Урок-игра по правилам дорожного движения

12
2
Материал опубликован 10 November 2016

Урок-игра по правилам дорожного движения

Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся по правилам дорожного движения

Задачи:

Проверить и закрепить навыки выполнения основных правил поведения обучающимися на улице, дороге.

Воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц.

Развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование:

- гонг для подачи сигналов

- часы с се­кундомером

- деревянный бочонок

- бочата с номерами вопросов

Участники:

- 2 команды учащихся 3 класса по 10 человек

- зрители – болельщики

- учитель – ведущий урок – игру

- жюри

Подготовительная работа:

- деление учащихся на команды;

- название команд;

- разучивание приветствия, девиза для команд;

Ход игры

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы вас приветствуем на интеллектуально-развлекательной игре «Счастливый случай». Отгадайте загадки и назовите тему нашей игры.

1. Самодвижущееся четырехколесное транспортное средство. (Автомобиль)

2. Командуя жезлом, он всех направляет,

И всем перекрёстком один управляет.
 Он  словно  волшебник, машин дрессировщик,
 А имя ему - ...
(Регулировщик)

3. Безрельсовый трамвай. (Троллейбус)

4. По рельсам бежит – на поворотах дребезжит. (Трамвай)

5. Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твёрдо знаю —

Правила я выполняю. (Пешеход)

6. Полосатая лошадка,

Ее „зеброю” зовут.

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут. (Пешеходный переход)

7. Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трёхглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти. (Светофор)

- Назовите тему сегодняшней игры.

- В любой игре есть участники и правила. Участниками игры являются учащиеся 3 класса. Правила нашей игры:

1. Игра состоит из нескольких туров – геймов: «Разминка», «Заморочки из бочки», «Ты мне, я тебе», «Тёмная лошадка», «Отвечаю я один» и «Игра со зрителями». В каждом гейме команда зарабатывает очки (в каждом раунде свои условия. Как заработать очки)

2. Играть нужно честно.

3. Оценивает работу участников жюри. (Представление жюри)

- Приветствие команд:

Команда «Светофорики»

Приветствие соперникам:

Команда «Регулировщики» - привет!

Зеленый вам зажгли мы свет,

Соревноваться приглашаем,

Ну, а победы нам желаем!

Девиз:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

День и ночь горит

Зелёный, жёлтый, красный.

Команда «Регулировщики»

Приветствие:

Мы команде «Светофорики»

Шлем пламенный привет.

И от всей души желаем

Дать им правильный ответ.

Знать правила движения-

Большое достижение.

Девиз:

В снег и в дождь, в грозу и бурю

Я на улице дежурю.

Мчаться тысячи машин, я проезд им разрешаю.

Если руку подниму, нет проезда никому.

1 гейм «Разминка»


В течение 5 минут каждой команде задаются вопросы: за каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

Вопросы для команды «Светофорики»

1.Где должны пересекать проезжую часть пешеходы? ( По пешеходным переходам (надземным или подзем­ным), а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин)

2. Где должны двигаться пешеходы при отсутствии тро­туара или пешеходной дорожки? (По обочинам, навстречу движению транспортных средств)

3.Разрешена ли буксировка велосипеда другим велоси­педом или мопедом? (Не разрешена)

4.Можно ли перевозить группы детей в кузове грузового автомобиля? (Можно, если автомобиль оборудован посадочными местами, знаком «Перевозка детей», при этом с детьми должны находиться не менее двух взрослых сопрово­ждающих)

5.Сколько цветов имеет светофор?(Три: красный, жёлтый, зелёный)

6. Что означает зеленый сигнал светофора? (Разрешает движение)

7. Что в сочетании из греческого и русского слов означа­ет слово «светофор»? (Носитель света)

8. Когда появился первый в мире светофор? (В 1868 году)

9. Какие виды светофоров существуют? (Уличные и дорожные, железнодорожные, речные, в автоспорте)

10. Разрешается ли переходить дорогу с разделительной полосой вне пешеходного перехода? (Не разрешается)

11. Что означают запрещающие знаки? (Вводят разные запреты и ограничения)

12. Какие виды перекрестков бывают? (Трехсторонние, четырехсторонние, площади)

13. Для чего применяются транспортные светофоры с до­полнительными секциями? (Для регулирования движения транспортных средств, совершающих поворот)

14. Что означают знаки приоритета? (Устанавливают очередность проезда на перекрестках, пересечениях проезжей части)

15. Какие типы перекрестков по способу организации движения существуют? (Регулируемые и нерегулируемые)

16. Что обозначает транспортный светофор для регулиро­вания движения через железнодорожный переезд? (Запрещает движение через железнодорожный переезд)

17. Разрешается ли пешеходу переходить дорогу в местах крутых поворотов дороги около туннелей, мостов? (Не разрешается)

18. Что обозначают предупреждающие знаки? (Информируют водителя о приближении к опасному участку дороги)

19. Что такое «островок безопасности»? (Место на середине дороги, где пешеход может пере­ждать движение машин)

20. Какое положение регулировщика соответствует крас­ному сигналу светофора? (Стоит спиной или грудью, руки опущены вниз или вы­тянуты в стороны)

Вопросы для команды «Регулировщики»

Что такое тротуар? (Элемент дороги, предназначенный для движения пе­шеходов)

Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам све­тофора? (Сигналам регулировщика)

3. При приближении транспортных средств с включен­ным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, что должны делать пешеходы? (Обязаны воздержаться от перехода проезжей части)

4. Кто это - участник дорожного движения? (Лицо, принимающее непосредственное участие в про­цессе движения в качестве водителя, пешехода, пасса­жира транспортного средства)

5. Со скольких лет разрешается управлять велосипедом при движении по дороге? (С 14 лет)

6. В каком возрасте разрешается перевозить ребенка на переднем сиденье легкового автомобиля при отсутст­вии специального удерживающего устройства? (С 12 лет)

7. Где появился первый в мире светофор? (В Лондоне)

8. Разрешается ли движение группы детей по велосипед­ной дорожке? (Да, разрешается, если нет пешеходной дорожки и не затрудняет движение велосипедистов)

9. Что означают предписывающие знаки? (Указывают разрешенные направления движения, ми­нимально допустимую скорость)

10. Что указывает линия «Стоп»? (Место остановки транспорта при запрещающем сигна­ле светофора)

11. Чем отличается от других светофоров велосипедный светофор? (Изображением велосипеда на сигналах светофора или дополнительной табличкой белого цвета с черным контуром велосипеда)

12. В каком случае разрешается посадка и высадка пасса­жиров со стороны проезжей части? (Если это невозможно сделать со стороны тротуара или обочины и при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения)

13. Что обозначают информационно-указательные знаки? (Сообщают участникам движения о местах пешеход­ных переходов, об остановках общественного транспорта и т.д.)

14. Как обозначаются остановки транспортных средств общего пользования? (Специальной разметкой в виде сплошных линий жел­того цвета)

15. Если нет велосипедного светофора, какому светофору должен подчиняться велосипедист? (Транспортному)

16. Что обозначают знаки сервиса? (Указывают место положения соответствующих объек­тов - больниц, телефонов и т.д.)

17. Какие виды дорожной разметки существуют? (Вертикальная, горизонтальная)

18. Имеет ли право двигаться пешеход, если в основном светофоре включен красный свет, а в пешеходном - зеленый? (Да, может двигаться)

19. Для чего используются знаки дополнительной инфор­мации (таблички)? (Уточняют или ограничивают действия других знаков)

20. Какое положение регулировщика разрешает движение? (Стоит боком, руки опущены или вытянуты в стороны)

Подведение итогов жюри.

2 гейм «Заморочки из бочки»


Капитаны команд достают по очереди “заморочки”- бочонки с номерами. Зачитывается вопрос, на обдумывание команде даётся 10 секунд, после чего она должна дать ответ. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если игроки достают бочонок, на котором написано кроме числа «Счастливый случай», то за правильный ответ команда получает 5 баллов, а не 2 балла. (В мешочке 2 бочонка с надписями «Счастливый случай»)

1. Кто в России  ввел первые  правила дорожного движения для езды на лошадях? (Петр I).
 

2. Где был изобретен первый дорожный светофор? (В Лондоне).
 

3.  С какого минимального возраста разрешается обучение управлению автомобилем? (Не менее 16 лет)
 

4. В чем заключается основное отличие дорожного движения Англии и России? (В Англии – левостороннее движение, в России – правостороннее)
 

5. В каком городе было принято решение о создании единых европейских правил дорожного движения? (На всемирной конференции в Париже)
 

6. Является ли гужевая повозка участником дорожного движения? (Да)

Подведение итогов жюри.

3 гейм «Ты мне, я тебе»

Команды задают друг другу по три вопроса. За правильный ответ на вопрос получают 2 балла.
 

Подведение итогов жюри.

4 гейм «Тёмная лошадка»

Команда должна придумать и нарисовать дорожный знак, которого нет в правилах дорожного движения, и дать ему название. За рисунок команда может получить от 1 до 5 баллов по критериям:

1. соответствие названия и содержание рисунка;

2. оригинальность замысла;

3. раскрытие темы (наполнение содержанием);

4. цветовое решение;

5. композиция;

«Игра со зрителями»

- Дать правильное название дорожным знакам.

Названия знаков слева направо сверху вниз:

Выезд на набережную

Конец зоны ограничения минимальной скорости

Движение без остановки запрещено

Главная дорога

Выброс гравия

Место стоянки легковых такси

Остановка запрещена

Тупик

Перегон скота

Подведение итогов жюри.

5 гейм «Отвечаю я один»

Каждому игроку задается вопрос. Если участник ответит сам, то команда получает 3 балла, если ответит с помощью команды – 2 балла. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то отвечает команда соперника и у неё есть возможность получить 1 балл. Каждому игроку будет задано по одному вопросу.
 

Вопросы команде «Светофорики»

1. Старинный экипаж, запряженный лошадьми. (Карета.)

2. Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат.)

3. Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход.)

4. Дорога для трамвая. (Рельсы.)

5. Изгиб дороги. (Поворот.)

6. Место пересечения улиц. (Перекресток.)

7. Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена.)

8. Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка.)

9. Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажиров в легковом автомобиле. (Ремень безопасности.)

10. Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем.)

Вопросы команде «Регулировщики»

1. За что нужно держаться в общественном транспорте, если тебе не хватило сидячих мест? (Поручень)

2.Водитель велосипеда. (Велосипедист.)

3. Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд.)

4. Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина.)

5. Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов.)

6. Откидная крышка, закрывающая двигатель. (Капот.)

7. Приспособление для буксировки автомобиля. (Трос.)

8. Подземное сооружение для движения транспорта. (Тоннель.)

9. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель.)

10. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф.)

Подведение итогов жюри.

Награждение участников игры.

- Наша игра окончена. Участники игры проверили себя на смекалку и сообразитель­ность, оценили быстроту своей реакции. Благодарю за участие!

Комментарии

Хороший материал спасибо!

24 December 2016

Очень насыщенный материал.

25 April 2017