12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вовк Елена Александровна2561
преподаватель ГБОУ СПО ЛНР Ровеньковский технико-экономический колледж
Россия, Луганская Народная Респ., г. Ровеньки
Материал размещён в группе «Экономическое образование»
12

Методическая разработка итогового занятия по МДК. 03.01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» в форме интерактивной игры «Своя игра»



Методическая разработка итогового занятия по МДК. 03.01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» в форме интерактивной игры «Своя игра»

Введение

Деловая игра один из методов активного обучения представляет собой имитацию производственной ситуации, её моделирование, а последовательные действия игроков способствуют выполнению заданий и достижению определенного результата.

Неотъемлемым условием деловой игры является самореализация каждого участника в ходе принятия решения самостоятельно, в результате игра способствует развитию коммуникабельности личности.

Одним из ключевых моментов деловой игры считается то, что, моделируя действительность появляется возможность внедрить различные стратегии.

Проведение деловой игры «Налоговый инспектор» способствует формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций по МДК.03.01. Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Деловую игру «Налоговый инспектор» рекомендовано проводить на последнем занятии в форме обобщающего повторения изученного курса по МДК.03.01. Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Дисциплина: МДК.03.01. Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Тема занятия: Обобщение и систематизация изученного курса по МДК. 03.01. «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами».

Тип занятия: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Форма организации: урок-деловая игра.

Цели занятия:

Образовательная: обобщение и закрепление теоретических знаний и практических навыков обучающихся по пройденным темам междисциплинарного курса.

Развивающая: содействовать развитию познавательного интереса, коммуникативных навыков обучающихся и умению работать в команде.

Воспитательная: формирование устойчивых интересов к выбранной специальности, совершенствование своих профессиональных знаний и умений. Воспитание гражданской позиции необходимости уплаты налогов.

Учебно-методическое обеспечение: мультимедийная система, презентация по теме занятия, раздаточный материал, карточки – задания.

Методические приёмы: последовательное выполнение заданий по сценарию с комментариями конкретных элементов, обсуждение правильности формирования выводов, принятия решения.

Межпредметные связи: МДК.01.01. «Практические основы бухгалтерского учета имущества организации», МДК.02.01. «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организаций», ОП.08. «Налоги и налогообложение».

План занятия:

1. Организационная часть: (3мин)

Приветствие

Перекличка обучающихся по составу

Готовность аудитории и обучающихся к занятию

2. Подготовка обучающихся к проведению деловой игры «Налоговый инспектор»: (3 мин)

Организация внимания обучающихся

Информация о правилах игры

Сообщение темы и цели мероприятия

Мотивация обучающихся на продуктивную работу

3. Ход проведения мероприятия: (60 мин)

Вступительное слово преподавателя

Сообщение темы и цели урока-игры

Преподаватель представляет пришедших гостей для проведения мероприятия

Интересные факты о налогах: от истории к современности

Своя игра. Тема «Что мы знаем о налогах»

4. Заключительная часть: (5 мин)

Выступление жюри по результатам игры (3 мин)

Заключительное слово преподавателя

5. Рефлексия: (4мин)

Анализируют свою работу, работу команды-соперников, атмосферу игры

Диагностика эффективности деловой игры (мнение обучающихся выражается цветом жетона: белый жетон-урок понравился, синий-не понравился).

6. Домашнее задание: (2 мин)

Разработать свой налог.

Основная часть

Ход проведения занятия в форме деловой игры

1. Организационный момент

Приветствие педагога с обучающимися. Информация старосты об отсутствующих. Отметка педагога в учебном журнале.

2. Подготовка обучающихся к проведению деловой игры «Налоговый инспектор»

Инструктаж преподавателя по этапам проведения игры. Обучающиеся делятся на 2 команды - налоговые инспекции. Игра состоит из 2 раундов, каждый из которых включает разноуровневые задания. Время на каждый раунд ограничено. Каждому участнику игры выдается два жетона белого и синего цвета (их применение найдет свое место по окончанию занятия).

Слоган сегодняшней игры: «Удача сопутствует образованным!»

3. Ход проведения мероприятия

Сообщение педагогом темы и цели мероприятия. Преподаватель представляет жюри.

Вступительное слово преподавателя «Интересные факты о налогах: от истории к современности».

1 тур – Представление команд «Визитка»

Каждой команде было дано домашнее задание представить свою команду (капитан, название команды, эмблема, доклад-презентация по теме налогов). Результаты этого тура оценивают члены жюри. Все полученные баллы заносятся в итоговую оценочную таблицу. Максимальное количество – 10 баллов.

2 тур – 1 раунд - Мини – викторина «Своя игра»

Команда самостоятельно выбирает тему вопроса и его стоимость. Первыми отвечают участники, опередившие соперников своим сигналом. Если ответ неправильный с команды списывается 10 баллов, а команда соперников имеет право на свой вариант ответа. Командам дается возможность ответить на вопрос только 1 раз.

Переход к каждому новому туру сопровождается категорией «Кот в мешке» – это дает возможность для команды с наименьшими балами исправить ситуацию.

Задание 1. (отборочный тур)

Что такое налоги? Определите их роль в жизнедеятельности государства. Ответ будет правильным если предоставленные слова расположить в левой графе таблицы в порядке возрастания нечетных чисел, а в правой графе - в порядке увеличения значений четных чисел.

Бюджет – 4, в форме 26, отчуждения 32, индивидуально 5, безвозмездный 7, взимаемый 15, платеж 13, налогов 24, с плательщиков 10, в соответствующий 21, обязательный 1.

Таблица 1

Ответ на задание 1


1 обязательный

4 бюджет

5 индивидуально

10 с плательщиков

7 безвозмездный

24 налогов

13 платеж

26 в форме

15 взимаемый

32 отчуждения

21 в соответствующий


Таблица 2

1 раунд. Выбор темы и категории вопросов

тема

вопросы

1. Налоговый ребус

10

20

30

50

70

2. Из истории о налогах

10

20

30

50

70

3. Виды налогов

10

20

30

50

70

4.Элементы налогообложения

10

20

30

50

70


1 Налоговые ребусы: Отгадайте ребус и дайте определение термину

Таблица 3

t1699891987aa.png

Налог

t1699891987ab.png

Сбор

t1699891987ac.png

Декларация

t1699891987ad.png

Пеня

t1699891987ae.png

Акциз


2 История о налогах:

1. Вопрос: Кто из русских правителей ввёл в государстве Российском наибольшее количество «странных налогов» (налог на бороду, на глаза, на одежу т.д.)

Ответ: в России Петр I ввел очень много своеобразных налогов: со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный, с печей, арбузов, орехов, с продажи съестных припасов, ледокольный и даже за глаза!


2. Вопрос: этот налог в России был введен дважды: первый раз в 1849 году и его ставка составляла 1 рубль за (что?)1000 ед.

Ответ: это акцизный налог с зажигательных спичек, то есть ставка 1 рубль за каждые 1000 штук спичек. Этот налог был актуален поскольку спички производились только Санкт-Петербурге и Москве. Спустя 10 лет налог был отменен, а производство спичек разрешено в разных городах-монополия была снята.

3. Вопрос: в 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества [8]. Какой сбор она установила?

Ответ: Императрица своим указом упразднила частные налоги на промысел и подушную подать с купцов. Был установлен «гильдейский сбор» с них, а всех купцов распределили по гильдиям (три гильдии) и зависел этот сбор от состояния их имущества. Налог составил 1% от объявленного капитала.

4. Вопрос: 1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Как этот факт был связан с налогами? Назовите этот налог.

Ответ: налог на соль. Данный налог привел к увеличению цены на соль и ее продажи снизились очень сильно.

5. Вопрос: Какой «нашумевший» налог в СССР был принят и введен в действие в 1941 году?

Ответ: налог на бездетность. С бездетных как мужчин, так и женщин от 20 до 45 лет удерживали 5% от начисленной заработной платы государству.


3 Виды налогов:

Вопрос: какой налог удерживают ежемесячно с заработной платы каждого работающего гражданина? Назовите этот налог. (Подоходный налог)

Вопрос: налоги, установленные нормативно-правовыми актами муниципальных образований и обязательные к уплате по территориальному признаку таких муниципалитетов. Какие это налоги? (Местные налоги).

Вопрос: базой налогообложения является сумма реализованной (отгруженной) продукции, выполненных работ (предоставленных услуг) и полученных предоплат (авансов) в отчетном периоде. Назовите налог и его налоговую ставку. (Налог с оборота 2%).

Вопрос: куда может обратиться налогоплательщик для получения информации о видах налогов и налоговых режимах? (информация в Законе «О налоговой системе» ЛНР, обратиться в налоговую инспекцию).

Вопрос: имеет ли право руководитель местных органов самоуправления предложить ввести сбор на мусор, увеличив стоимость его утилизации. Ответ объясните. (Нет, так как такой сбор не предусмотрен налоговым Законом).


4 Элементы налогообложения:

Вопрос: одним из элементов налоговой системы являет объект налогообложения. Назовите объект налогообложения в налоге на земельный участок. (Участок земли).

Вопрос: как называется период времени, который применяется к конкретным налогам, по окончании этого периода рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате. Дайте определение этому термину и перечислите их. (Месяц, квартал, год).

Вопрос: что является объектом для исчисления налога на прибыль? (Прибыль, рассчитанная уменьшением суммы валовых доходов отчетного периода на сумму валовых расходов аналогичного периода).

Вопрос: плательщик налогов и сборов один из элементов налоговой системы. Кто признается налогоплательщиком? С какого возраста физ. лицо может быть привлечено к налоговой ответственности?

(Юридические лица, физические лица-предприниматели, налоговые агенты, физические лица, на которых в соответствии с настоящим Законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы, филиалы, структурные и другие обособленные подразделения юридических лиц - резидентов в части уплаты отдельных видов налогов, а также филиалы иностранных юридических лиц, которые прошли аккредитацию в соответствии с действующим законодательством Луганской Народной Республики. с 16 лет). [1]

Вопрос: этот налог устанавливается на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную сверхприбыль?  (Акцизный налог)


Кот в мешке: Вопрос в данной категории будет задан команде с наименьшим количеством баллов. При правильном ответе рейтинг команды будет увеличен на 100 баллов, либо наоборот произойдет списание при неправильном ответе.

Вопрос: В состав валовых расходов отчетного периода включаются….

Ответ:

-расходы, понесенные на приобретение товаров, работ (услуг);

-расходы на оплату труда в денежной и / или натуральной форме;

-суммы начисленных налогов и сборов (за исключением налога с оборота, налога на прибыль, подоходного налога с дивидендов, сельскохозяйственного налога), а также суммы начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование,

-расходы на приобретение электроэнергии, газа, горячего водо-, теплоснабжения;

- расходы на приобретение воды, оплату услуг связи;

-расходы, связанные с приобретением товаров, работ, услуг в рамках бюджетных программ Республики;

-расходы, связанные с приобретением горюче-смазочных материалов, списание которых подтверждено документально;

-расходы, связанные с арендой имущества;

- командировочные расходы. [1]


Кот в мешке: Назовите специальные налоговые режимы, которые прописаны в статье 14 Закона «О налоговой системе».

Ответ: статья 14. п.1. К специальным налоговым режимам относятся:

1) упрощенный налог;

2) патент;

3) сбор за осуществление валютно-обменных операций;

4) сельскохозяйственный налог;

5) патент на добычу угля (угольной продукции) артелями. [1]

Таблица 4

2 раунд

тема

вопросы

1.Разное про налоги

20

40

60

80

100

2.Налоговый калькулятор

20

40

60

80

100


1 Разное про налоги


Вопрос: система мер, принимаемых органами налогов и сборов с целью контроля правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также соблюдения законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другого законодательства, контроль за соблюдением, которого возложен на органы налогов и сборов (Налоговый контроль).

Вопрос: назовите условие перехода налогоплательщика на упрощенный налог. (1 группа годовой оборот не превышает 1 500 000 руб., 2 группа годовой оборот не превышает 6 000 000 руб. и 3 группа годовой оборот не превышает 240000000 руб.)

Вопрос: результатом столыпинской аграрной реформы стало массовое переселения крестьян в Сибирь, мотивацией послужило освобождение от налогов до 5 лет. Назовите функцию налогов? (Регулирующая, стимулирующая).

Вопрос: «Определите ставку и базу налога».

Петр Великий ввел так называемую «подушную подать», которую должна была платить в размере 74 копеек «любая мужская душа» каждый год в казну государства Российского. (База: число мужчин; ставка: 74 коп. с одного мужчины).  

Вопрос: «Определяем ставку и базу налога».

Петр I всем купцам, не желавшим брить бороду, ввел налог для пополнения казны в сумме 100 рублей в год. (Ставка 100 рублей с владельца бороды; база: число бородатых купцов.).


Налоговый калькулятор

Вопрос: в декабре 2016 года предприятие осуществило реализацию товаров на сумму 1500 000 рос. руб. и получило предоплаты в сумме 250 000 рос. руб. Рассчитайте НСО.

Вопрос: рассчитайте сумму подоходного налога с кассира Петрухи Н.А., получившего 9980 руб. начисленной заработной платы, премии 20%, и материальной помощи в сумме 3200 руб.

Вопрос: Елена Ивановна работает в школе учителем начальных классов и получает заработную плату 20 000 рублей. С зарплаты Елены Ивановны удерживают подоходный налог по ставке 13%. Необходимо рассчитать сумму подоходного налога.

Вопрос: Колобков А.Ю., Петяха А.В. и Сидоров И.П. получили такие доходы 18580 руб., 18820 руб. и 18980 руб. соответственно. Необходимо начислить ЕСВ.

Вопрос: определите сумму налога на прибыль к уплате в бюджет (какой объясните). Доходы предприятия 1250 тыс. руб. Расходы предприятия составили 200 тыс. руб. Также присутствуют следующие расходы:

-арендная плата 120 тыс. руб.

-пеня за несвоевременную уплату налогов-15 тыс. руб.

-оплата спортивных секций для работников предприятия 20 тыс. руб.


4. Заключительная часть

Выступление жюри по результатам игры: зачитывается протокол деловой игры, оглашают результаты, проводят анализ. Команда, набравшая больше всего баллов, считается победителем. Заключительное слово преподавателя. Выставление оценок в журнал.

5. Рефлексия

Обучающиеся анализируют свою работу, работу команды-соперников, высказывают мнение, передают атмосферу игры. Диагностика эффективности деловой игры проводится просто (мнение обучающихся выражается цветом жетона: белый жетон-урок понравился, синий-не понравился).

6. Домашнее задание

Разработать свой налог.


Заключение

Деловая игра ориентирована на развитие профессиональных навыков, способствует приобретению практического опыта, то есть является наиболее действенной методикой усвоения информации.

Ориентация на игровой финал гарантирует наибольшее вовлечение обучающихся в процесс игры, рассмотренные ситуации помогают участникам оценить свои знания и возможности в профессиональном становлении будущего специалиста.

Считаю, что в ходе проведения деловой игры обучающимися были достигнуты и реализованы общие и профессиональные компетенции по МДК.03.01. Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Ход игры и её результаты показывают, что обучающиеся умеют определять виды и порядок налогообложения, источники уплаты налогов, сборов; ориентируются в системе налогов Луганской Народной Республики; умеют выделять элементы налогообложения; проводят учет расчетов по социальному страхованию, усвоили порядок и сроки исчисления налогов и единого социального взноса.

Список использованных источников

1. Закон «О налоговой системе» Луганской Народной Республики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/2238 /

2. Закон «О едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование». [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/2237 /

3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://rcro.su/obrazovatelnie-standarty/

4. Малыш, Е. В. Налоги и налогообложение: учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — 112 с.

5. Макаренко И.В. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы бизнес-образования», 8-9 апреля 2010 г., Минск. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01108/Makarenko.pdf

6. Майбуров И.А., А. М. Соколовская. 1. Теория налогообложения. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 с.

6. Самые необычные налоги Российской империи и СССР. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://secretmag.ru/stories/za-krasivye-glaza-i-chistuyu-golovu-samye-neobychnye-nalogi-rossiiskoi-imperii-i-sssr.htm

7. Краткая история налогов и налогообложения в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.klerk.ru/boss/articles/436389/

8. История налогов и налогообложения в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.audit-it.ru/nalognews/reg124/330372.html





Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.