Материал на проверке

Технологическая карта урока географии «От плоской Земли к земному шару» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 9 October 2015

Технологическая карта урока №3                        ДАТА _____________________________

Тема

«От плоской Земли к земному шару Пр. работа « Сравнительная характеристика космического снимка, рисунка, географической карты»»

Цель 

Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты

Задачи

Создание проблемной ситуации для выхода на универсальный способ сравнения способов изображения Земли в географии и расширения знаний учащихся о планете Земля; проведение практической работы

Основное содержание темы, термины и понятия

Планета, горизонт. Имена Аристотель, Пифагор, Эратосфен, картография, описательный метод, космический метод

Планируемый результат

 

 

 

 

 

 

Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение планета, горизонт

- уметь составлять сравнительное описание космического снимка, рисунка, карты

- уметь вести диалог с одноклассниками

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль географических знаний о планете

 

Личностные:  развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные:

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

 

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, математика

парная

презентация

учебник

 

Мотивационный этап

 

Цель

Содержание

 

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Приветствие.

2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того. Чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это?

Ответ учащихся: « это линия горизонта»

Но мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! В древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. А так ли на самом деле?

  Из данного текста сформулируйте тему нашего урока.

Ученики выдвигают свои  названия темы урока.

 

Этап учебно – познавательной деятельности

 

Цель

Содержание

 

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

1.      Обсуждение и выдвижение гипотез.

Проводится обсуждение.

Расскажите  все, что вы знаете о представлениях древних людей о нашей планете.  А скажите, а на самом деле эти представления соответствуют действительности? Попытаемся определить задачу нашего урока.

- НАША ЗАДАЧА: ВЫЯВИТЬ различия в представлениях древних людей и современной географии о Земле.

- Что поможет нам расширить наши знания о планете Земля?? (предлагают сравнить изображения древних людей и современные снимки).

- Что означает слово планета?

Учащиеся вспоминают определение понятия ПЛАНЕТА.

На данном этапе возможны продолжения занятия:

§  ГРУППОВАЯ РАБОТА. Задача: нарисуйте общий рисунок нашей планеты.

2. Анализ результата.

- Что вы сейчас делали? Рисовали рисунок планеты как мы его представляем). Докажите (Мы только предполагаем, что она так выглядит).

- Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить информацию, обратившись к учебнику).

- Каким образом?( прочитав информацию о ученых и их вкладе в изучении планеты на с. 17-18)

3.      Выход на новое знание.

После осмысленного чтения текста учебника, учитель задает вопросы :

- Что являлось источником информации о планете? (путешествия, научные экспедиции, математические вычисления, наблюдения за лунными затмениями)

- Обратите внимание, Эратосфен даже смог высчитать размеры Земли. И для этого ему нужны были только три числа Длина тени, которая отбрасывается от палочки в разных городах и расстояние между этими городами . Почему?

- Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить)

- Можно ли сразу определить чем воспользовался Эратосфен?

1.      А можно ли применить сравнительный метод изображения Земли рисунка и космического снимка?

Попробуйте это сделать, выполнив практическую работу в группах.

Сравнительное описание сделайте по плану:

1.      Формы и размеры

2.      Наличие линии горизонта

3.      Четкость изображенных географических объектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ обсуждаются.

Учитель  просит вернуться ребят к поставленной задаче.

- На все ли вопросы мы нашли ответ?

- Почему люди в древности считали, что Земля плоская?

-Кто из ученых древности рассчитал размеры земного шара?

- Какие доказательства шарообразности привел Аристотель?

Учитель подводит учащихся к следующему выводу:

Результаты наблюдений и изучений планеты можно применить в жизни.

Для каких профессий нужны эти знания?

Делается вывод о ценности и значимости знаний шарообразности планеты.

Д/З №3, проделайте опыт на с. 19

 

Этап рефлексии

 

Цель

Содержание

 

Оценка результатов деятельности

 

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.

ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------

МНЕ КОМФОРТНО_____

Я  испытываю проблемы--------.

 

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.