Урок-альманах по литературе в 11 классе «Изображение русского национального характера в литературе XI–XX веков»
Урок-альманах по литературе в 11 классе
«Изображение русского национального характера в литературе 11-20 веков»
Т. Р. Наумова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 18» г. Воткинска
Цель: выявить черты русского национального характера в художественных произведениях 11-20 веков.
Задачи:
· закрепить умения литературоведческого анализа;
· показать красоту и верность русского языка в изображении русского национального характера;
· убедить учащихся в необходимости воспитания и поддержания в себе черт русского национального характера.
Русский характер. Поди-ка, опиши его.
А. Толстой.
Учитель: Уважаемые юноши и девушки. Сегодня у нас самый важный урок в курсе литературы по программе «Русской культурологической школы». Урок итоговый, урок обобщающий. Мы назвали его урок-альманах.
«Альманах – сборник литературных произведений, объединенных по какому-либо признаку».
И мы сегодня создадим свой стилизованный альманах произведений, объединенных темой изображения в литературе 11-20 веков русского национального характера. Цель нашего урока – вывести формулу этого характера.
На доске вы видите слова А. Толстого: «Русский характер. Поди-ка, опиши его». Да, это будет сделать нелегко. А легко ли было нашим предкам, «отичам и дедичам», воспитывать в себе те черты, о которых мы сегодня будем говорить? Конечно, не легко! Об этом писал в своём сборнике «Родина» Алексей Николаевич Толстой (чтение отрывка из очерка А. Толстого). (А. Толстой «Русский характер», Ленинград, «Детская литература», 1985 год, стр. 98-99)
Учитель: Ни один народ в мире не создал столь богатой литературы, как русский народ. В ней отражается его сложная, богатая, талантливая, мечтательная, пытливая, весёлая и вольнолюбивая русская душа. Мы с вами знаем, что эта душа, этот характер формировались по некому «плану», некому «желанию» великих людей Руси.
Думаю, вы догадались, о чём я хочу поговорить с вами, какое произведение вспомнить?
Учащийся: Думаю, что мы должны вспомнить произведение 12 века нашей эры «Поучение Владимира Мономаха».
Учитель: Почему же мы вспоминаем именно это имя?
Учащийся: Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), внук Ярослав Мудрого, был князем черниговским, переяславским, а с 1113 года – Великим князем киевским. Своё прозвание получил от матери, которая была дочерью византийского императора Константина Мономаха. Всю жизнь Владимир активно боролся с половцами и их союзниками, был крупным государственным и опытным полководцем, образованнейшим человеком своего времени. В своём произведении он представил некий план воспитания (собственного) характера или правила поведения русского человека.
Учитель: Ну что же, давайте посмотрим, какой это план, каким великий князь хотел видеть русский характер. Обратимся к тексту «Поучение Владимира Мономаха».
Учащийся зачитывает отрывки из «Поучения Владимира «Мономаха».
В это время другой учащийся выписывает черты русского характера, о которых говорится в произведении на доску (терпение, гуманизм, щедрость, трудолюбие, мужество, правдолюбие, доброжелательность).
Учитель: Цель нашего урока – вывести формулу русского национального характера. Чтобы достичь эту цель мы будем заполнять таблицу, в которую будем заносить названия произведений, прозвучавшие на уроке, и черты характера русского человека, о которых идёт речь в произведении.
Название произведения
Автор (если есть)
Черты характера русского человека, отображённые в произведении
Учитель: В более поздней литературе, литературе 16 века, отразился не только исторический процесс централизации государства, концепции «Москва – Третий Рим», но в этой литературе создаются наиболее крупные кодексы, регламентирующие все сферы жизни русского человека. Таким кодексом на рубеже 16-17 веков являлся «Домострой». Что вы знаете об этом древнерусском памятнике литературы?
Учащийся: «Домострой» отличается от предшествующих памятников тем, что как бы свёл воедино все сведения по христианской этике, регламентировал все внутрисемейные отношения и определил место семьи в государственном строе Руси (зачитывает предисловие к произведению).
Учитель: Всё же лучше обратиться к тексту этого памятника. Каким хотел видеть и видел русского человека автор «Домостроя»?
Учащийся зачитывает отрывки из «Домостроя», другой учащийся на доске делает запись : вежливость, взаимоответственность, верность, послушание, чистоплотность, организованность.
Учитель: Конечно, тот мир, который описан в «Домострое», является идеальным. Русский человек, его душа, характер представлены в нём такими, какими его хотел бы видеть автор произведения. Академик Д. С. Лихачёв определил эту черту так: «Идеал – это, конечно, не реальность. Но идеал – великий и бесценный регулятор жизни».
Со сменой исторического времени менялись и идеалы. И уже в литературе 19 века появился некий свод правил поведения людей определенной социальной группы. Конечно, правила, которым советует следовать отец знаменитого Павла Чичикова, и не столь идеальны, но и они несут на себе некое подобие воспитания характера. Итак, я предлагаю вам обратиться к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» и найти в тексте обращение отца к сыну.
Учащийся зачитывает отрывок из главы 11 поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Другой учащийся делает запись на доске: честность, бережливость.
Учитель: Русский характер воспитывался вечной борьбе с врагами, с суровой природой, в огромных просторах земли. И здесь мы вновь обратимся к творчеству А. Толстого. В своём очерке «Стыд хуже смерти» он говорит: «Держава русская велика, и не годится русскому человеку, если послали его оборонять честь державы, пятиться ради своего живота. Умирать никому не хочется, но что ж поделаешь! – вышел на бранное поле не для того, чтобы петь песни. Надо биться и биться надо жестоко».
Да, для защиты Отечества нужна была ненависть. Сильная, прочная, смелая ненависть. Не чёрная, которая разрушает душу, а светлая, священная ненависть, которая объединяет и возвышает. В каких же произведениях мы встречались с этой чертой русского характера?
Учащийся: Я думаю, что сейчас необходимо говорить о «Слове о полку Игореве». Посмотрите, как автор этого памятника изображает русских воинов (зачитывает отрывки из произведения)
Другой учащийся делает запись на доске: ненависть, суровость, воинская доблесть.
Учащийся: Не только князь Игорь славился своей воинской доблестью, но и Александр Невский ненавидел захватчиков русских земель. Вот послушайте, как об этом говорится в «Сказании о житии Александра Невского» (зачитывает отрывок из сказания).
Учитель: Давайте ещё вспомним названия произведений, в которых мы видим проявление воинской злости в русском человеке.
Учащийся: В поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» есть эпизод, описывающий такую злость русского солдата (зачитывает отрывок из главы «Поединок»).
Учащийся: А мне пришли на память «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами», «Повесть о битве на Калке» и «Сказание о Мамаевом побоище».
Учитель: Скажите, каким представился вам в этих произведениях русский человек, русский воин?
Учащийся отвечает и делает запись на доске: Мужественным, храбрым, благородным, упорным, смелым.
Учитель: А вот великий Карамзин в своём триумфальном произведении «История государство Российского» так писал о русских воинах: «Сии люди, на войне жестокие, оставляя в греческих владениях долговременную память ужасов её, возвращались домой с одним своим природным добродушием… Обходились с пленными добродушно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая их на волю или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве».
Посмотрите, какое поистине великое благородство русской души. В каких же произведениях мы видим эту черту характера русского человека?
Учащийся: Прежде всего это сказание о святых покровителях воинства, о святых братьях Борисе и Глебе (зачитывает отрывок из «Сказания…»), затем делает запись на доске: всепрощение, смирение, любовь к врагам.
Учащийся: А я хочу вновь вернуться к образу Владимира Мономаха. Меня поражает его благородство. Когда внимательно вчитываешься в его письмо к постоянному противнику Олегу Святославовичу, удивляешься силой его нравственного начала. Мономах прощает Олега – убийцу своего сына Изяслава, - прощает уже после того, как он его победил и изгнал из Русской земли. Мономах просит его вернуться на Русь и занять по праву наследия принадлежащий ему удел.
Учащийся: Эта удивительная черта русского характера настолько сильна, что сохранилась в русском человеке вплоть до 20 века. И вновь мы увидели её в простом юном русском солдате по имени Сашка, сражавшемся в боях ВОв. Подметил эту черту и изобразил в своей повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Вот сюжет этой повести (зачитывает отрывки).
Учитель: Да, вот они, русские характеры. Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нём высшая сила – человеческая красота.
Велика эта сила – красота, проявляется она и в быту. Вновь обратимся к «Истории государства Российского» Н. Карамзина. Читаем: «Поляне были образованнее других, кротки и тихи обычаем; стыдливость украшала их жён, брак издревле считался святою обязанностью между ними; мир и целомудрие господствовали в семьях» (делает на доске запись: кротость, стыдливость, целомудрие).
Вспомните, пожалуйста, в каких произведениях мы видели верность супружескую, целомудрие, любовь женскую?
Учащийся: Думаю, что здесь мы вправе говорить о «Повести о Петре и Февронии». Вот как относится Феврония к целомудрию (зачитывает отрывок из «Повести…»)
В этой повести есть и слова, подтверждающие то, что русский человек – верный супруг (зачитывает отрывок).
Учащийся: А Улиания Осорьгина? Это прежде всего образцовая жена, мать, хозяйка, а христианское смирение, кротость, терпение, щедрость – основа её характера. Вот, что мы нашли в памятнике 17 века, «Повести об Улиании Осорьгиной» (зачитывает отрывки). (Делает запись на доске: христианское смирение, щедрость).
Учитель: Н. Карамзин взял на себя смелость сравнивать характеры славянских народов. А мы пойдём дальше – мы попробуем сравнить английский и русский характеры. Вот что пишет Владимир Набоков: «Между ними и нами, русскими – некая стена стеклянная; у них свой мир, круглый и твёрдый, похожий на тщательно расцвеченный глобус. В их душе нет того вдохновенного вихря, биения, сияния, плясового неистовства, той злобы и нежности, которые заводят нас Бог знает в какие небеса и бездны; у нас бывают минуты, когда облака на плечо, море по колено, - гуляй душа!»
И праздник русской души выражается в песне (прослушиваем аудиозаписи русских народных песен).
А. Н. Радищев в русских песнях видит выражение существа русского характера. В немногих, но броских зарисовках А. Радищев воссоздаёт русский национальный характер, для которого характерны широта, удаль, порывистость, отвага (на доске появляется запись: широта, удаль, порывистость, отвага). Вот, что он пишет о «песенности» русского характера в «Путешествии из Петербурга в Москву» (зачитывает отрывок)( на доске появляется запись: песенность, самозабвенность).
Вспомните, пожалуйста, кого ещё обворожила самозабвенность русского характера, когда он поёт?
Учащийся: Думаю, что И.С. Тургенева. Это он написал удивительный рассказ «Певцы», где состязаются в песне два русских человека (зачитывает отрывки из рассказа «Певцы» И. С. Тургенева).
Учитель: Вот какой он, русский человек: его бьют, заковывают в цепи, он голодает, терпит гонения, но поёт! (Звучит аудиозапись русской народной песни).
Ещё русский человек отличается бескорыстным самоотверженным трудом. В каких произведениях мы с этим встречались?
Учащийся: «Житие Сергия Радонежского»
Учитель: А изобретательность?
Учащийся: В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Учитель: Непритязательность?
Учащийся: В сказе Н. С. Лескова «Левша».
Учитель: Верность традициям праотцов?
Учащийся: В романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».
Учитель: И наконец, чувствительность?
Учащийся: В повести Н. Карамзина «Бедная Лиза».
Учитель: Итак, мы заполнили таблицу многими составляющими формулы русского национального характера. Теперь заключительная часть нашего урока – составление формулы русского национального характера. А чтобы помочь вам в этом творческом задании, я предлагаю формулы, составленные мною. Составляя формулы, я пользовалась математическими терминами: трёхчленность и многозначность. Вот что у меня получилось:
(супружеская) (взаимоответственность)
Верность (традициям праотцов) + Любовь (целомудрие) +
(отечеству) (чувствительность)
(отвага)
Мужество (смелость) = РУССКИЙ ХАРАКТЕР
(упорство)
Щедрость + доброжелательность + верность + послушание + благородство + всепрощение + смирение + кротость + непритязательность = альтруизм
эгоизм
РУССКИЙ ХАРАКТЕР
(работа в группах по составлению формул, затем социализация получившихся работ).
Учитель: Закончить наш урок-альманах хочется стихотворением самого русского поэта С. Есенина:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси…
Получившаяся таблица:
Название произведения
Автор (если есть)
Черты характера русского человека, отображённые в произведении
«Поучение Владимира «Мономаха».
терпение, гуманизм, щедрость, трудолюбие, мужество, правдолюбие, доброжелательность
«Домострой».
вежливость, взаимоответственность, верность, послушание, чистоплотность, организованность
«Мертвые души»
Н. В. Гоголь
честность, бережливость
«Слове о полку Игореве»
ненависть, суровость, воинская доблесть.
«Сказании о житии Александра Невского»,
память «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о взятии Царьграда крестоносцами», «Повесть о битве на Калке» и «Сказание о Мамаевом побоище»,
«Василий Тёркин»
А. Т. Твардовский
Мужество, храбрость, благородство, упорство, смелость.
«Сказание о святых покровителях воинства, о святых братьях Борисе и Глебе»,
«Сашка»
В. Кондратьев
всепрощение, смирение, любовь к врагам
«Истории государства Российского»
Н. Карамзин
кротость, стыдливость, целомудрие
«Повесть об Улиании Осорьгиной»
христианское смирение, щедрость
«Путешествие из Петербурга в Москву»
А. Н. Радищев
широта, удаль, порывистость, отвага, песенность, самозабвенность
«Житие Сергия Радонежского»
бескорыстный самоотверженный труд
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
М.Е.Салтыков-Щедрин
изобретательность
«Левша»
Н.С. Лесков
непритязательность
«Лето Господне»
И.С. Шмелёв
верность традициям праотцов
«Бедная Лиза»
Н.Карамзин
чувствительность
Администрация сайта «УРОК.РФ»