12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каблак Ольга Валерьевна147
Россия, Смоленская обл., Рославль
Материал размещён в группе «Программа ''Школа России''»
1

Урок литературного чтения «Произведения о природе М.М.Пришвина. М.М.Пришвин «Выскочка»»



19.04.2017

Тема: Произведения о природе М.Пришвина. М.М.Пришвин «Выскочка».

Форма проведения:урок- проект.

Цель: Формирование УУД через технологию РКМЧП (учебная стратегия «Пирамида критика» ) у обучащихся 4 класс в предметной области литературное чтение по теме: М.М.Пришвин «Выскочка»

Задачи:

познакомить учащихся с рассказом М.Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;

умение выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; развивать речь, память, внимание, воображение;

развивать коммуникативные навыки, высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам, оценивать поступки героев и свои поступки, создать условия для сотрудничества, воспитывать любовь к природе, Родине.

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг М.М. Пришвина, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы)

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.
- Ребята, когда вы сегодня шли в школу, кто из вас обратил внимание на погоду? Какое сегодня небо? Какие стояли деревья? Как вели себя птицы? Что изменилось в природе за ночь? (Ученики отвечают)

- Вот видите, каждый человек по-своему воспринимает окружающую нас природу. Кругом полно чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако был такой удивительный человек, писатель, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях. Он был страстным охотником, очень любил бродить по лесам, лугам, полям. А журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им - солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!». А главным героем его произведений, была природа.

2. Актуализация знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.

- Как называется раздел,который мы изучаем? (Природа и мы)

- И сегодня продолжим знакомство с произведением, которое входит в раздел «Природа и мы».

-Сегодняшний урок -самый обычный, а его форма – проект. ( Слайд 2) Что это?

(Щелчок). ( Проект – это план действий, планировка, цепочка действий и обязательно какой-то результат (продукт).)

1) Определение темы проекта.

- От чего отталкиваются при работе над любым проектом? (Определяют тему проекта, т.е. то, над чем будут работать.)

-Предлагаю вам в группах прочитать отрывки из произведений на карточках. Назовите произведение и автора.

1) В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из вида. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно пустила их вперед. («Ребята и утята», М.Пришвин)

2) Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества одуванчиков. Это было очень красиво. («Золотой луг» М.Пришвин)

3) А Зиночка, когда увидела у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

- Откуда же это в лесу взялся хлеб? («Лисичкин хлеб», М.Пришвин)

4) И часто-часто я думаю: что,если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья! («Моя родина», М. Пришвин)

- Что объединяет все эти произведения? (Автор М.Пришвин).

- О чем все прочитанные вами отрывки? ( О природе).

- Сформулируйте тему урока-проекта.

Обсуждение. Дети в проектных группах формулируют тему проекта и записывают её на картах.

(Слайд 3) Тема проекта: Произведения о природе М.Пришвина.

- Вы определили тему урока на основе отрывков из произведений М. М. Пришвина.

(Слайд 4)

- Теперь поделитесь своими печатлениями от прочитанных рассказов писателя.

( Учащиеся зачитыват свои отзывы о прочитанных рассказах).

(Слайд 5)

- Посмотрите внимательно на портрет писателя. Что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? (Добрый, ласковый, внимательный взгляд). Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: (Щелчок).

«Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Возьмём эти слова эпиграфом нашего урока.

2). Постановка целей и задач урока в сотворчестве с детьми.

- Мы уже прочитали достаточное количество произведений М. Пришвина. Поняли тему его произведений.Может быть, этого и достаточно? Нужно ли продолжать работу по этой теме и читать произведения писателя? Ведь и так всё ясно?! (Ответы детей)

- Сегодня мы прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, который называется «Выскочка».

На доске тема М.М.Пришвин «Выскочка»

Сформулируйте цель своего проекта, т.е. (учитель помогает) закончите мою мысль:

(Слайд 6,7)

Совершенствовать знания о…..( творчестве М.М. Пришвина)

Проверка. Обсуждение.

-А теперь определите план действий по заданной теме и задачи проекта по наводящим глаголам:

-Продолжить знакомство с…( творчеством М.Пришвина)

-Прочитать……. (рассказ «Выскочка»)

-Проанализировать …. (характеры главных героев).

-Понять…(главную мысль произведения)

3) Выдвижение гипотезы: (Слайд 9)

- А к какому выводу мы обязательно должны прийти?

-Можно ли строки эпиграфа считать гипотезой проекта? Тогда запишем их в карты проекта. (Найти в природе такое, чего не видели и в жизни не встречали).

4) Конечный результат (учебная стратегия «Пирамида критика»)

-Показателем всей работы на уроке по литературному чтению что может быть?

Конечный результат сегодняшнего проекта вы запишете в конце урока в специально отведённом месте на карте. Это и будет результат и показатель вашей работы в группе.

3. Деятельностная стадия.

1).Биография писателя.

Вы лучше поймёте произведения М.М. Пришвина, сюжет его книг, прочитав выдержки из биографии об этом писателе. (Работа по группам.)

Текст для 1 группы:

(Слайд 10)

Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии и провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно - мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.


- Что узнали о жизни Пришвина?


Текст для 2 группы:

(Слайд 11)

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».


- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?


Текст для 3 группы

(Слайд 12)

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом.

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.


-Где побывал Пришвин М.?


Текст для 4 группы

(Слайд 13)

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.

«После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.


- Чем любил заниматься Пришвин?

2). Чтение и анализ рассказа «Выскочка».

-Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его)

-Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова. Как там раскрыто значение этого слова?

-Выскочка – это человек, который выдвинулся(отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)

Открываем учебники с.92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. ( с карандашом в руке)

Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»

Вопросы после 1 остановки.

- Кто является героем рассказа?

- Какой породы была Вьюшка?

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»

Вопросы после 2 остановки.

- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

- Чем же отличалась одна из сорок?

-Как вы думаете нравилось ли это сородичам сороки?(они были недовольны , возмущены, им было досадно)

-Зачитать как они её предупреждали, что они ей сказали?

-А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо).

- Как про таких говорят?

-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку?

Чтение 3 части до конца.

Вопросы после прочтения всего текста.

- Что же произошло между героями?

- За что сороки осуждали Выскочку?

- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

Обратимся к тексту.

- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)

-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)

- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)

- Как автор описал Выскочку? (С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.С пыльцой в голове – метафора.Поскакала дуром - быстро, не подумав.)

-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.( с. 94. И только бы ещё одно мгновение…)

-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде ( с сожалением, юмором, иронией, смеётся на дней)

- Прочитайте,показав голосом отношение автора, описание сороки после этого случая.

Здесь М. Пришвин использует художественный прием – иронию.

- Какая сорока была до схватки?(заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная ).

- После схватки? - жалкая, общипанная , без хвоста.

- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа?( стыда).

- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека? А в жизни людей такое случается? Пожалуйста, обсудите в группах.

-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?

3) Составление отзыва о прочитанном ( работа в группах).

- Предлагаю поработать в группах и каждой группе составить свою пирамиду критика.

- Чтобы легче было организовать свою деятельность, предлагается инструкционная карта.

Инструкционная карта.

1. Распределите обязанности в группе:

- чтец вопросов

- регистраторы ( кто записывает ответы в пирамиду)

- докладчик - выступающий

2.Составьте «пирамиду критика» по плану.

Жанр произведения? (Одно слово.)

О чём рассказ?( Два слова)

Какой у произведения характер? (два-три слова)

Место и время действия. (Три слова.)

Главные события в рассказе. (Четыре слова.)

Главные герои, какие они? (Пять слов.)

Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов.)

О чём этот рассказ? (дополните первую строку семью словами.)

Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)

Презентация «пирамид». (Пирамида критика, одна из форм написания отзыва о рассказе, книге.)

4. Рефлексия.

- Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? ( Не надо быть выскочкой)

-Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой).

- Какие задачи мы решали, двигаясь к цели.

- Гипотеза нашего проекта подтвердилась? (Обращение к эпиграфу урока)

- Давайте прочитаем, как об этом сказал Пришвин: (Слайд 15)

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.

- Что такое природа для вас?

-Предлагаю оценить работу своей группы по шкале: «Интересно», «Трудно».

Интересно - зелёный кружок.

Не очень интересно - жёлтый.

Скучно- красный.

Легко - зелёный кружок.

Не очень трудно - жёлтый кружок.

Трудно - красный кружок.


 

5. Итог урока.

- С творчеством какого писателя мы познакомились?

- Как называется рассказ?

- Какие рассказы M.M Пришвина вы посоветовали бы прочитать своим друзьям. Почему?

- Почему человеку надо знать и понимать жизнь природы?

(Слайд 16)

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Мне было интересно…

6. Домашнее задание.

1) Подготовить подробный пересказ рассказа.

2) Обычную сороку Пришвин описал в рассказе так, что она кажется необыкновенной.Попробуйте и вы описать любое животное, любой эпизод из его жизни так же умно – умно, хитро – хитро, просто – просто, как это делал М.М.Пришвин.

- Идёт один из весенних дней.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, мне и гостям и подумайте: как хорошо, что мы сегодня были здесь вместе!

Спасибо за то, что вы у меня есть.
М.М. Пришвин
PPT / 5.28 Мб

Опубликовано в группе «Программа ''Школа России''»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.