Урок литературного чтения «Произведения о природе М.М.Пришвина. М.М.Пришвин «Выскочка»» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
19.04.2017
Тема: Произведения о природе М.Пришвина. М.М.Пришвин «Выскочка».
Форма проведения:урок- проект.
Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у обучащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»
Задачи:
познакомить учащихся с рассказом М.Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;
умение выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; развивать речь, память, внимание, воображение;
развивать коммуникативные навыки, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, оценивать поступки героев и свои поступки, создать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине.
Оборудование: презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы)
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.
- Ребята, когда вы сегодня шли в школу, кто из вас обратил внимание на погоду? Какое сегодня небо? Какие стояли деревья? Как вели себя птицы? Что изменилось в природе за ночь? (Ученики отвечают)
- Вот видите, каждый человек по-своему воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако был такой удивительный человек, писатель, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях. Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им - солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!». А главным героем его произведений, была природа.
2. Актуализация знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.
- Как называется раздел,который мы изучаем? (Природа и мы)
- И сегодня продолжим знакомство с произведением, которое входит в раздел «Природа и мы».
-Сегодняшний урок -самый обычный, а его форма – проект. ( Слайд 2) Что это?
(Щелчок). ( Проект – это план действий, планировка, цепочка действий и обязательно какой-то результат (продукт).)
1) Определение темы проекта.
- От чего отталкиваются при работе над любым проектом? (Определяют тему проекта, т.е. то, над чем будут работать.)
-Предлагаю вам в группах прочитать отрывки из произведений на карточках. Назовите произведение и автора.
1) В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из вида. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно пустила их вперед. («Ребята и утята», М.Пришвин)
2) Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества одуванчиков. Это было очень красиво. («Золотой луг» М.Пришвин)
3) А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
- Откуда же это в лесу взялся хлеб? («Лисичкин хлеб», М.Пришвин)
4) И часто-часто я думаю: что,если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья! («Моя родина», М. Пришвин)
- Что объединяет все эти произведения? (Автор М.Пришвин).
- О чем все прочитанные вами отрывки? ( О природе).
- Сформулируйте тему урока-проекта.
Обсуждение. Дети в проектных группах формулируют тему проекта и записывают её на картах.
(Слайд 3) Тема проекта: Произведения о природе М.Пришвина.
- Вы определили тему урока на основе отрывков из произведений М. М. Пришвина.
(Слайд 4)
- Теперь поделитесь своими печатлениями от прочитанных рассказов писателя.
( Учащиеся зачитыват свои отзывы о прочитанных рассказах).
(Слайд 5)
- Посмотрите внимательно на портрет писателя. Что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? (Добрый, ласковый, внимательный взгляд). Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: (Щелчок).
«Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Возьмём эти слова эпиграфом нашего урока.
2). Постановка целей и задач урока в сотворчестве с детьми.
- Мы уже прочитали достаточное количество произведений М. Пришвина. Поняли тему его произведений.Может быть, этого и достаточно? Нужно ли продолжать работу по этой теме и читать произведения писателя? Ведь и так всё ясно?! (Ответы детей)
- Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка».
На доске тема М.М.Пришвин «Выскочка»
Сформулируйте цель своего проекта, т.е. (учитель помогает) закончите мою мысль:
(Слайд 6,7)
Совершенствовать знания о…..( творчестве М.М. Пришвина)
Проверка. Обсуждение.
-А теперь определите план действий по заданной теме и задачи проекта по наводящим глаголам:
-Продолжить знакомство с…( творчеством М.Пришвина)
-Прочитать……. (рассказ «Выскочка»)
-Проанализировать …. (характеры главных героев).
-Понять…(главную мысль произведения)
3) Выдвижение гипотезы: (Слайд 9)
- А к какому выводу мы обязательно должны прийти?
-Можно ли строки эпиграфа считать гипотезой проекта? Тогда запишем их в карты проекта. (Найти в природе такое, чего не видели и в жизни не встречали).
4) Конечный результат (учебная стратегия «Пирамида критика»)
-Показателем всей работы на уроке по литературному чтению что может быть?
Конечный результат сегодняшнего проекта вы запишете в конце урока в специально отведённом месте на карте. Это и будет результат и показатель вашей работы в группе.
3. Деятельностная стадия.
1).Биография писателя.
Вы лучше поймёте произведения М.М. Пришвина, сюжет его книг, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)
Текст для 1 группы:
(Слайд 10)
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии и провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно - мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
- Что узнали о жизни Пришвина?
Текст для 2 группы:
(Слайд 11)
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы
(Слайд 12)
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом.
Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.
-Где побывал Пришвин М.?
Текст для 4 группы
(Слайд 13)
Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.
«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.
- Чем любил заниматься Пришвин?
2). Чтение и анализ рассказа «Выскочка».
-Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его)
-Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова. Как там раскрыто значение этого слова?
-Выскочка – это человек, который выдвинулся(отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)
Открываем учебники с.92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. ( с карандашом в руке)
Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»
Вопросы после 1 остановки.
- Кто является героем рассказа?
- Какой породы была Вьюшка?
- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?
Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»
Вопросы после 2 остановки.
- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
- Чем же отличалась одна из сорок?
-Как вы думаете нравилось ли это сородичам сороки?(они были недовольны , возмущены, им было досадно)
-Зачитать как они её предупреждали, что они ей сказали?
-А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо).
- Как про таких говорят?
-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку?
Чтение 3 части до конца.
Вопросы после прочтения всего текста.
- Что же произошло между героями?
- За что сороки осуждали Выскочку?
- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?
Обратимся к тексту.
- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)
-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)
- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)
- Как автор описал Выскочку? (С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.С пыльцой в голове – метафора.Поскакала дуром - быстро, не подумав.)
-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.( с. 94. И только бы ещё одно мгновение…)
-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде ( с сожалением, юмором, иронией, смеётся на дней)
- Прочитайте,показав голосом отношение автора, описание сороки после этого случая.
Здесь М. Пришвин использует художественный прием – иронию.
- Какая сорока была до схватки?(заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная ).
- После схватки? - жалкая, общипанная , без хвоста.
- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?( стыда).
- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое случается? Пожалуйста, обсудите в группах.
-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?
3) Составление отзыва о прочитанном ( работа в группах).
- Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою пирамиду критика.
- Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта.
Инструкционная карта. 1. Распределите обязанности в группе: - чтец вопросов - регистраторы ( кто записывает ответы в пирамиду) - докладчик - выступающий 2.Составьте «пирамиду критика» по плану. Жанр произведения? (Одно слово.) О чём рассказ?( Два слова) Какой у произведения характер? (два-три слова) Место и время действия. (Три слова.) Главные события в рассказе. (Четыре слова.) Главные герои, какие они? (Пять слов.) Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов.) О чём этот рассказ? (дополните первую строку семью словами.) Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов) |
Презентация «пирамид». (Пирамида критика, одна из форм написания отзыва о рассказе, книге.)
4. Рефлексия.
- Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? ( Не надо быть выскочкой)
-Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой).
- Какие задачи мы решали, двигаясь к цели.
- Гипотеза нашего проекта подтвердилась? (Обращение к эпиграфу урока)
- Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин: (Слайд 15)
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.
- Что такое природа для вас?
-Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».
Интересно - зелёный кружок. Не очень интересно - жёлтый. Скучно- красный. |
Легко - зелёный кружок. Не очень трудно - жёлтый кружок. Трудно - красный кружок. |
5. Итог урока.
- С творчеством какого писателя мы познакомились?
- Как называется рассказ?
- Какие рассказы M.M Пришвина вы посоветовали бы прочитать своим друзьям. Почему?
- Почему человеку надо знать и понимать жизнь природы?
(Слайд 16)
Мне понравилось…
Мне было трудно…
Мне было интересно…
6. Домашнее задание.
1) Подготовить подробный пересказ рассказа.
2) Обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной.Попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как это делал М.М.Пришвин.
- Идёт один из весенних дней.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, мне и гостям и подумайте: как хорошо, что мы сегодня были здесь вместе!
Спасибо за то, что вы у меня есть.
М.М. Пришвин
PPT / 5.28 Мб