12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Васильева Антонина Ивановна19

Литературное чтение 4 класс

Тема: Урок внеклассного чтения. Писатели –натуралисты о природе.

Тип урока: внеклассное чтение.

Дидактические цели:

1.​ Образовательные:

​ обобщить знания детей о писателях-натуралистах

​ совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;

2.​ Развивающие:

​ создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);

​ развивать речь у детей, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;

​ обогащать словарный запас учащихся.

3.​ Воспитательные:

​ создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;

​ показать значимость нравственной категории «человечность»;

​ формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.

 Формируемые УУД:

​ регулятивные – учиться работать по предложенному учителем плану;

​ познавательные – осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

​ коммуникативные - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Оборудование:  карточки для работы, портреты писателей; карточки с текстами; книги русских писателей; рисунки учащихся к произведениям; картинки животных;

Ход урока:

Организационный момент.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь. (дети приветствуют гостей)

Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Жан Жака Руссо.

«Вы талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы (умные), как хорошо умеете (работать), если будете постоянно перед собой, ставить новые (цели), стремиться к их достижению …..»

- Улыбнёмся друг другу. Желаю всем удачи на уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

1.​ Возникновение проблемной ситуации.

Сегодня мы завершаем путешествие по рассказам писателей- натуралистов.

Давайте вспомним, что значит писатели - натуралисты?

2. Учитель: -Далее, я хочу вам предложить послушать стихотворение Я Акима

Наша планета  (читает ученик)

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

- 3. Сообщение темы урока

- Какая проблема вытекает из этого стихотворения? (Проблема человечности, красоты)

- Как вы думаете, можно ли её решить?

- Кто нам её может помочь решить? (писатели )

- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока. Дети называют тему урока.

«Пистали –натуралисты о природе»»

(портреты писателей)

III. Постановка учебной задачи.

1.​ Цели и задачи урока

- Итак, сегодня мы вспомним рассказы русских писателей, которые писали о природе, позволяющие развивать у нас чувства чуткого отношения к красоте родной природы, Родине.

IV. Обобщение знаний.

1.​ Выявление познавательного интереса

Учитель: -Марк Твен говорил «Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала – вот главное нравственное качество настоящего человека».

2. Работа с текстами о писателях.

Учитель: - Ну, а мы сегодня будем говорить о русских писателях.

-Сейчас я предлагаю каждой паре выбрать текст, прочитать его, поработать с матрицей и подготовиться рассказать немного интересных фактов о некоторых писателях-натуралистах.

V. Работа по теме урока.

1. Учитель: - отгадайте загадки:
1. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел).

2. Какая птица в лесу выдаёт зверей человеку, а человека зверю? (Сорока).

3. Где тетерева прячутся зимой от ястреба? (Под снегом).

4. «Сильный страшный хищник» с серо-зеленоватой, серо-желтоватой или серо-бурой окраской, распространённый преимущественно в пресной воде; голова большая, пасть широкая, достигает в длину до 1,5 м, масса до 35 кг. (Щука).

5. Общественное насекомое, распространённое по всему миру, за исключением Антарктиды. Эти насекомые живут семьями в гнёздах, которые устраивают в почве, древесине, под камнями. (Муравьи).
Учитель:-  Как вы поняли, о ком пишут писатели, о произведениях которых будем сегодня говорить? (о животных)
Учитель: Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны.
Такими людьми были русские писатели, такие как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Николай Сладков, Михаил Пришвин, Константин Паустовский. Рассказы этих писателей любимы маленькими читателями именно потому, что в них ярко чувствуется любовь к природе, восхищение перед её мудростью, красотой.


2. Работа над творчество писателей.

1)Учитель - На протяжении этой четверти вы прочитали много рассказов, сказок этих писателей.

Сегодня на уроке совершим небольшое путешествие по некоторым произведениям о природе.

- Мы познакомились с жизнью и творчеством необыкновенного человека, который писал рассказы о животных. Кто же это? (Евгений Чарушин)
- Почему я назвала Евгения Чарушина необыкновенным человеком? (писатель, анималист, иллюстратор, скульптор, изобретатель).

2)- Послушайте некоторые факты из жизни и творчества Чарушина.
- Что вы можете сказать об авторе? (Он любит животных, наблюдательный.)

3) -Кто может рассказать о прочитанном рассказе Евгения Чарушина, который прочитали.

Дневники читателя (отзыв).

3. Учитель - Следующий писатель Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога (знатока птиц). Любовь к природе Бианки принёс из своего детства от своих родителей, родственников, среди которых были учёные, путешественники. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик.

1) Рассказ о Бианки.

2) Отзыв о рассказах Бианки.

3) - Как устроена «Лесная газета? (12 номеров – по номеру в месяц)
- Кто пишет материал для газеты? (Учёные, лесники, юннаты)
- Чем оканчивается каждый номер газеты? (Викториной «Тир»)
- Как можно проверить себя? (В конце газеты есть ответы)
- Какие ещё рассказы Бианки вы читали? Чем интересно творчество Бианки, чем его рассказы и сказки отличаются от других произведений?
(В них узнаёшь много сведений о природе, о повадках животных)

4) Викторина по книге «Лесная газета»

4. Вот и добрались до творчества  Николая Ивановича Сладкова.

1) Рассказ о творчестве Сладкова

2) Отзыв (дневник читателя)

3) Сейчас наши артисты представят нам небольшую постановку по рассказу Николая Сладкова «Загадочный зверь».
Постановка "Загадочный зверь" Даша М. и Алина Ю.)
Ученица: Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Вдруг слышится голосок из темной ели:
Ученик: — Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Ученица: — Дятел!
Ученик: — Вот и не угадала! Ещё я ем ос и шмелей!
Ученица: — Ага! Ты птица осоед!
Ученик: — Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
Ученица: — Гусениц и личинок любят дрозды.
Ученик: — А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
Ученица: — Тогда ты, наверное, лесная мышь.
Ученик: — И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
Ученица: — Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
Ученик: — То мышка, то кошка! И совсем вы не угадали. Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
Ученица: — Может, ты цапля?
Ученик: — Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
Ученица: — Похоже, что ты куница.
Ученик: — Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Ученица: — Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая с глупу забралась на ёлку!
Ученик: — Сдаётесь?
Ученица: Ветки качнулись, раздвинулись, и мы увидели ……. белку! (Белка)
Ученик: — Запомните! Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.
Учитель: Аплодисменты артистам!! Что интересного о белке мы узнали из этого рассказа?
Учитель: Чтобы узнать повадки животных, их особенности, надо быть очень внимательным. У Сладкова были свои правила. Он говорил: «Хочешь увидеть – стань невидимым, хочешь услышать – стань неслышимым, хочешь узнать – затаись».

5. Учитель: - Следующие два писателя очень тонко подмечали все тайны природы.

1) –О нем можно так сказать: (рассказ о творчестве Паустовского)

переводчик

матрос

репетитор

санитар

путешественник

преподаватель русской литературы

вожатый трамвая

кондуктор

рабочий металлург

рыбак артели

репортер газеты

писатель

- Писателю всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке. Ведь он отражает в своих произведениях окружающую жизнь. Природа в произведениях, как чуткий камертон. Своеобразие в том, что природа в них является главным героем.

2) Отзывы о рассказах Паустовского.

3) Какую из пословиц выбрал бы Паустовский к своим рассказам? (на доске)

Растенье - земли украшенье

Рощи да леса – всему краю краса

Лес и вода – брат и сестра

Зеленый наряд радует взгляд

Вывод: - Цель Паустовского, это научить людей помнить о самом главном, что тебя связывает с родиной и будет сопутствовать удача.

Учитель: - За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днем, год за годом записывал он голоса леса, воды, лета, осени. М.  М.  Пришвин  –  тонкий  знаток  и  ценитель  родной природы

Рассказ о творчестве Пришвина.

Отзывы о прочитанных произведениях.

Работа над текстом.



ДЕРЕВЬЯ В ПЛЕНУ

Дерево верхней своей мутовкой, как ладонью, забирало падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершина березы стала гнуться. И случилось, в оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому, и ветка верхняя с комом согнула аркой все дерево, пока наконец вершина с тем огромным комом не погрузилась в снег и этим не была закреплена до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах. Рядом гордые ели смотрели сверху на согнутую березу, как смотрят люди, рожденные повелевать, на своих подчиненных.

Весной береза возвратилась к тем елкам, и если бы в эту особенно снежную зиму она не согнулась, то потом и зимой и летом она оставалась бы среди елей, но раз уж согнулась, то теперь при самом малом снеге она наклонялась и в конце концов непременно каждый год аркой склонялась над тропинкой.

Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес: да ведь и невозможно войти. Там, где летом шел по широкой дорожке, теперь через эту дорожку лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз со всеми своими фигурами, дерево прыгает вверх и уступает дорогу. Медленно так я иду и волшебными ударами освобождаю множество деревьев.

1. Почему зимой трудно ходить в молодом лесу?

2. Как получилось, что берёзка согнулась и попала в плен?

3. Как деревья освобождаются от плена?


Задания каждой паре по работе над текстом. (маги-куб)

VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

-Давайте подведем итог сегодняшнего занятия.

Я предлагаю вам сейчас составить одно из выражений, которое написал великий писатель М.М.Пришвин. У каждого из вас есть слово. Составьте из этих слов выражение. А я дополню его.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина.

И охранять природу — значит охранять родину.

Учитель: - Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. Люди всех времен будут признательны ему за это.

-Спасибо за сотрудничество, я всех благодарю.















Рt1650697720aa.jpg одился Александр Куприн в небольшом уездном городке стал шестым ребенком. Александр происходил из дворянского рода. Его отец был потомственным дворянином, а мать была из семейства татарских князей. Когда Сашеньке исполнился год, от эпидемии чумы умер отец семейства, мать осталась без средств к существованию с тремя детьми. Женщина приняла решение уехать в Москву.

В шестилетнем возрасте мальчик начал обучение в пансионе, считавшемся сиротским интернатом. Саша продолжил образование в кадетском корпусе и стал курсантом о военного училища. В юности Куприн, как и большинство дворянских детей в те годы, проходил военную службу.

После того, как Александр Куприн оставил военную службу, жизнь его долгое время представляла собой одно долгое путешествие по России. Он перепробовал множество разных гражданских профессий, ища в них жизненный опыт. Одно время Куприн работал санитаром в морге и даже, по его собственному признанию, был конокрадом.

Когда началась Первая Мировая война, Александр Куприн организовал в собственном доме военный госпиталь, а в своих публикациях в газетах призывал граждан делать военные займы, чтобы помочь родной стране в трудное время. Писатель был свидетелем Севастопольского восстания, и даже помог спастись десятку мятежных матросов. Чтобы отвлечь внимание полиции, Александр Куприн притворился пьяным, что дало матросам шанс выскользнуть из города незамеченными и переодетыми в гражданскую одежду, которую он для них раздобыл.

Свои литературные опыты Александр Куприн начал с поэзии, но эти его стихи так и не были никогда напечатаны. Первая публикация писателя состоялась, когда ему было 29 лет. В своих литературных трудах Александр Куприн был достаточно ленив, и иногда жене приходилось буквально заставлять его работать.

Александр Куприн прожил насыщенную жизнь. Александра Куприна похоронили рядом с Иваном Тургеневым Имя Куприна носят 7 городов и 35 улиц и переулков в российских населённых пунктах

.











Матрица А.И.Куприн





















































Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Постановка "Загадочный зверь" Даша М. и Алина Ю.)
Ученица: Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Вдруг слышится голосок из темной ели:
Ученик: — Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьёв!
Ученица: — Дятел!
Ученик: — Вот и не угадала! Ещё я ем ос и шмелей!
Ученица: — Ага! Ты птица осоед!
Ученик: — Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
Ученица: — Гусениц и личинок любят дрозды.
Ученик: — А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
Ученица: — Тогда ты, наверное, лесная мышь.
Ученик: — И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
Ученица: — Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
Ученик: — То мышка, то кошка! И совсем вы не угадали. Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
Ученица: — Может, ты цапля?
Ученик: — Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
Ученица: — Похоже, что ты куница.
Ученик: — Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
Ученица: — Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая с глупу забралась на ёлку!
Ученик: — Сдаётесь?
Ученица: Ветки качнулись, раздвинулись, и мы увидели ……. белку! (Белка)
Ученик: — Запомните! Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.













ДЕРЕВЬЯ В ПЛЕНУ

Дерево верхней своей мутовкой, как ладонью, забирало падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершина березы стала гнуться. И случилось, в оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому, и ветка верхняя с комом согнула аркой все дерево, пока наконец вершина с тем огромным комом не погрузилась в снег и этим не была закреплена до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах. Рядом гордые ели смотрели сверху на согнутую березу, как смотрят люди, рожденные повелевать, на своих подчиненных.

Весной береза возвратилась к тем елкам, и если бы в эту особенно снежную зиму она не согнулась, то потом и зимой и летом она оставалась бы среди елей, но раз уж согнулась, то теперь при самом малом снеге она наклонялась и в конце концов непременно каждый год аркой склонялась над тропинкой.

Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес: да ведь и невозможно войти. Там, где летом шел по широкой дорожке, теперь через эту дорожку лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз со всеми своими фигурами, дерево прыгает вверх и уступает дорогу. Медленно так я иду и волшебными ударами освобождаю множество деревьев.



Вопросы:

1. Почему зимой трудно ходить в молодом лесу?

2. Как получилось, что берёзка согнулась и попала в плен?

3. Как деревья освобождаются от плена?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.