Урок-игра по правилам дорожного движения (1–2 классы)

2
0
Материал опубликован 2 November 2016 в группе

Урок-игра по правилам дорожного движения


 

Составитель: Романцова Е.М.

учитель начальных классов

 

Тамбов

2016

Цель:

1. Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.

2. Формировать представление младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

3. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.  


 

Оборудование: разноцветные кружки для игры, плакаты, конверты с дидактическим материалом для конкурсов, кубик, вопросы, дорожные знаки, бумага, клей, схема для игры.

Учитель: Ребята, все мы с вами каждый день ходим в школу, в магазин, в разнообразные кружки : кто-то на секцию, кто-то в кружок, кто-то в музыкальную школу. Мы с вами каждый день, и не один раз пересекаем улицу, где очень много машин, автобусов и другого транспорта, т.е. мы являемся участниками дорожного движения.

На дороге мы должны быть очень внимательными. Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей, 24 тысячи детей и подростков получают травмы. Дорога непредсказуема, а мы куда-то спешим, надо быть осторожным.

То, что существует азбука букв, ребенок знает с самого раннего возраста. Но помимо, азбуки букв существует азбука дорожного движения. И мы сегодня с вами вспомним азбуку дорожного движения.

1-ученик: По городу, по улице

Не ходят просто так.

Легко попасть впросак.

Когда не знаешь правил ты

Все время будь внимателен

И помни наперед:

Шофер и пешеход

Свои имеют правила.

 

2 ученик: Бурлит в движенье мостовая:

Бегут авто, спешат трамваи.

Все будьте правилу верны –

Держитесь правой стороны.

3 ученик: Где улицу надо тебе перейти

О правиле помни простом:

Сначала налево погляди,

Направо взгляни потом.

4 ученик: Где есть шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Пусть запомнят твердо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зеленом свете

Через улицу идет!

5 ученик: Хоккей – игра на льду зимой,

Футбол – хорошая игра

На стадионе, детвора!

Но не играй на мостовой!

6 ученик: Город, в котором мы с тобой живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город все время дает нам урок.

Чтоб не случилась с тобою беда.

Азбуку города помни всегда!

Учитель: Ребята, вы готовы , сегодня сдать экзамен по правилам дорожного движения? Начинаем. На старт. Но для проведения экзамена, нам нужны, экзаменаторы. Они будут наблюдать за вами в течении всего экзамена, а потом скажут свои результаты. А сейчас, ребята, я подойдите ко мне и возьмите один из цветных кружочков, которые лежат на столе. Найдите свою команду по цвету кружочка и займите свои места, согласно цвету. Придумайте название команд, которые отражают нашу тему: Дорожная азбука – это наука быть живым и невредимым, быть в безопасности. (Например, «Зебра» , «Знаки», «Светофор», «Пешеход», «Переход» и другие.).

1 турю. Разминка

Ваша задача: подбрасывает кубик, увидите номер и берете билет под эти номером, и отвечаете на вопросы.

Билет № 1

Человек, идущий пешком (пешеход)

На дороге самый строгий «командир» с огоньками на груди (светофор)

Как называется часть дороги, предназначенная для пешеходов? (тротуар)

Почему нельзя пересекать проезжую часть перед близко идущим транспортом? (машины не могут сразу остановиться)

Билет № 2

Как называется часть дороги, предназначенная для проезда транспорта? (мостовая)

Каким машинам модно проехать на красный свет светофора? (пожарным, полицейским, скорой помощи – специальным машинам)

С какого возраста можно управлять велосипедом при движении по дорогам? (с 14 лет)

Ты решил перейти улицу. Твои действия? (посмотреть налево, направо и переходить, если близко нет идущего транспорта)

Билет № 3

Где можно переходить улицу? (по пешеходной дорожке или по подземному переходу)

Транспорт надо обходить сзади или спереди? (трамвай – спереди, автобус – сзади, а лучше подождать пока транспорт отъедет)

Какой стороны должен придерживаться пешеход? (правой)

Место посадки пассажиров в транспорт (остановка)

Учитель: Мы преодолели 1-й этап нашего дорожного экзамена и продолжаем путь дальше.

2 тур. В стране дорожных знаков.

Группы знаков – запрещающие, предупреждающие, предписывающие, указательные.

Учитель: Знаки важные, дорожные –

Компас взрослых и ребят.

Дети, будьте осторожны!

Знайте, что нельзя, что можно.

Все, что знаки говорят!

Выполняйте непременно

Посмотрите – знаки опасный:

Человечек в круге красном

Перечеркнут пополам.

Тут машины быстро мчатся,

Может даже быть несчастье. (пешеходное движение запрещено)

Шли из школы мы домой,

Видим – знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет. (велосипедное движение разрешено)

Что за знак такой висит?

«Стоп » - машина он велит.

Пешеходы! Идите смело

О дорожкам черно-белым. (пешеходная дорожка)

Круглый знак, а в нем окошко,

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко:

Что здесь, свалка кирпича?(въезд запрещен)

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

Мой приятель говорит:

«Это значит путь открыт.

Там спортсмены впереди

С номерами на груди.

На дороге – эстафета,

Надо ж детям бегать где-то»,

Но боюсь, однако,

Смысл другой у знака. (внимание - дети)

Вот так знак!

Глазам не верю.

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье? (железнодорожный переезд со шлагбаумом)

3 тур. Сложите дорожный знак. Каждая команда получает конверт. В конверте находятся разрезанные знаки, ваша задача соединить. (подземный переход, автобусная остановка, круговое движение).

Разминка

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет) 
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да) 
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет) 
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет) 
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да) 
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет) 
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

4 тур. В стране Светофории.

Учитель: Молодцы! Отлично справились с заданием. А сейчас отгадайте загадку и узнаете, куда же мы отправляемся дальше.

Вот стоит на улице

В длинном сапоге

Чудище трехглазое

На одной ноге.

Запылал у чудища

Изумрудный глаз –

Значит можно улицу

Перейти сейчас. (светофор)

- Игра «Светофор». Давайте, вспомним стихотворение С. Михалкова, а пропущенные слова будем повторять все вместе.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться… (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь….(открыт)!»

Желтый свет – предупрежденье:

Жди сигнала для….(движенья).

Правила игры: у учителя три круга – сигнала: красный, желтый, зеленый он поочереди показывает эти цвета детям. Дети выполняют движения : зеленый - все маршируют на месте, желтый – хлопают в ладоши, красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, садится на место.

Выиграет та команда, у которой к концу игры останется большее количество участников.

- Игра «Собери светофор» - у каждой команды конверт, в котором лежат 7 прямоугольников: 4 черных, желтый, красный, зеленый. Необходимо собрать из них светофор и аккуратно, быстро, правильно приклеить его к альбомному листу.

5 тур – Внимательный пешеход.

Учитель: Самая маленькая ошибка, потеря бдительности на дорогах улицы, невнимательность могут привести к непоправимой беде. На карте-рисунке дорожной ситуации художник допустил ошибки. Вам нужно найти эти ошибки. У вас по 2 попытки.

Ошибки:

Машины движутся по левой стороне улицы.

Троллейбус нарисован с одной контактной дугой.

На светофоре 2 цвета, а не 3.

Велосипедист нарушает правила дорожного движения – на переходе он должен идти с велосипедом, а не ехать на нем.

Знак пешеходного перехода изображен для водителя. Он должен раполагаться до перехода, т.к. он предупреждающий. А на переходе располагается информационно-указательный знак «Пешеходный переход».

Учитель: Вот и подошел к концу последний этап экзамена. А пока экзаменационная комиссия подводит итоги, мы поиграем.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Правила игры: если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», а если вы так не поступаете –то должны промолчать.

А теперь я вас проверю

И игру для вас затею.

Вот задам сейчас вопросы –

Отвечать на них не просто.

На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,

Все правила движенья вы твердо должны знать.

- Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если какое-либо из правил не соответствует норме, тогда молчите, значит, оно попало к нам в игру ошибочно, случайно
- Кто из вас, идя домой, 
Держит путь по мостовой? 
(Учащиеся молчат). 
Кто из вас идёт вперёд 
Только там, где переход? 
(Это я, это я, это все мои друзья!) 
Кто бежит вперёд так скоро, 
Что не видит светофора? 
(Учащиеся молчат). 
Знает кто, что свет зелёный 
Означает: путь открыт? 
(Это я, это я, это все мои друзья!) 
А что жёлтый свет всегда нам 
О вниманье говорит? 
(Это я, это я, это все мои друзья!) 
Кто, пусть честно говорит, 
На трамвае не висит? 
(Это я, это я, это все мои друзья!) 
Знает кто, что красный свет – 
Это значит: хода нет? 
(Это я, это я, это все мои друзья!) 
Кто из вас в вагоне тесном 
Уступил старушке место? 
(Это я, это я, это все мои друзья!) 
Кто торопится, бежит 
Перед знаком «Путь закрыт!»? 
(Учащиеся молчат). 


 

Учитель: Молодцы! Я уверенна, что и на дороге вы такие же наблюдательные, как на уроке. А сейчас мы послушаем наших экзаменаторов.

Итог урока:

Сегодня на уроке мы  повторили правила дорожного движения и дорожные знаки.

Что больше всего ребята вам понравилось на уроке?

Что было сложно?

Рефлексия.

 Дети наклеивают на светофор,  расположенный на доске цветные круги.

Зеленый – понравился урок, мне было интересно.

Желтый – не очень понравился урок, на некоторых этапах я испытывал затруднение.

Красный – не понравился, мне было сложно.

Комментарии
Комментариев пока нет.