Урок по литературе на тему «Уроки французского — уроки доброты» (6 класс)
Предмет: Литература
Класс: 6
Тема урока: «Уроки французского - уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутин «Уроки французского»)
Тема |
«Душевная тонкость учительницы, её роль в жизни мальчика» |
|
Цели и задачи: |
Образовательные: - познакомить учащихся с биографической основой рассказа «Уроки французского»; - проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт, раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; Развивающие: - формирование умения анализировать текст художественного произведения; - умение сжато излагать повествовательный текст; - развивать коммуникативные навыки учащихся и творческие способности; - развитие культуры речи учащихся, работа над выразительным чтением; Воспитательные: - подвести учащихся к глубокому пониманию понятийдоброта, отзывчивость, гуманизм, самоотверженность, благородство, мужество; - продолжить воспитывать у учащихся этические нормы поведения качества характера и взаимоотношений. |
|
Тип урока: |
урок «открытия» нового знания. |
|
Формы и методы: |
- словесный (слово учителя), фронтальный опрос, индивидуальный опрос, индивидуальные творческие задания, составление синквейна, работа со словарем, репродуктивный (пересказ прочитанного), наглядно-иллюстративный (видео, слайды компьютерной презентации) |
|
Методические приемы: |
Технология проблемного диалога, элементы исследовательской деятельности, частично-поисковый метод (нахождение нужных эпизодов в тексте). |
|
Оборудование: |
Компьютер, мультимедийный проектор, видеоролик, презентация, записи на доске, портрет автора. |
|
Планируемые результаты: |
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных вопросов на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; Предметные: определить смысл названия рассказа; определить какую роль сыграла Лидия Михайловна в жизни мальчика; выяснить, чему учит рассказ. Метапредметные: Познавательные: формировать умение самостоятельно осуществлять поиск и выделять информацию для выполнения учебных заданий; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя; формировать умение строить логическое рассуждение. Регулятивные: формировать умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: формировать умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Ход урока: |
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный |
Здравствуйте! Сегодня на нашем уроке литературы присутствуют гости. Давайте их поприветствуем и приступим к работе. |
Проверка готовности к уроку, приветствие. |
Стадия ВЫЗОВ
2. Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ
Стадия РЕФЛЕКСИЯ
Домашнее задание Вывод
|
1. Наш урок литературы предлагаю начать с просмотра видеоролика. Внимание на экран. Дорогие мои, вы наверняка поняли, что этот ролик показывает нам обыкновенно чудо – доброту. Я уверенна, что каждый из нас этот дар имеет.
2. Знакомство с эпиграфом. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой.
3. Размышления учащихся. Как вы думаете, как же эти строки связаны с рассказом В. Г. Распутина «Уроки французского»?
Оценивания то, что сделала для него Лидия Михайловна, учительница французского языка и классная руководитель, Распутин пишет: «… добро должно быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе». О чем будем говорить сегодня на уроке? Какова будет тема нашего урока? Запишите тему урока: «Уроки французского - уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутин «Уроки французского») Какую цель поставим перед собой на уроке?
На прошлом уроке мы познакомились с биографией В.Г.Распутина. Как вам полученная информация помогла при чтении рассказа?
Почему рассказ называют автобиографичным?
Посмотрите на экран и вспомните, что такое синквейн.
4. Постановка проблемы. Вдумайтесь в смысл названия произведения, и в тему сегодняшнего урока. Какое слово вы считаете главным в названии произведения и в теме? Какое значение подходит нам?
Кто преподает уроки мальчику?
Прием «Чтение с остановками» А сейчас, мы поработаем с учебником. Пожалуйста, найдите и прочитайте, какой была Лидия Михайловна?
Когда и почему обратила Лидия Михайловна внимание на мальчика?
Вопросы по тексту: Найдите и прочитайте, каким предстает наш герой в восприятии учительницы?
Как вы думаете, почему Лидия Михайловна выбрала такой способ, чтобы помочь мальчику, ведь она прекрасно знала, что за игру на деньги выгоняли из школы?
Почему мальчик стал играть в «чику»?
Почему учительница не наказала за игру на деньги и участие в драке?
Понимает ли наш герой, что игру на деньги учительница избрала специально? С какой целью она это делает? И зачем?
Какие уроки получил мальчик благодаря Лидии Михайловне?
Как вы думаете, для чего создан этот рассказ?
Прием «Незаконченное предложение» (на экране) Основной задачей нашего урока было… Автор учит нас тому, что… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… О чем заставил задуматься меня рассказ? Написать сочинение «Как я понимаю доброту?». Доброта - вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило. Уроки французского оказались уроками доброты!
Рефлексия Выберите себе яблоко по цвету: Зеленое – я доволен своей работой Желтое- на уроке я работал неплохо Красное- на уроке мне было трудно Наш урок окончен. Я очень надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своем сердце! До свидания! |
Просмотр видеоролика. Задумываются о бесценном даре – о добром сердце человека.
Запись в тетрадь.
Из произведения нам понятно, как одни люди и события прошли, не оставив в душе мальчика никаких положительных воспоминаний, только горечь и обиду, другие, как учительница французского, своей добротой и участием запомнилась на всю жизнь. Учащиеся высказывают свои мысли и предложения о доброте.
Запись в тетрадь.
Выяснить, чему учит рассказ.
Рассказ отчасти автобиографичен.
Автобиографическими называют художественные произведения, в которых автор использовал материал событий из своей личной жизни. Рассказ «Уроки французского» - автобиографическое произведение. Детство, писатель, Валентин Распутин провел в деревне Аталанка. Закончив местную школу, он вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа.
Он повествует о скромном деревенском мальчике, который вырос в Сибири, на берегу Ангары, вынужден уехать в районный центр, чтобы продолжить свое среднее образование. Живя у чужих людей, вдали от семьи, на новом месте, он чувствует одиночество. Жизненные трудности помогает преодолеть классный руководитель и учительница французского языка Лидия Михайловна. Жизнь школьников в послевоенное время.
Запись в тетрадь (учащиеся составляют синквейн об учительнице). Лидия Михайловна Добрая, мудрая. Поддерживает, помогает, сострадает. Окружает вниманием и заботой. Бескорыстие.
(Урок) Работа со словарем. 1)Учебный час (в средних учебных заведениях, посвященный отдельному предмету. Звонок на урок 2)Учебная работа, заданная школьнику на дом. Сделать уроки 3)Нечто поучительное; то, из чего можно сделать вывод для будущего. Это ему урок на будущее. Извлечь урок. Уроки, которые получает мальчик от героев рассказа.
Мать: настоящая мать всю жизнь заботиться о детях, и дети должны быть благодарны ей за это. Тетя Надя: Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих. Ученики: Вадик, Птаха и Тишкин. Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь, будь принципиальным. Не льсти. Лидия Михайловна: Будь добрым и отзывчивым, люби людей.
Работа с учебником. Стр.109,114- внешность учительницы, Стр.108-109 её голос, Стр. 120- в детстве.
Лидия Михайловна заметив следы на лице и после рассказ Тишкина о том, что герой играет на деньги, она выяснила, что мальчику нужны деньги, он голодает. Учительница придумала способ помочь мальчику.
Стр. 109 «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчик с разбитым лицом, со следами вчерашней драки»
Она хорошо знала мальчика, что никакой помощи он просто так не примет. Герой мог взять только то, что заработал сам.
Он голодал, ему надо было пить молоко от малокровия.
Пожалела, поняла, посочувствовала.
Стр. 121. У него в начале были сомнения…
Чтобы мальчик не думал, что игра идет ради него, она решила его раззадорить.
Мальчик получил уроки доброты и мужества, научился прощать обиды. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость и любовь.
Человек есть тайна. Её надо разгадать. И если будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время. Ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком. Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница французского языка. Добро - самая великая тайна на земле!
Работа в тетради на основе приобретенных знаний. Учащиеся дописали незаконченные предложения по теме урока.
Лидия Михайловна научила ученика разбираться в себе, в своем душевном состоянии, состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости. Мальчик впервые узнал вкус «красных яблок», о которых и не мечтал никогда. Узнал, что он не одинок, и что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Учащиеся заполнили листы самооценивания и выбрали яблоки для оценки урока.
|
Автор: учитель русского языка и литературы, Хамнуева Наталья Баниевна