Урок внеклассного чтения на тему «Дорога к сыну» (6 класс)
Урок внеклассного чтения в 6 классе
на тему «Дорога к сыну
(По рассказу Геннадия Коробкова «Мать солдата»)
Цель: привлечь внимание к вечным неоспоримым нравственным ценностям человечества; воспитание патриотических чувств, уважительного отношения к матери.
Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.
Личностные результаты: воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое и настоящее народа России; воспитание уважения к близким людям; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Что мягче пуха? — Сердце матери.
Что тверже камня? — Сердце матери.
Старинное присловье
Ход урока
Организационный этап
- Здравствуйте. Надеюсь, что вы пришли на урок с хорошим настроением. Давайте поработаем так, чтобы порадовать и их и себя. На партах у вас лежат цветные кружки, за свою работу на уроке, правильные ответы вы сами берете по одному кружку. В конце урока по ним оцените свою работу. Итак, начнем.
Актуализация знаний
Просмотр видео «Баллада о матери» (2.27 мин) (Слайд 1)
Учитель читает стихотворение (Слайд 2)
ПрезентацияPPT / 1.61 Мб
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки
Огнем и трудом крещены.
В те годы пришлось ей не сладко.
Ушла вся семья воевать,
А дома она - и солдатка,
И наша солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря бровей.
Пахала она и косила
За мужа, за старшего сына,
За младших своих сыновей,
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Ее материнское слово
Ее сокровенное "Жду!!!"
3) Беседа
- Что объединяет просмотренное видео и стихотворение?
Ответы: В них говорится о матерях времен ВОВ, у которых сыновья ушли на фронт, и они ждут их возвращения, несмотря ни на что.
- Какие чувства у вас возникают после увиденного и услышанного?
Ответы: Любовь и жалость к матерям, надежда на то, что они дождутся сыновей, так как очень их любят. Своей любовью матери придают силу солдатам в сражениях с врагами русской земли.
3. Постановка учебной задачи
- В этом году исполнилось 75 лет со дня Победы в ВОВ. Но сколько бы лет ни прошло, люди будут помнить, и беречь в своих сердцах имена тех, кто ценой своей жизни заслонил от врага наше с вами счастье, нашу жизнь.
А где-то там, ждали матери своих сыновей. Они просили у Богa лишь одного: пусть их любимый, ненаглядный, единственный вернется домой живым!
- Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о солдатских матерях?
Ответы: Мы прочитали рассказ Г. Коробкова «Мать солдата».
- В конце урока мы должны сказать, почему автор выбрал такое название.
Работа со слайдом 3 «Беженцы на дороге». Словарная работа
- Посмотрите на слайд, кто изображен на этих фотографиях, почему я вам их показываю?
- Чтобы повидаться с сыном, мать, несмотря на то, что идут бомбежки, кругом много солдат, беженцев поехала из Сталинграда в Москву. На этом слайде изображены беженцы. Как вы понимаете слово «беженцы»?
- Беженец — человек, оставивший место своего жительства вследствие какого-нибудь бедствия (толковый словарь С. Ожегова) (Слайд 4)
- Подумайте, легкая ли дорога к сыну была у Евдокии Степановны?
- А почему она все-таки поехала?
Ответ: Коля единственный, кто остался в живых из семьи, она хотела его повидать.
- Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Дорога к сыну в рассказе Геннадия Коробкова «Мать солдата»)
- Какую цель мы поставим на уроке, чего должны достичь?
Цель урока: показать, на что готова мать ради сына.
- Что нужно сделать, чтобы достичь этой цели, какие поставить задачи?
Задачи: понять смысл рассказа Коробкова, проследить путь матери к сыну, сделать вывод, каким человеком была Евдокия Степановна.
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление
1) Работа в парах по осознанному восприятию текста
- Чтобы понять смысл рассказа «Мать солдата», давайте разделимся на пары, каждой паре будут даны вопросы. Вам дается 3 минуты, за это время найдите верный ответ, докажите его примерами из рассказа. Затем каждая пара выступит перед товарищами.
1 группа. Кто помогал Евдокие Петровне в дороге от Сталинграда до Москвы и обратно? Подумайте, почему эти люди ей помогали?
(При ответе группы на слайде 5: Сталинград – Москва - Сталинград: двое в фуфайках с винтовками, пожилая женщина, одетая в темный толстый халат и вальнушки, родственница Татьяна Андреевна, незнакомка в длинном плаще и косынке, солдаты, молоденький проводник).
2 группа. Какие события времен Великой Отечественной войны описывает автор? Найдите их описание в тексте и зачитайте. Используйте для ответа справку.
Справка: Би́тва за Москву́ ( 30 сентября1941 — 20 апреля 1942) — это боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Немецкие войска потерпели ощутимое поражение. Они были отброшены от Москвы на 100—250 км.
Сталингра́дская би́тва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943) — это боевые действия советских войск по обороне города Сталинграда, в настоящее время город называется Волгоград. В результате фашисты были окружены и частью уничтожены, а частью захвачены в плен.
3 группа.
Найдите и зачитайте, какой вопрос волновал мать всю дорогу к сыну? К кому ей посоветовала обратиться за помощью родственница Татьяна Аркадьевна? Почему мать не пошла к Калинину? Используйте для ответа справку.
Справка: Михаил Иванович Калинин был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР, то есть был одним из главных людей государства.
5. Физминутка
6. Закрепление изученного материала
1)Составление кластера «Образ матери»
- Давайте попробуем представить, какой должна быть эта женщина, чтобы вынести такие трудности? На что можно обратить внимание?
Ответы: на внешность, поступки, отношение к другим, отношение других людей к герою, внутренние переживания, обстановка, в которой находится, имя героя. (Слайд 6)
- Каждый из вас найдет в тексте, одну характеристику из образа матери, запишет ее на листе, затем каждый прочитает, что он нашел. В результате мы попробуем представить эту женщину, понять, какими нравственными качествами она обладает.
7. Рефлексия. Оценивание своей работы
- Давайте снова вернемся к вопросу: Почему Г. Коробков назвал рассказ «Мать солдата»? Нет никаких имен. (Слайд 7)
Ответы: Евдокия Степановна стала матерью не только для своего сына, но и для других солдат: она переживает за них, они ей отвечают тем же.
В образе Евдокии Степановны автор хотел показать всех русских матерей, переживших много горя, но всегда любивших своих детей, приходивших им на помощь в трудную минуту
- Выполнили ли мы задачи нашего урока?
Ученик:
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну что смогу я им ответить –
Сердцам, бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней всё-
и радость, и терпенье,
И те шальные соловьи….
За это чистое горенье
Спасибо вам, сыны мои.
(Л.Татьяничева.)
- Посчитайте, сколько кружков вы набрали. Поставьте себе самооценку на листе.
8. Информация о домашнем задании
Написать сочинение-рассуждение «Легко ли быть матерью?» (На примере рассказа Г. Коробкова «Мать солдата») (Слайд 8-9)
- Помог ли вам сегодняшний урок лучше понять ваших мам? (Слайд 10)
- Мама – самый дорогой человек у каждого человека. Иногда мы забываем про нее, не обращаем внимание на ее проблемы, заботы, забываем сказать ласковое слово, оставляя это на потом. Давайте будем ценить и беречь своих близких людей. Если у детей все в порядке, то и мамы будут спокойны. Берегите покой ваших мам!
- А что нужно, чтобы мамы были спокойны?
Ответы: Не должно быть на свете войн, все должны жить в мире.
Видео «Мир без войны» (3.59 мин.) (Слайд 11)
- Спасибо всем за урок
(Слайд 12) Выберите ту пословицу, которая больше подходит к прочитанному произведению. Объясните, почему?
Посеянное отцами детям пожинать.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Сердце матери стремится к сыну, сердце сына — в степь.
Солдат близко — кланяйся ему низко.
По заказу сына не сделаешь.
Не будет сына — не будет и крова.
Сын вечно спешит, мать вечно провожает.
- Писатель Фадеев писал: «Но если в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, – все это сделали руки матери – моей, и его, и его…..» (Слайд )
Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла.
Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей.
- Давайте обратимся к эпиграфу: Что мягче пуха? — Сердце матери.
Что тверже камня? — Сердце матери.
- Как вы его понимаете?
Ответы: Любая мать любит своих детей, сделает для них многое, и, если потребуется – она может совершить то, что не под силу обычному человеку.
Литература и источники Интернета
Стихотворение Н. Старшинова «Солдатская мать» http://www.supertosty.ru/stihi/stih_97.html
14
Ирина Владимировна Казарцева
Свинобоева Лариса Алексеевна
Селиванова Галина Геннадьевна