся к следующему выводу:
Результаты наблюдений и изучений планеты можно применить в жизни.
Для каких профессий нужны эти знания?
Делается вывод о ценности и значимости знаний шарообразности планеты.
Д/З №3, проделайте опыт на с. 19
Этап рефлексии
Цель
Содержание
Оценка результатов деятельности
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.
ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------
МНЕ КОМФОРТНО_____
Я испытываю проблемы--------.